Фрагмент для ознакомления
2
Выделяют различные формы организации внеурочной деятельности: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, КВНы, конкурсы, соревнования.
Все формы внеурочной деятельности школьников имеют большое образовательное и воспитательное значение. Они разнообразны и требуют от учителя эрудиции, творческого потенциала [9].
Для реализации программы в школе доступны различные виды внеурочной деятельности:
игровая деятельность,
познавательная деятельность,
проблемно-ценностное общение,
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение),
трудовая деятельность,
спортивно-оздоровительная деятельность,
туристско-краеведческая деятельность.
Для того чтобы внеурочная работа способствовала развитию познавательного интереса, в ее основе должна быть ориентация на активную самостоятельную познавательную и практическую деятельность школьников.
Только добытые собственным трудом знания и умения обучающихся прочны, только они приносят удовлетворение и уверенность в собственных силах, пробуждают стремление к продолжению процесса познания.
Помимо разнообразных форм организации внеурочной деятельности, не менее важным является проблема использования средств, влияющих на развитие познавательного интереса у младших школьников.
Средства обучения и воспитания – это источники получения знаний, формирования умений, развития определенных качеств личности. В широком смысле под средствами обучения и воспитания подразумевается все то, что способствует достижению целей образования, т.е. вся совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения. Средства обучения и воспитания призваны облегчить непосредственное и косвенное познание мира. Они, как и методы, выполняют обучающую, воспитывающую и контроля учебно-познавательной деятельности учащихся [5].
Наиболее эффективные способы воздействовать на младшего школьника с целью развития его познавательного интереса в процессе внеурочной деятельности:
технологии проектной и исследовательской деятельности,
информационно-коммуникационные технологии (ИКТ),
экспериментирование,
игровая деятельность.
2.2. Эффективные формы, методы и приемы формирования познавательного интереса учеников в процессе внеурочной работы
На современном этапе развития общества проблема развития познавательного интереса личности является достаточно актуальной. Дети ХХІ века существенно отличаются от своих ровесников прошлых десятилетий, поскольку живут в обществе с другими социально- экономическими условиями, приоритетами и ценностями.
Развитие познавательного интереса, можно рассматривать, как многостепенный процесс адаптации, развития личности и отказа от наивных детских представлений [7].
Важным направлением работы школьного учебного учреждения, должна стать забота об обогащении социального опыта воспитанника и состоять из:
- ориентированной деятельности (действенного поиска нахождения ориентиров, установления связей и самых простых зависимостей, определения собственного места в предметном и человеческом окружении);
- приспособления (привыкания, адаптации к новым условиям жизни, к необычным требованиям социума и своим потребностям);
- превращения (полезного, целесообразного, оптимального влияние ребенка на окружающие предметы, людей, самого себя).
Сегодня необходим пересмотр многих подходов обучения, внедрение методов, нацеленных на новаторство и творчество. Приоритет во внеурочной работе со школьниками, должен предоставляться не учебе, а воспитанию и развитию.
Известно, что познание начинается из восприятия, а полноценное развитие сенсорных способностей, усвоения сенсорных штампов и действия с ними зарождаются в период младшего школьного возраста [24].
Эффективность, педагогического влияния зависит от интереса ребенка к любой деятельности. Исследования последних лет свидетельствуют, что интенсивность развития ребенка в деятельности прямо зависит от степени освоения им позиции субъекта этой деятельности. Учитель, который верит в возможности своих воспитанников, который следит за динамикой развития речевых творческих способностей, творческого роста, фиксирует, записывает интересные высказывания, произведения, сюжеты, предложения, вдумчиво анализирует продукты словесного творчества детей, – такой учитель может рассчитывать на успех в руководстве познавательной деятельностью детей [18].
В процессе внеурочной деятельности решаются следующие задачи:
1. Выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей детей;
2. Создание благоприятных условий для развития ребенка, для удовлетворения потребностей и интересов детей;
3. Развитие творческого мышления, творческих способностей.
