Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы, занимаясь изучением и обучением школьников смысловому чтению, происходит усиление тенденции отказа детей от чтения книг и предпочтения других источников информации. Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии. Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана. Им трудно воспринимать слышимое и читать, понимая отдельные слова и короткие предложения. Они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом.
Читательская грамотность является необходимым условием освоения школьниками практически всех учебных дисциплин, в том числе и математики. Усиливается тенденция, когда дети при чтении текста не понимают его смысл или каждый толкует его по-своему. Но чтение – один из главных факторов получения знаний.
Перед учителем стоит задача последовательного включения в структуру учебного процесса таких видов самостоятельной работы школьников, которые формировали бы соответствующие приемы учебной деятельности. Прием учебной деятельности определяется как система действий, выполняемых в определенном порядке и служащих для решения учебных задач. Это наиболее рациональный способ работы, который выражается в виде правил, инструкций, предписаний и т.п.
В состав приема может входить не только определенная система действий, но и словесно сформулированное суждение о том, какие действия варьируются в зависимости от требований задачи, то есть приемы учебной деятельности допускают самостоятельный выбор учащимися конкретных действий по решению учебной задачи. Приемы учебной деятельности, как метапредметный результат обучения, формируют и развивают универсальные учебные действия через внедрение нового стандарта образования. Он реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
Развитию и формированию универсальных учебных действий помогают приемы смыслового чтения, что определено в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования (ФГОС). В нём отражено, что смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы и способствуют формированию УУД. На основе ФГОС была разработана Примерная образовательная программа основного общего образования, в которой смысловое чтение отнесено к познавательным УУД.
Тема, безусловно актуальна. Вместе с тем, практически отсутствуют исследования по формированию умений смыслового чтения у обучающихся в процессе освоения различных предметных областей, в ходе решения задач предметного характера, в том числе по математике.
В психолого-педагогической литературе недостаточно представлена информации о том, как разработать, развить, применить умения смыслового чтения, особенно в процессе решения математических задач. Имеющаяся информация носит общий, отвлеченный характер и содержит мало практических приемов использования.
На основании вышеизложенных положений нами сформулированы следующие противоречия:
- на социально-педагогическом уровне: между государственным заказом образованию на подготовку личности с развитыми умениями смыслового чтения и недостаточно высоким уровнем его реализации в системе образования;
- на научно-теоретическом уровне: между необходимостью осуществления систематической работы по формированию умений смыслового чтения и недостаточной разработанностью теоретических аспектов данной проблемы в педагогической науке;
- на научно-методическом уровне: между потребностью педагогов в научно обоснованных рекомендациях по использованию умений смыслового чтения в процессе обучения школьников в общеобразовательных учреждениях и недостаточной разработанностью методического обеспечения этого процесса.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: как сформировать умения смыслового чтения в процессе обучения математике
Актуальность проблемы исследования, ее теоретическая и практическая значимость обусловили выбор темы исследования: «Обучение школьников 3 класса смысловому чтению на уроках математики».
Цель исследования - разработать и проверить эффективность системы приёмов смыслового чтения в процессе решения математических задач в 3 классе.
Объект исследования – решение математических задач в 3 классе.
Предмет исследования – способы и приемы смыслового чтения, необходимые на уроках математики 3 класса
Гипотеза исследования: формированию умений смыслового чтения будет способствовать применение приемов смыслового чтения на разных этапах обучения решению математических задач.
В соответствии с целью и сформулированной гипотезой в ходе исследования решаются следующие задачи:
1. Изучение проблемы формирования навыков смыслового чтения в психолого-педагогической и методической литературе.
2. Выявление возможностей курса математики по формированию навыков смыслового чтения в 3 классе.
3. Проверка эффективности разработанной системы упражнений для формирования навыков смыслового чтения в процессе решения математической задачи для учеников 6 класса.
Исследование проводилось с использованием комплекса методов:
- теоретических: анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы, нормативных документов по проблеме исследования; понятийно-терминологический анализ; педагогическое моделирование;
- эмпирических: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование; педагогический эксперимент для определения уровня владения умениями смыслового чтения; качественный и количественный анализ результатов, статистические методы обработки данных.
