Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы заключается в том, что проблемы управления прибылью организации исследуются многими отечественными и зарубежными экспертами в системе общего финансового управления, но они не учитывают специфику организационно-правовой формы, региональных особенностей их функционирования. Большинство работ отечественных и зарубежных авторов отражают только некоторые аспекты сущности и содержания прибыли, методы ее оценки и управления, что не позволяет учитывать современные особенности развития; нет научно обоснованных рекомендаций по управлению прибылью организации.
Современный этап развития финансового менеджмента требует реализации перспективных методов, методов, инструментов управления прибылью организации с учетом неопределенности среды их функционирования, региональной специфики.
Целью курсовой работы является оценка прибыли и рентабельности ООО «ТД «Сыры Поволжья».
В связи с вышеизложенным, задачами курсовой работы являются:
- раскрыть теоретические основы анализа прибыли организации;
- провести анализ показателей прибыли и рентабельности ООО «ТД «Сыры Поволжья»;
- разработать направления увеличения прибыли и рентабельности организации.
Объект исследования – ООО «ТД «Сыры Поволжья».
Предмет исследования – прибыль и рентабельность организации торговли.
Теоретической основой для исследования была работа отечественных и зарубежных экономистов, таких как Балабанов И.Т., Ефимова О.В., Кантор Э.Л., Коновалова Г.И., Садовская Т.А., Сибова Н.М., Чинки Дж., Сорвина О.В., Хамидуллина Г.Р., периодическая экономическая литература, нормативных актов.
Основными методами, используемыми в работе, являются научные методы экономического анализа и синтеза, сравнения, относительные величины, метод цепных замещений и т. д.
В работе сконцентрированы идеи и подходы, разработанные авторами, инновационные концепции управления прибылью осваиваются и тестируются в практической деятельности предприятия.
Работа в теоретическом аспекте расширяет и углубляет научное понимание теории, концептуальных положений и методологии управления прибылью предприятия, направленных на формирование и развитие современной стадии финансового управления; в практическом плане - разработаны и внедрены конкретные подходы, методы, модели, практические рекомендации, которые создают методологическую и практическую основу для строительства и модернизации собственной системы управления прибылью ООО «ТД «Сыры Поволжья», изложены перспективы внедрения новых методов, инструментов и инструменты для улучшения качества управления финансовыми результатами.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
1. Теоретические основы анализа прибыли организации
1.1. Показатели прибыли и условия ее формирования в современных российских компаниях
В современных условиях управления предприятиями роль прибыли значительно возрастает, поскольку она является вознаграждением за предпринимательскую деятельность и коммерческий риск, источником простого и расширенного воспроизводства, материальными стимулами как для работников, так и для владельцев предприятия.
Прибыль - одна из самых сложных экономических категорий. В экономической литературе, посвященной проблемам прибыли предприятия (фирмы), понятие прибыли не имеет однозначного определения. С развитием экономической мысли было сделано много попыток найти однозначное определение прибыли. Все авторы согласны с тем, что прибыль - это разница, остальная часть, которая содержится в поступлениях от продажи.
Прибыль как экономическая категория характеризует конечные финансовые результаты хозяйственной деятельности в процессе расширенного воспроизводства [20, с. 89].
Отношение величины прибыли к величине всего авансированного капитала характеризует норму прибыли. Основными факторами, оказывающими влияние на норму прибыли, выступают норма прибавочной стоимости, органическое строение капитала и скорость оборота капитала. Норма прибыли находится в обратной зависимости от органического строения капитала и изменяется прямо пропорционально норме прибавочной стоимости и скорости оборота капитала. Норма прибыли повышается также вследствие экономии на постоянном капитале.
Производство прибавочной стоимости и получение прибыли как её приращенной формы – непосредственная, постоянная цель предприятия.
Экономист А.П. Агарков определяет прибыль как остаток после вычитания из доходов компании затрат на закупку необходимых товаров и услуг (сырье, транспорт), а также на выплату заработной платы персоналу. Т.А. Сахнович и И.М. Бабук уточняют данное определение прибыли, вычитая из доходов, кроме вышеуказанных затрат, также вознаграждение используемых в данном производстве капиталов.
Прибыль как экономическая категория характеризует окончательные финансовые результаты хозяйственной деятельности в процессе расширенного воспроизводства.
Отношение суммы прибыли к стоимости всего передового капитала характеризует норму прибыли. Основными факторами, влияющими на норму прибыли, являются ставка прибавочной стоимости, органическая структура капитала и скорость оборота капитала. Норма прибыли обратно связана с органической структурой капитала и варьируется в прямой зависимости от нормы прибавочной стоимости и скорости оборота капитала. Норма прибыли также увеличивается из-за экономии основного капитала.
Производство прибавочной стоимости и получение прибыли в качестве ее инкрементной формы является прямой, постоянной целью предприятия.
Экономист А.П. Агарков определяет прибыль как остаток после вычитания из дохода компании затрат на приобретение необходимых товаров и услуг (сырья, транспорта), а также выплату заработной платы сотрудникам. T.A. Сахнович и И. М. Бабук разъясняют это определение прибыли, вычитая из доходов, помимо вышеуказанных затрат, также вознаграждение капитала, используемого в этом производстве [5, с. 23].
О. Волков в своей работе «Прибыль предприятия» указывает, что прибыль, с точки зрения бухгалтерского учета, состоит из двух компонентов:
1) доходы от обычной деятельности - представляют собой разницу между доходами от продаж и необходимыми производственными, торговыми и другими расходами;
2) доход от владения предприятием с определенными активами, которые приносят прибыль (ценные бумаги, долговые обязательства), или активы, стоимость которых может измениться в отчетном периоде (акции, земля, основные средства и т. д.) [11, с. 64].
