Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В условиях осуществления социально - экономических и политических преобразований в российском обществе возникают качественно новые виды отношений и взаимодействия их субъектов. В связи с этим появляется необходимость закрепления, совершенствования и регламентации новых видов деятельности, способствующих продвижению общества по пути прогресса.
Любая деятельность понимается как целенаправленное воздействие субъекта на объект. Субъектом деятельности могут являться как отдельные личности, так и их коллективные образования (организации, учреждения), социально-этнические общности (народ, нация) и государство, его органы. Объектом деятельности могут выступать природные и общественные явления и процессы природы.
В научных исследованиях правовая деятельность представляется как один из видов социальной деятельности и характеризуется всеми ее признаками. Содержание правовой деятельности определяется спецификой ее объекта, в качестве которого выступает право во всем многообразии конкретных проявлений правовых норм, правоотношений, правового сознания и правового регулирования. При этом деятельность признается правовой не только потому, что она направлена на право, а потому, что приводит к юридически значимым результатам, определенным образом меняет, либо, наоборот, сохраняет наличное бытие правовой реальности.
В условиях осуществляемой правовой реформы существует необходимость комплексного изучения юридической деятельности. Это объясняется не только тем, что каждая юридическая наука может включить некоторые ее проявления в свой предмет исследования, но и тем, что сама юридическая деятельность представляет довольно сложную высокоорганизованную, самоуправляющуюся и динамичную систему, состоящую из материальных и идеальных, индивидуальных и социальных моментов, процессов субъективации и объективации, опредмечивания и распредмечивания, экстерриторизации. В качестве относительно самостоятельной системы (подсистемы) юридическая деятельность в обществе входит в системы более высокого порядка.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение правовой деятельности в целом.
В связи с этим автором были поставлены следующие задачи:
- исследовать понятие и особенности правовой деятельности как категории общей теории права;
- охарактеризовать её место в юридической системе общества;
- исследовать функции правовой деятельности;
Объектом исследования выступают границы и возможности познания правовой реальности на уровне обыденного сознания, а также общие закономерности функционирования процессуально-правового режима как общетеоретической категории в качестве важнейшего элемента процессуальной формы правовой деятельности.
Предметом исследования являются исследования которые составляют комплексный теоретический анализ основных общетеоретических характеристик процессуально-правового режима правовой деятельности.
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.1 Границы и возможности познания правовой реальности на уровне обыденного сознания
Как гласит народная мудрость, век живи — век учись. В ней зафиксирована простая, но принципиально важная сторона жизнедеятельности человека: он познает мир на протяжении своей жизни, от рождения до смерти. Но что может познать человек? Что ему дано познать? Как происходит познание? Эти и другие вопросы стояли перед человечеством уже на заре его существования.
Под знанием Демокрит понимал совокупность эйдосов, «истекающих» из предметов, вызывающих ощущения, посредством которых происходит познание. Платон утверждал, что познание - это напоминание душе о том, что она видела в мире идей, Ф. Бэкон считал опыт наиболее достоверным источником познания, а опыт - Дж. Локком. Д. Юм подвергал сомнению саму возможность познания, а И. Кант допускал возможность познания на уровне явления, но считал существо непознаваемым. Ф. Энгельс видел познание как диалектический процесс размышления человека над предметным миром в виде идеальных образов, В. И. Ленин - как последовательный переход «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике». Постструктуралисты делят познание на научное, ненаучное и ненаучное, а постпозитивисты - на повседневное - практическое и научное.
Итак, две основные линии понимания этой проблемы не новы для философов. Первый связан с объяснением самой возможности познания реальности и отражается в противостоянии когнитивистов (признающих познание мира) и агностиков (отрицающих или ограничивающих эту возможность). Второй возникает из-за предпочтения чувственности (чувственность, иррационалисты) или дорационального способа познания правовой реальности. Более того, категорию «познание» как философскую категорию очень сложно понять и объяснить, поскольку, с одной стороны, сам объект познания очень сложен и специфичен. С другой стороны, познание также зависит от субъекта процесса, включая не только его интересы, но и психику, физиологию, высшую нервную деятельность и другие, пока еще малоизученные человеческие свойства.
Знание правовой действительности не исключение. Возможности его познания обусловлены общими социокультурными условиями, уровнем цивилизованности «системно-правового» мира и развитием самосознания человека как юридического лица. Поскольку правовая реальность - это взаимодействие в мире человеческой жизни повседневной реальности и системного мира, то пределы познания правовой реальности совпадают с пределами познания мира человеческой жизни.[1]
Границы процесса познания правовой действительности, таким образом, очерчиваются потребностями и интересами человека.
Это скажется, во-первых, на его активном участии в определенных системах, структурах жизненного мира;
во-вторых, от отношения к ассимиляции, знания правовых норм;
в-третьих, об оценках правовой действительности.
Так, например, человек, получивший медицинское образование и освоивший профессию врача, познает структуры жизненного мира и общества, позволяющие реализовать его профессиональные возможности, находясь в правовом пространстве. Если он выходит за рамки этого пространства (например, употребляет наркотики для других целей), его личный интерес в обогащении любым способом вступает в конфликт с его законным интересом.
Границы познания правовой реальности социальным субъектом определяют не только объект отражения, но и формы и методы этого отражения, определяющие функции, социальное назначение познаваемого правового явления. Итак, формами человеческого отражения правильной реальности являются концепции и представления о правовых нормах, их обязанностях и правах, ценностно-нормативные оценки.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные проблемы теории государства и права. Учебное пособие / под ред. Шагиева Р. В. М: Норма, Инфра-М, 2015. 576 с.
2. Актуальные проблемы теории государства и права. Учебное пособие / под ред. Шагиева Р. В. М: Норма, Инфра-М, 2015. 576 с.
3. Власов В. И., Власова Г. Б., Денисенко С. В. Теория государства и права. Учебное пособие. М: Феникс, 2017. 416 с.
4. Бялт, В.С. К вопросу о понятии и содержании права / Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 6. С. 22-25.
5. Каширин, А.В. К вопросу о толковании правовых норм / Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2015. № 11-12. С. 151-155.
6. Кожевников, В. В. Теория государства и права: монография / В.В. Кожевников, И.Н. Сенин, А.И. Красман. – Омск: Издательство АНО ВО «Омский экономический институт», 2016. – 174 с.
7. Певцова, Н.С. Эволюция научных взглядов на теорию государства и права / Актуальные вопросы научной и научно-педагогической деятельности молодых учёных сборник научных трудов III Всероссийской заочной научно-практической конференции. под общ. ред. Е.А. Певцовой. 2016. С. 77-81.
8. Решетников, Ф. М. Правовые системы стран мира: справочник / Ф. М. Решетников. – М.: Проспект, 2008.
9. Саидов, А. Х. Введение в правовые системы современности: учебник / А. Х. Саидов. – М.: Просвещение, 2009.
10. Чернявский, А. Г. Теория государства и права в схемах: учеб. пособие /А. Г. Чернявский. – М.: КноРус, 2016.