Теоретическая значимость проделанной работы состоит в следующем:
- аналитически представлена историография вопроса, что позволило уточнить понятия, входящие в проблемное поле исследования: «умения смыслового чтения», «приемы смыслового чтения» за счет введения признака, характеризующего социообразовательную среду;
Практическая значимость исследования заключается в использовании в практике работы общеобразовательных учреждений:
- процесса овладения умениями смыслового чтения в целях повышения эффективности решения математических задач;
- критериев, показателей и уровней для диагностики умений смыслового чтения обучающихся общеобразовательных учреждений;
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается использованием комплекса методов, адекватных объекту, предметам, задачам и логике исследования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ
1.1. Смысловое чтение как универсальное учебное действие
Смысловое чтение - вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Под умениями смыслового чтения понимается:
• умение осмысленного чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
• умение извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов;
• умение определять основную и второстепенную информацию;
• умение понимать прочитанный материал и осознавать, куда можно применить полученную информацию;
• умение понимать и адекватно оценивать прочитанную информацию;
• умение находить и извлекать дополнительную информацию;
• умение обмениваться полученными сведениями;
• умение работать в команде;
• умение логично и последовательно излагать ответ на поставленный вопрос;
• умение систематизировать и классифицировать поступающую информацию;
• умение обобщать, интерпретировать, анализировать полученную информацию;
• умение самостоятельно находить, применять необходимую информацию.
• умение осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;
• умение адекватно передавать полученную информацию;
• умение отображать предметное содержание при чтении текста;
• умение самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос.
• умение решать учебно-познавательные, учебно-практические, математические задачи, требующие полного и критического понимания текста;
• умение формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции;
• умение сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
• умение использовать новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; Умения смыслового чтения тесно связаны с умением работать с информацией, и помогают овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического мышления. Владение умениями смыслового чтения способствует продуктивному обучению.
Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
Следует отметить, что работая над формированием функционально грамотного читателя, следует учитывать современные условия, в которых живут наши ученики. Речь идет о технологизации всех сфер жизнедеятельности.
Различные исследования показывают тесную связь между качеством чтения в электронной среде и качеством чтения текста, представленного на бумажном носителе. То есть, если учащиеся показывают высокий или низкий уровень грамотности, читая на бумажном носителе, то они показывают аналогичные результаты, читая в электронной среде.
Всегда заметен ученик, который владеет навыками смыслового чтения, показывает большую успеваемость, у него развиты логика, мышление, интеллект, умение работать в команде. Отсюда делаем вывод: школе необходимо научить детей работать не только с печатными, но и с электронными и аудио изданиями. Все это связано с таким понятием как функциональная грамотность – способность человека использовать умения чтения и письма в условиях получения информации из текста и в целях передачи такой информации. Это отличается от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия.
Чтение является важнейшим средством социализации учеников. Решающее влияние на качество чтения, по выводам экспертов, оказывает досуговое чтение. Учащиеся, которые читают каждый день для удовольствия, показывают значительно более высокие результаты по грамотности чтения, чем их нечитающие сверстники.
Глобальные процессы информатизации общества, увеличение с каждым годом количества текстовой информации, а также предъявление новых требований к анализу, систематизации и скорости ее переработки поставили перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению.
Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной на этапе введения и реализации ФГОС ООО, в котором подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.
Ведущей целью общего образования является развитие мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности учащегося в условиях системно-деятельностного подхода к организации обучения:
- мотивационные ресурсы – это ценностные ориентации, образовательные потребности и интересы, которые определяют мотивы деятельности;
- операциональные ресурсы включают в себя освоенные универсальные и специальные способы деятельности;
чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС;
- когнитивные ресурсы – это, прежде всего, знания, составляющие основу научного представления о мире, предметные умения и навыки.
Развитию мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности соответствуют личностные, метапредметные и предметные результаты образования.
Чтение так же взаимосвязано с такими понятиями учебной деятельности как «мотивация» и «действие», поэтому первым этапом в организации учебной деятельности является создание условий для мотивации учащихся к деятельности.
