Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время перед образованием стоит задача воспитания не только творческой и всесторонне развитой личности, но и гибко ориентированной в постоянно меняющейся реальности, готовой осваивать принципиально новые направления и направления деятельности.
В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательной деятельности, ведь именно познавательная деятельность является залогом успешной деятельности детей.
Он способствует развитию автономных действий, направленных на поиск адекватных решений, выбор материалов и средств для выполнения стоящих перед нами задач. Познавательная деятельность формируется в дошкольном детстве и тесно взаимосвязана с развитием познавательных процессов. [7;3].
Шамова Т.И. дает следующее определение познавательной деятельности: качество деятельности ученика, которое проявляется в его способности к содержанию и учебному процессу, в стремлении овладеть знаниями и эффективными в оптимальное время методами деятельности, в мобилизации морального духа и качественная мораль,добровольные усилия для достижения образовательных и познавательных целей [11;59]
«Познавательная активность или любознательность», - пишет Д. Годовикова - «это стремление получить знания о явлениях окружающей среды. Познавательная активность - это и познавательная потребность, и побуждаемая ею познавательная деятельность» [21;48].
По данным Научного центра здоровья детей РАМН, сегодня 85% детей рождаются с отклонениями в развитии и слабым здоровьем. В дошкольных учреждениях количество детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, достигает 25-45%, в группе риска находится более 60% детей. Частым проявлением нарушения развития в дошкольном возрасте является задержка умственного развития. [10;4].
Исследования Запорожец, Н. Подякова, С.Л. Новоселова, А. Фонарева демонстрируют важность учета познавательной активности ребенка в процессе обучения. Это вдвойне важно для детей с задержкой умственного развития, так как для них характерна низкая познавательная активность, так как у них плохо сформированы все познавательные процессы или все познавательные процессы формируются поздно. Без специального педагогического воздействия у этих детей не развиваются такие качества, как: самостоятельность, умение переносить полученные знания и навыки из одной ситуации в другую при решении схожих задач, а познавательные процессы обеспечивают формирование всех высших психических функций. [6;35].
Все вышеперечисленные факты объясняют наш интерес к теме и характеризуют ее актуальность.
Целью нашего исследования является, доказать эффективность занятий по ознакомлению с целостной картиной мира в формировании познавательной активности у детей с задержкой психического развития.
Объектом является особенности формирования познавательной активности у детей с задержкой психического развития.
Предмет исследования: эффективность занятий по ознакомлению с целостной картиной мира при формировании познавательной активности у детей с задержкой психического развития.
Гипотеза нашего исследования: развитие познавательной активности у детей с задержкой психического развития на занятиях по ознакомлению с окружающим будет эффективнее, если учитывать следующие условия:
· ребенок будет выступать как активный субъект деятельности;
· работа будет осуществляться целенаправленно и последовательно;
· содержание, методы и приемы на занятиях будут подобраны с учетом
зоны ближайшего развития детей.
Далее мы определили задачи нашего исследования:
· Изучить теоретические основы проблемы формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста.
· Выявить особенности формирования познавательной активности у детей с задержкой психического развития.
· Выявить эффективность занятий по ознакомлению с окружающим как средство развития познавательной активности у детей с задержкой психического развития.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Особенности развития детей с задержкой психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) в научном понимании - один из видов дисонтогенеза развития, «характеризующийся, в первую очередь, нарушениями работоспособности, темпов развития, а также нарушенными предпосылками интеллекта (эмоционально-волевая сфера, память, внимание, восприятие) с его потенциальным сохранением» [5].
Ученые понимают задержку умственного развития как замедление формирования когнитивной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних стадиях (В.В. Лебединский). Основные причины задержки развития у детей - легкие органические поражения головного мозга, которые часто усугубляются неблагоприятными условиями проживания ребенка в семье (М.С.Певзнер, Т.А.Власова).
Задержка психического развития проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту.
Если обратиться к классификациям ЗПР, то наиболее часто применяемые в практике медицины и дефектологии следующие. М.С. Певзнер и Т.А. Власовой (1966,1971) были выделены две основные формы ЗПР:
1) ЗПР, обусловленная психофизическим и психическим инфантилизмом;
2) ЗПР, обусловленная длительными астеническими состояниями, возникшими на ранних этапах развития ребёнка.
Психиатр, д.м.н. Наук С.С. Мнухин (1968) предложил определять эти состояния термином «остаточная церебростения с отказом от учебных навыков».