4. Многообразие видов деятельности способно помочь выявить индивидуальные особенности и способности каждого ребёнка и создать условия для дальнейшего их развития.
Для обеспечения познавательного интереса и самостоятельной творческой деятельности ребенка, важно правильное понимание связи между творчеством и обучением в педагогическом процессе [1].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Активизация познавательной деятельности младших школьников / под ред. Осиповой М. П. – Минск : Обряд, 2017. – 230 с.;
2. Богоявленская, Д. Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности / Д. Б. Богоявленская // Вопросы психологии. – 2017. – № 1. – С. 11–17;
3. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. - М. : Просвещение, 1985. - 208 с.;
4. Барышников Е.Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск: ЧИППКРО, 2014. 415 с.;
5. Вахрушева, Л. Н. Проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе / Л. Н. Вахрушева // Начальная школа. – 2016. –№ 4. – С. 63–68;
6. Виноградова, Н. Ф. Универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе / Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова. – М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2016. – 224 с.;
7. Дубровина, И. В. Младший школьник: развитие познавательных способностей : пособие для учителя / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Даниловапод ; ред. И. В. Дубровиной. – М. : Просвещение, 2003. – 148 с.;
8. Гебос, А. И. Психология познавательной активности учащихся / А. И. Гебос. - Кишинев, 1975. – 453 с.;
9. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: Пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В Степанов. - М. : Просвещение, 2010. – 127 с.;
10. Запорожец, А. В. Психология действия: избранные психологические труды / А. В. Запорожец – Воронеж : МОДЭК, 2000. – 736 с.;
11. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность / И. Ю. Кулагина. - М. : Академия, 2000. – 624 с.;
12. Лизинский, В. М., Приемы и формы в учебной деятельности / В. М. Лизинский. – М. : ОЦ «Педагогический поиск», 2003. – 160 с.;
13. Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника / А. А. Люблинская. – М. : Просвещение, 1977. – 224 с.;
14. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова. – М. : Просвещение, 1983. – 96 с.;
15. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов // Открытый класс URL: http://www.openclass.ru/node/221595 (дата обращения: 29.05.2021);
16. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе / Н. Г. Морозова. - М. : Знание, 2016. - 246 с.;
17. Островский, Э. В. Психология и педагогика : учебное пособие / Э. В. Островский, Л. И. Чернышова и др.; под ред. Э. В. Островского. – М. : Вузовский учебник, 2005. – 384 с.;
18. Петунин, О. В. Личностный и деятельностный подходы к исследованию проблемы активизации познавательной деятельности учащихся / О. В. Петунин // Almamater. – 2009. – № 2. – С. 36–39;
19. Половникова, Н. А. Исследование процесса формирования познавательной деятельности школьников в обучении : дис. …д-ра пед. наук : 13.00.01 / Н. А. Половникова. – Казань, 1976. – 483 с.;
20. Сапронов, И. А. Познавательный интерес в структуре учебной мотивации младшего школьника / И. А. Сапронов // Знание. Понимание. Умение. 2016. - №3. - С.185-189;
21. Сарычева, Н. И. Внеурочная деятельность в малокомплектной школе как способ повышения интереса к обучению / Н. И. Сарычева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 17. – С. 91–95. – URL: http://e-koncept.ru/2015/45019.htm (Дата обращения 29.05.2021);
22. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. – М. : Педагогика, 1982. – 208 с.;
23. Шкредова, JI. H. Проблемно-поисковые методы обучения / Л. Н. Шкредова // Начальная школа. – 2006. –№12. – С.21-23;
24. Щуркова, Н. Е. Педагогическая технология / Н. Е. Щуркова. – М. : Педагогическое общество России, 2002. – 224 с.;
25. Цветков, И. М. Интерес и динамика его развития у учащихся / И. М. Цветков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 12. - С. 400- 411;
26. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. – М. : Просвещение, 2006. – 382 с.