Мотивы выражаются через познавательный интерес учащихся. Мотив подразумевает особую избирательную направленность личности на учебную деятельность. Критериями познавательного интереса являются: активное включение в учебную деятельность, сосредоточенность на этой деятельности, появление у учащихся вопросов, которые они задают друг другу и учителю или на основании которых формулируют информационный запрос.
Под учебными действиями понимают конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий.
Учебное действие является целостным элементом деятельности, преобразующим не только форму информации, но и переводящим ее во внутренний план, вызывающий изменение самого учащегося, его понимания процессов и явлений, смысла изучаемого материала. Действие выполняется на основе операций, соотносимых с конкретными условиями и средствами. Действие – совокупность операций, подчиненных цели. Задача учителя состоит в том, чтобы выделить соответствующие учебные действия и создать условия для их освоения обучающимися и определить средства деятельности
Содержание образования рассматривается как единство знаний, деятельности и развития учащихся
Навыки смыслового чтения являются основой для освоения основного содержания образования.
Смысл – с-мысль, т.е. с мыслью. Говоря упрощенно, означает какая мысль заложена внутри слова, текста, жеста, картины, здания и т.п. Мысль, в свою очередь всегда привязана к действию. Любая мысль означает определенные действия, ведущие к конечной цели, состоянию, образу. Это не поток информации, а именно намек на действия и результат. Смыслом применительно к тексту и, в частности, к минимальной единице этого текста понимается целостное содержание какого-либо высказывания, не сводимое к значениям составляющих его частей и элементов.
Осознание внутреннего смысла происходит с учетом контекста и мотивации читателя. Так же Л.А. Выготский отмечал в своей работе, что содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта [23]. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы научить ученика понимать текст, используя приемы смыслового чтения, которые формируют умения смыслового чтения.
Таким образом, смысловое чтение – это осознанное чтение, позволяющее извлекать из текста информацию в соответствии с учебной задачей: процесс восприятия из текста информацию в соответствии с учебной задачей: процесс восприятия, понимания и интерпретации текста, задач обеспечивающий решение учебно – познавательных и художественно – эстетических задач.
Смысловое чтение – это универсальное учебное действие, позволяющие использовать информацию, полученную при чтении, для решения предметных и метапредметных учебных задач, общение с художественной, познавательной и другой книгой.
Смысловое чтение – это механическое чтение.
Это, в своей основе подготовка ребенка к восприятию, пониманию, овладению системным курсом литературы на следующей ступени обучения. Все, что происходит и делается – это только все на начальном уровне, в своей основе и поэтому относится ко всему нужно достаточно корректно и очень осторожно. Ребенок читает абсолютно на всех предметах и от того, насколько он полно вычитывает всю информацию, заложенную в текстах в явном и в неявном виде, всему этому приоритетно, ребенок учится на уроках литературного чтения. И тогда, когда он хорошо читает математике, на окружающем мире – на любом предмете, то речь идет о том, что это уже не предметное учебное действие, а универсальное, метопредметное. То, которое поднялось над конкретным предметным содержанием.
Большое значение имеет формирование смыслового чтения для общения с художественной, познавательной и другой книгой. Отсюда смысловое чтение – это антоним к механическому чтению.
Ребенок, читающий со скоростью выше ста двадцати в минуту, резко уходит от понимания содержания. Необходимо обратить внимание на типы темпераментов школьников.
Холерик, как преобладающий тип темперамента способен выдать большую скорость, но не всегда хорошее и глубокое понимание. В тоже время, когда у флегматика, скорость чтения может быть в два раза меньше, но значительно более глубокое вдумчивое понимание текста.
Данные вещи при организации работы на уроках необходимо учитывать, и конечно преобладает большое значение организация дифференцированной работы. Это и есть скелет смыслового чтения. Можно выделить пять групп универсальных учебных действий, которые включают или в своей совокупности дают смысловое чтение.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абашуева, З.М. Технология обучения студентов решению текстовых задач на пропорциональную зависимость. [Текст] / З.М. Абашуева // Начальная школа. – 2003. – № 10.
2. Азимов, Э.Г. Словарь методических терминов [Текст] / Э.Г. Азимов, А.И. Щукина. – СПб. : Златоуст, 2002.
3. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах [Текст] // под ред. М.И. Моро, А.М. Пышкало. – М., 1977.
4. Александрова, Э.И. Методика преподавания. Математика. [Текст] / Э.И. Александрова // Вестник образования. – М. : Сентябрь 18. – 2000.
5. Александрова, Э.И. Особенности формирования навыков при обучении математике по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. [Текст] / Э.И. Александрова // Начальная школа. – 2005. – № 3.
6. Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте – дети! [Текст] / Ш.А. Амонашвили. – М., 1997.
7. Артемов, А.К. Формирование обобщенных умений решать задачи [Текст] / А.К. Артемов // Начальная школа. – 1992. – №2
8. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурноисторическое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. – М., 2007.
9. Ахметгалиева, А.А. Развитие математической памяти у младшего школьника. [Текст] / А.А. Ахметгалиева // Начальная школа. – 2005. – № 6.
10. Бантова, М.А. Методика начального обучения математике. [Текст] / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. – М. : Просвещение, 1984
11. Башмаков, М.И. Программа курса «Математика» 1-4 классы. [Электронный ресурс] / М.И. Башмаков, М.Г. Нефедова. – Режим доступа : http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/ 2012/04/ 11/ rabochaya-programma-po-matematike-umk-planetaznaniy-1-4.
12. Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе : курс лекций : учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений [Текст] / А.В. Белошистая. – М. : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005.
13. Белошистая, А.В. Моделирование как основа формирования умения решать задачи. [Текст] / А.В. Белошистая. – Мурманск, 1990.
14. Белошистая, А.В. Обучение решению задач в начальной школе : книга для учителя [Текст] / А.В. Белошистая, – М. : «ТИД «Русское слово - РС»», 2003.
15. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения знаний в школе. [Текст] / Д.Н. Богоявленский. – М., 1974.
16. Боданский, Ф.Г. Развитие математического мышления у младших школьников [Текст] / Ф.Г. Боданский // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности : сб. науч. трудов. – М., 1983. – С. 115-125.
17. Буланова, М.В. Педагогические технологии. [Текст] / М.В. Буланова, В.А. Топоркова. – М. ; Ростов н/Дону, 2004.
18. Вавренчук, Н.А. Спецкурс «Формирование математической речи младших школьников» в системе профессиональной подготовки учителей начальных классов [Текст]: сб. материалов Междунар. науч.- практ. конф., Брест, 15-17 мая 2007 г. / Н.А. Вавренчук // Методология, теория и практика естественно-математического и педагогического образования. – Брест : Издво БрГУ, 2007.
19. Виноградова, М.Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. [Текст] / М.Д. Виноградова, К.Б. Первин. – М.: Просвещение, 1977.
20. Воронцов, А.Б. Педагогические технологии контроля и оценки учебной деятельности (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) [Текст] / А.Б. Воронцов. – М. : Издатель Рассказов А.И., 2002.
21. Выбор методов обучения в средней школе [Текст] / под ред. Ю.К. Бабанского. – М. : Педагогика, 1981.
22. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий [Текст] / П.Я. Гальперин // Исследования мышления в советской психологии. – М., 1969. 23. Гальперин, П.Я. Формирование умственных действий. [Текст] / П.Я. Гальперин // Хрестоматия по общей психологии: психология мышления – М., 2001.
24. Гребенюк, О.С. Теория обучения [Текст] / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. – М., 2003.
25. Гузеев, В.В. Образовательная технология: от приема до философии [Текст] / В.В. Гузеев. – М.: Сентябрь, 1996.
26. Давыдов, В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности. [Текст] / В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. – 2002. – № 3-4.
27. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. – М., 1997.
28. Давыдов, В.В. Формирование учебной деятельности школьников. [Текст] / В.В. Давыдов. – М., 1982.
29. Дрозд, В.А. Методика начального обучения математике [Текст] / В.А. Дрозд. – Минск : Всетка, 2007.
30. Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении. [Текст] / В.К. Дьяченко. – М. : Просвещение, 1991
31. Зайцева, С.А. Методика обучения математике в начальной школе [Текст] / С.А. Зайцева, И.Б. Румянцева, И.И. Целищева. – М. : Гуманитар. ИЦ ВЛАДОС, 2008.