В.В.Лебединский (1985), исходя из этиологического принципа, описал 4 варианта ЗПР: конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического генеза. Но следует помнить, что причины и механизмы формирования нарушений мозгового кровообращения часто имеют смешанный характер, и может быть множество форм их синдромологического проявления.
Анализ физиологических особенностей развития организма в начале онтогенеза показывает непреходящее значение познавательной деятельности ребенка как основы развития его двигательных, координационных и интеллектуальных качеств.
Восприятие детей с задержкой умственного развития сильно ограничено (даже при полностью нормальном зрении и слухе). Объект, который они видят (или это может быть звук), они воспринимают как очень упрощенный, они демонстрируют в нем гораздо меньше функций, чем их сверстники. Например, объект, представленный в необычной форме, может не распознавать или предлагать что-то совершенно другое.
Таким детям нужно больше времени, чтобы ознакомиться с наглядными пособиями, картинками и текстами. Это означает, что то, с чего учитель предлагает ребенку для начала, должно содержать небольшое количество деталей. Необходимо помочь ребенку разглядеть картинку или предмет, обратить внимание на детали и дать пояснения. Истощенное, неэффективное восприятие сильно ограничивает образы и визуальные представления ребенка. Что это значит? В психологии есть понятие: «целостность сенсорных систем», то есть все, что окружает человека, он воспринимает через зрение, слух, осязание, обоняние не по отдельности, а всеми органами чувств.
Таким образом, отсутствие восприятия у детей с ЗПР препятствует созданию такой обобщенной картины. Между тем известно, что целостность сенсорных систем лежит в основе психического развития ребенка. Если такой целостности нет, ребенку сложно распознать перевернутые или бесцветные изображения, схематические и контурные рисунки, например, те же географические карты. Ему сложно соединить вместе отдельные части рисунка.
Дело в том, что эти особенности восприятия определяют ограниченное восприятие окружающего мира таким ребенком. Для него этот мир полон множества непонятных и загадочных вещей, общих для других.
Внимание, способность сконцентрироваться на чем-то конкретном - это не только требование для хорошей учебы, но и в обычной жизни жить без этой способности непросто. На самом деле даже самые обычные «нормальные» дети не всегда на все обращают внимание.
У детей с ЗПР внимание и работоспособность ухудшаются очень быстро. Детское внимание снижается по разным причинам и по-разному. У некоторых детей максимальное внимание наблюдается в начале задания, которое систематически снижается в процессе работы. Для других внимание сосредотачивается только после того, как действие завершено.
Для третьей группы детей характерны периодические периоды внимательности и невнимательности. Дети с задержкой умственного развития легко отвлекаются, им сложно сосредоточиться, чем больше они отвлекают внимание, тем быстрее переходят от одного занятия к другому. Быстрая потеря внимания означает, что психика вашего ребенка очень быстро изнашивается. Чаще всего ослабленное внимание сочетается с двигательным растормаживанием и повышенной возбудимостью, таких детей называют гиперактивными.
Гиперактивное поведение - тревожность, импульсивность и раздражительность, эти дети взрывоопасны, часто агрессивны, ухудшают сон. Они очень быстро устают на уроках. Особенно быстро внимание теряется после занятий, требующих интенсивного умственного напряжения. Или может случиться так, что после диктовки ученик другого урока не сможет написать известное слово, а вместо этого получит набор неразборчивых букв.
Потеря внимания из-за переутомления приводит к тому, что образуются значительные пробелы в знаниях, а письменные работы полны ошибок и исправлений. Учитель, естественно, побуждает учеников быть более внимательными, напряженными, но ненадолго. Этим детям особенно трудно удерживать внимание «на слух». Даже во время интересного и увлекательного сюжета они вскоре начинают зевать, отвлекаться и терять смысл истории. От нервно-психического состояния ребенка зависит отвлечение внимания, быстрая утомляемость, частая смена рабочего и неработающего настроения.
Однако внешние обстоятельства, например, сложность задания, большой объем работы, выводят ученика из равновесия с ДЦП, заставляют его нервничать и снижать внимание. Ваша собственная беспомощность раздражает, особенно когда новый учебный материал слишком сложен. В результате развивается неуверенность в себе и в целом неудовлетворенность учебой и школой.