T.P. Елисеева, М.Д. Молев, Н.Г. Трегулова в своей работе «Экономика и бизнес-анализ», рассматривая экономическую категорию «прибыли», выделяет два ее типа: экономический и бухгалтерский, исходя из различий в определении экономических и бухгалтерских затрат [12, с. 34].
Прибыль в качестве финансового результата предприятия представляет собой разницу между общим доходом и расходами, возникающими в результате экономической деятельности.
В таблице 1 представлены статистические данные по полученным финансовым результатам российским компаниями.
Талица 1 – Показатели динамики финансовых результатов российских компаний за 2019-2020 гг., млрд. руб. [15]
В 2020 г., по оперативным данным, сальдированный финансовый результат организаций в действующих ценах составил 12421,1 млрд. руб., или 76,5 % к 2019 г.
Положительная динамика финансового сальдированного результата в 2020 году по отношению к 2019 г. сложилась в сельском, лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве (186,0%); деятельности по операциям с недвижимым имуществом (172,3%); строительстве (153,1%); в торговле розничной, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами (134,4%); в области информации и связи (130,3%), а также по организациям, занятым в сфере водоснабжения; водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений (104,6%).
Значительное ухудшение финансовых результатов в 2020 г. наблюдается в сухопутном и трубопроводном транспорте ¬ 27,3% к значению 2019 г. (из него в железнодорожном транспорте (грузовые перевозки) – соответственно, 16,2%) а также в торговле оптовой, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами (30,5%).
По итогам деятельности в 2020 г. убыток сложился в добыче угля; в сфере производства и распределения газообразного топлива; производства, передачи и распределения пара и горячей воды, кондиционирования воздуха; в междугородных и международных пассажирских перевозках. Отрицательный финансовый результат также получен гостиницами и предприятиями общественного питания.
Таким образом, проведенный анализ показал, что прибыль является конечной целью коммерческих организаций. Ухудшение экономической ситуации, вызванной короновирусной инфекции привел к снижению финансовых результатов российских компаний.
1.2. Влияние прибыли на развитие компании
Поскольку основную часть прибыли до налогообложения составляет прибыль от продаж, то она подвергается специальному анализу. Изменение прибыли от реализации зависит от множества факторов. Анализ уровней, динамики и структуры финансовых результатов деятельности организации. Содержание анализа финансовых результатов деятельности организации представлено на рисунке 1.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. Абрютина М. С. Экономический анализ торговой деятельности: учебное пособие./ М. С. Абрютина. – Москва : Дело и сервис, 2019. – 480 с.
4. Арутюнов Ю. А. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Ю. А. Арутюнов. - Изд. 2-е, стер. - М.: КноРус, 2019. - 309 с.
5. Бабук И. М. Экономика промышленного предприятия / И.М. Бабук. – Москва : Инфра-М, 2019 – 457 с.
6. Бариленко В. И. Анализ финансовой отчетности : учебное пособие / В. И. Бариленко. – М.: КНОРУС, 2020. - 416 с.
7. Баскакова О. В. Экономика предприятия (организации) / О.В. Баскакова. – Москва : Дашков и К, 2020. – 687 с.
8. Бобылев А.Л. Экономика организаций (предприятий) [Текст]: Конспект лекций / А.Л. Бобылев. - Калининград : КФ АНО ОВО ЦС РФ "РУК", 2018. - 252 с.
9. Боровской М. Я. Экономика, организация и управление на предприятии / М.Я. Боровской. – Санкт-Петербург : Феникс, 2021. – 874 с.
10. Брусов П.Н. Современные корпоративные финансы (для бакалавров) [Текст] / П.Н. Брусов, Т.В. Филатова, Н.П. Орехова. – Москва: КноРус, 2018. – 337 с.
11. Волков О. И. Экономика предприятия (фирмы): учебное пособие – 3-е изд. перераб. и доп. / под ред. проф. О. И. Волкова, доц. О. В. Девяткина. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 387 с.
12. Елисеева Т. П. Экономика и анализ деятельности предприятий / Елисеева, Т. П., Молев, М. Д., Трегулова, Н. Г. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 567 с.
13. Кокин А.С. Корпоративные финансы [Текст]: Учебное пособие / А.С. Кокин. – Москва: Издательский Центр РИОР, 2021. - 369 с.
14. Липчиу Н.В. Корпоративные финансы (для бакалавров) [Текст] / Н.В. Липчиу. – Москва : КноРус, 2017. – 228 с.
15. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistic.
16. Самылин А.И. Корпоративные финансы: Финансовые расчеты [Текст]: Учебник. – Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2018. - 472 с.
17. Фридман А. М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества : учебник [Текст] / А. М. Фридман . - 3-е изд . - М. : Дашков и К' , 2019. - 625 с.
18. Халевинская, Е.Д. Торговая политика : Учебное пособие [Текст] / Е.Д. Халевинская. – М.: Издательство "Магистр" : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2020. - 304 с.
19. Шохин Е.И. Корпоративные финансы (для бакалавров) [Текст] / Е.И. Шохин. – Москва : КноРус, 2019. – 318 с.
20. Экономика фирмы [Текст]: учебник для бакалавров / под ред. В. Я. Горфинкеля. – Москва : ЮРАЙТ : ИД Юрайт, 2020. - 685 с.
21. Эскиндаров М.А. Корпоративные финансы (бакалавриат и магистратура) [Текст] / М.А. Эскиндаров, М.А. Федотова. – Москва : КноРус, 2019. – 480 с.