32. Занков, Л.В. Обучение и развитие (экспериментальнопедагогическое исследование) [Текст] / Л.В. Занков // Избранные педагогические труды. – М., 1990.
33. Занков, Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. [Текст] / Л.В. Занков. – М., 2007.
34. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики: психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова [Текст] / В.П. Зинченко. – М., 2002.
35. Игнатова, Л.В. Приемы установления зависимости между величинами в задачах. [Текст] / Л.В. Игнатова // Начальная школа. – 1988. – № 2.
36. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах : учебное пособие для студентов ф-тов подготовки учителей нач. кл. пед. ин-тов, колледжей и училищ [Текст] / Н.Б. Истомина. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1997.
37. Истомина, Н.Б. Обучение решению задач. [Текст] / Н.Б. Истомина // Начальная школа. – 1985. – № 1.
38. Истомина, Н.Б. Работа над составной задачей. [Текст] / Н.Б. Истомина // Начальная школа. – 1988. – №2.
39. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.] ; под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2008.
40. Калинина, Г.П. Развитие математической речи в начальных классах. [Текст] / Г.П. Калинина, В.П. Ручкина // Специальное образование – 2016. – № 1(41). – С. 62-74.
41. Калинина, Г.П. Формирование общего приема решения задач. [Текст] / Г.П. Калинина, В.П. Ручкина // Специальное образование – 2015. – № 3(39). – С. 35-45.
42. Калинина, Н.В. Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие [Текст] : практическое пособие. / Н.В. Калинина, С.Ю. Прохорова. – М. : АРКТИ, 2008.
43. Козлова, С.А. Развитие мышления детей 4-6 лет на основе формирования приемов анализа текста и вспомогательной графической модели текстов задачи. [Текст] / С.А. Козлова // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – № 8.
44. Концепция развития математического образования в РФ: [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://matematikshool.ucoz.ru/81743.pdf.
45. Кубышева, М.А. Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности. [Текст] / М.А. Кубышева. – М. : УМЦ «Школа 2000…», 2005.
46. Кукушин, В.С. Дидактика (теория обучения) [Текст] / В.С. Кукушин. – М. ; Ростов н/Дону, 2003. 47. Кукушин, В.С. Теория и методика воспитательной работы [Текст] / В.С. Кукушин. – Ростов н/Дону, 2002.
48. Математика для каждого. Концепции, программы, опыт работы. – М. : Баллас, 2000.
49. Методика воспитательной работы. [Текст] / под ред. В.А. Сластенина – М., 2002.
50. Микулина, Г.Г. Учим понимать математику. / Г.Г. Микулина. – М., 1995.
51. Назарова, И.И. Ознакомление с функциональной зависимостью при обучении решению задач. [Текст] / И.И. Назарова // Начальная школа. – 1989. – № 1.
52. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. [Текст] / под ред. Е.С. Полат. – М., 2003.
53. Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех. [Текст] : сборник материалов / под научной ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2006.
54. Образовательные технологии. : сборник материалов. (Образовательная система «школа2100») – М.: Баласс, 2008.
55. Обучение младших школьников решению текстовых задач. [Текст] : сборник статей. / сост. Н.Б. Истомина, Г.Г. Шмырева – Смоленск : Ассоциация 21 век, 2005. 56. Орлов, В.И. Дидактический метод и педагогическая технология. [Текст] / В.И. Орлов // Школьные технологии. – 2009. – №6.
57. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. [Текст] В 2 ч. Ч. 1/ М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова [и др.] ; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2010.
58. Петерсон, Л.Г. Теория и практика построения непрерывного образования. [Текст] / Л.Г. Петерсон. – М. : УМЦ «Школа 2000…», 2001.
59. Подласый, И.П. Педагогика [Текст]. / И.П. Подласый. – М., 1999.
60. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников [Текст] : пособие для учителя / К.Н. Поливанова, – М.: Просвещение, 2008.
61. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school-russia.prosv.ru/info. aspx?ob_no =25561.
62. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1 [Текст]. – М. : Просвещение