В начальной школе записывается наглядный материал, он лучше запоминается, чем словесный. Особенно это актуально для умственно отсталых детей. Но детская память (как и у взрослых) имеет сложную структуру. Так специалисты прописывают непроизвольную и произвольную память.
Непроизвольная память преобладает у дошкольников даже в начале начальной школы, но в дальнейшем продолжает занимать важное место. Непроизвольное запоминание происходит само по себе, это совместная работа восприятия и внимания. Понятно, что непроизвольная память также плохо работает, когда оба травмированы. Наблюдения учителей и родителей, а также специальные психологические исследования показывают, что непроизвольная память недостаточно развита у детей с ЗПР. Многое из того, что нормально развивающиеся дети легко запоминают, как если бы они были сами по себе, вызывает значительный стресс у их отсталых сверстников. Нужна специально организованная работа.
Одна из основных причин непроизвольной потери памяти - плохая когнитивная деятельность. Проще говоря, этим детям не интересно узнавать что-то новое. А там, где нет интереса, запоминание может длиться недолго.
Когда ребенок овладевает ближайшим окружением, он тренируется, развивает непроизвольную память, ее развитие не прекращается в возрасте начальной школы и позже, но по мере взросления ребенка произвольная память становится все более важной.
Произвольная память - это целенаправленное и специально организованное запоминание. Если для получения оценки на следующем уроке необходимы знания, они будут потеряны в кратковременной памяти после непродолжительного пребывания (до тех пор, пока он не ответит на доске). Они не фиксируются в долговременной памяти. Долгое время люди запоминают только то, что нужно в повседневной жизни или очень часто на работе. Чтобы сохранить «бесполезные» знания надолго, требуются особые усилия для их запоминания. Это тренировка памяти.
Хрупкость произвольной памяти у детей с умственной отсталостью - одна из основных причин их трудностей в обучении. Эти дети не запоминают тексты, таблицы, не учитывают цель и условия задачи. Но они быстро забывают то, чему научились. Основная причина отсутствия произвольной памяти в том, что у этих детей слабый самоконтроль. Другими словами, они не стремятся тренировать свою память, прилагать для этого особые усилия.
Причинами отклонений в развитии памяти (чаще всего непроизвольных) могут быть передающиеся заболевания, а также невнимание родителей к развитию ребенка в детстве. А отсутствие памяти само по себе является признаком умственной отсталости. Но психологи говорят, что эти нарушения не являются необратимыми, у детей очень высокий потенциал интеллектуального развития. Им нужна только помощь с тренировкой памяти, развитием техники запоминания, логической памятью. Не менее важно научить их правильно организовывать свою повседневную жизнь, чтобы развить усердие и аккуратность. Требования школы к ученикам предназначены для «типичных» и «средних» учеников. Потому что, по мнению тех, кто разработал эти требования, большинство студентов имеют «средний» уровень подготовки. Эти типы школьных требований явно преувеличены для детей со средними способностями. Учеба для этих детей затруднена из-за того, что даже самые обычные задачи для них очень трудны.
Главное в умении учиться, по мнению психологов и педагогов, - это наличие продуктивного, то есть творческого мышления, то есть умение обобщать разнородные знания, комбинировать их, делать связные выводы и на этой основе создавать новые знания. Это положение требует пояснения. Самый простой пример: вода. Может быть, в стакане, в луже, в ручье, в большой реке. Но когда ребенку говорят, что есть моря и океаны, эти гигантские скопления воды, он готов согласиться с этим утверждением.
Потому что, обобщив знания о стакане, луже и реке, он может сделать вывод, что могут быть гораздо большие скопления воды. Способность к генерализации у детей с задержкой умственного развития ниже, чем у «средних» школьников, но выше, чем у олигофреников. Но даже так, как этот пример, им с трудом даются обобщения.
Дело в том, что за каждым словом: «стакан», «лужа», «ручей» - образ ребенка - то, что появляется, когда он слышит слово с закрытыми глазами. Чтобы прийти к логическому выводу, нужно мысленно выделить, что объединяет разные словесные понятия. В данном случае это «вода». Проблема, однако, в том, что недостаточное развитие логического и вербального мышления затрудняет определение точек соприкосновения. Эти дети теряют их за многими внешними и незначительными признаками.
Самая распространенная ошибка - это сравнение пар объектов (вместо сравнения одного объекта со всеми остальными) и обобщение несущественных признаков. Задачи на устное и логическое мышление являются наиболее сложными для детей с трудностями в обучении. Обычно они буквально следуют указаниям, что часто вызывает смех коллег. Но, пожалуй, самое сложное для этих детей - это поставить перед собой цель, спланировать действия и найти рациональный способ решения проблемы.
Речь - это общение и выражение эмоций. Чем богаче речь человека, тем разнообразнее способы общения с окружающими и способы выражения эмоций. Чем лучше ваш ребенок владеет языком, тем легче его будет учить.
Хорошие языковые навыки часто приводят к более широкому пониманию взаимоотношений как в природе, так и в жизни в целом. Но есть несколько условий, при которых детская речь не может развиваться успешно.
Во-первых, у ребенка должна быть потребность говорить.
Во-вторых, ребенок должен иметь четкое представление о том, что он будет описывать словами или обсуждать.
В-третьих, для этого требуется хорошая разговорная среда. Другими словами, вам нужно больше с ним разговаривать. Конечно, одного общения недостаточно. Вы должны читать, потому что чтение - это новые слова. Во-первых, смысл чтения - расширить тезаурус, словарный запас (и, таким образом, обогатить язык). Чем больше слов (определений, выражений, эпитетов) выучит ребенок, тем богаче станет его язык. Это, в свою очередь, улучшает навыки чтения и письма.
Дети с нарушением обучаемости страдают нарушениями речи. Их словарный запас, особенно активный словарь, который мы все используем ежедневно, очень ограничен, концепции недостаточно точны, а иногда они просто ошибочны. Часто возникают дефекты речи, бывает, что прогресс речи нарушается (либо очень медленно, либо наоборот, ребенок все говорит на ломаном языке). Не говоря уже об интонации.
Детям сложно не только самостоятельно воссоздать желаемую интонацию, но и сконструировать предложенную. Какой вывод? Дело в том, что нечеткость речи мешает этим детям выражать свои эмоции. Именно поэтому им так сложно выразить себя: их чувства не менее разнообразны, чем у всех других детей, но они не могут найти подходящего выхода. Вот почему их так сложно понять.
Воображение - это условие и неотъемлемая часть любой творческой деятельности на всех этапах жизни - от детства до старости. Известно, что сила воображения развивается под влиянием условий жизни, образования и воспитания. В начале школы представление о нормально развивающихся детях начинает «работать» над появлением у ребенка внутренней позиции, которая дает ему возможность понять и переосмыслить себя в окружающем мире. Это называется продуктивностью воображения.
Представления детей с ограниченными возможностями развиваются особым образом: не только медленнее, но и намного хуже обычного. И поэтому им сложно освоить учебную программу. Ваш интерес к творческим задачам зависит от сложности задачи (увеличивается, когда задача доступна, и резко уменьшается, когда возникают трудности). Это означает, что дети могут критически оценивать свои способности, помнить прошлые ошибки и бояться повторять свои ошибки снова. Боятся неудач и обвинений.
Человеческое воображение живет образами, тем, что они воображают, изобретают, думают, когда необходимо выйти за рамки известного и понятного. Поэтому способность видеть, представлять себе неизвестную ситуацию, ранее невидимую в целом, у детей с низкими способностями развита слабо. Им сложно выполнять творческие задачи, когда им нужно изменить заданный сюжет, например, придумать законченную историю, которую кто-то начал. Им также сложно создавать собственные истории, например, ролевые игры типа «мать и дочь». То, что в педагогике мы называем «опорой» (визуальный или вербальный образ, индикатор) для детей со слабым воображением, не становится «спусковым крючком» для развития их творческих способностей.
Методические методы и приемы развития детей с ЗПР включают следующие положения:
На ранних этапах лечебной работы с умственно отсталыми детьми среднего дошкольного возраста индивидуальный метод взаимодействия с ребенком наиболее эффективен, так как именно в этих ситуациях он наиболее беспомощен и наиболее зависим от окружающих его взрослых.
В будущем будет возрастать потребность ребенка в общении с другими детьми, поэтому, помимо индивидуального метода, определенное значение приобретает индивидуальный групповой метод занятий (если группа заполнена 3-6 детьми).
В связи с этим целесообразно использовать метод «однородной группы» при разделении детей на относительно похожие подгруппы по патологии и степени выраженности двигательных нарушений.
В общем стиле двигательного обучения детей среднего дошкольного возраста наиболее важным должен быть игровой метод. Занятия должны быть организованы в виде большой тематической игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций и упражнений, выбранных для облегчения решения корректирующих задач.