Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Важнейшим условием эффективного функционирования национальной эко¬номики выступает рациональное и экономное использование финансовых ресурсов государствен¬ного бюджета, которые направляются на содержание отраслей непроизводственной сферы, поэтому большое значение имеет анализ деятельности ор¬ганизаций, финансируемых за счет бюджетных средств.
Бюджетные организации представляют собой достаточно многочисленную группу организаций, которые необходимы в государстве и которые представлены учреждениями, организациями, материальное содержание которых обеспечивается за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов. В бюджетную систему государства направляется более полови¬ны финансовых ресурсов, которые создаются в стране.
Финансы в бюджетных организациях имеют свои специфические особенности, обусловленные законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджетном финансировании, другими нормативными документами по учету и отчетности в бюджетных организациях, отраслевой их спецификой.
Глава 1 Теоретико-методологические аспекты анализа финансовых процессов бюджетных учреждений
1.1 Экономическая сущность и задачи анализа финансовых процессов в бюджетных учреждениях
Бюджетное учреждение — это организация, созданная федеральными органами власти РФ, органами государственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления для выполнения социально значимых задач и функций некоммерческого характера в социально-культурной, научно-технической или иной социально значимой сфере, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или внебюджетных фондов.
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность на основании государственного или муниципального задания, используя полученные из соответствующего бюджета или внебюджетных фондов средства на выполнение задания. Бюджетное учреждение также может иметь доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности.
Таким образом:
– учредителями бюджетной организации являются органы государственной власти РФ, субъектов РФ, органы местного самоуправления. Акционерные общества, кооперативы не могут создать бюджетную организацию;
– цель создания бюджетной организации — функции некоммерческого характера;
– бюджетная организация финансируется из федерального бюджета или бюджета субъекта федерации, муниципального бюджета или внебюджетного фонда;
– бюджетным организациям не запрещено оказывать платные услуги;
– самостоятельно заработанные средства должны направляться на расширение и развитие услуг, указанных в учредительных документах учреждения.
Кроме того, о бюджетных организациях также необходимо знать, что:
– недополучение средств бюджетом приводит к недофинансированию расходов бюджетных организаций;
– бюджетные организации относятся к хозяйствующим субъектам, так как могут предоставлять платные услуги, формируя часть своих финансовых ресурсов за счет заработанных доходов;
– у них нет права самостоятельно определять порядок расходования средств – государственные средства расходуются только по целевому назначению, в соответствии с заданием;
– финансирование осуществляется со счетов Федерального казначейства и его территориальных органов;
– расходы распорядителей средств производятся без зачисления бюджетных средств на их счета в финансовых учреждениях путем непосредственного перечисления на счета бюджетных учреждений: поставщиков работ или услуг;
– финансирование осуществляется путем распределения бюджетных средств «сверху», а не в результате «зарабатывания», что снижает эффективность контроля за качеством услуг и использованием выделенных средств;
– расходование как выделенных бюджетных, так и заработанных от оказания платных услуг средств, производится в строгом соответствии с требованиями бюджетной классификации. Таким образом, целевое использование всех средств является основополагающим принципом организации финансов бюджетных учреждений и средства могут расходоваться только на цели, предусмотренные в задании, согласно статьям и подстатьям бюджетной классификации;
– жесткое разграничение бюджетного финансирования и самостоятельно заработанных средств. На каждый вид деятельности составляется отдельная смета по их расходованию (бюджетный вид деятельности – КФО 4 (код финансового обеспечения), предпринимательски – КФО 2). Отчетность формируется по видам деятельности раздельно. При недостатке бюджетных средств для выполнения государственного задания могут быть использованы денежные средства, полученные от оказания платных услуг. Но не дозволительно возмещение из средств соответствующего бюджета расходов, произведенных за счет средств от предпринимательской деятельности.
1.2 Методы и инструменты анализа финансовых процессов бюджетных учреждений
Рациональное и экономное использование средств государственного бюджета становится необходимым условием эффективного функционирования российской экономики. По этой причине в результате бюджетной реформы с 1 января 2011 года существенно изменились условия функционирования организаций, финансируемых из бюджета, т. е. бюджетных учреждений. В этой связи возникла потребность своевременной оценки и анализа их финансового состояния. Цель реформы государственных бюджетных учреждений — финансировать количество и качество государственных услуг, предоставляемых современному российскому обществу на основе рыночных принципов.
Финансовое обеспечение бюджетных учреждений осуществляется прежде всего в соответствии с государственным (муниципальным) заданием в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. При этом бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.
Бюджетное учреждение, будучи некоммерческой организацией вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество, в настоящее время поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.
Поскольку государственное имущество бюджетных учреждений по- прежнему закреплено за ними на праве оперативного управления, оно позволяет им оказывать одновременно и государственные услуги, и любые другие, с которыми они смогут выйти на соответствующие рынки. В результате бюджетные учреждения способны развить новые виды приносящей доход деятельности и составить реальную конкуренцию коммерческим организациям в различных сферах экономики. По этой причине возникает потребность комплексного анализа их деятельности с целью эффективного управления, оптимизации финансовой модели долгосрочного развития.
1.3 Особенности развития анализа финансового состояния бюджетных учреждений России
Для организаций, финансируемых из бюджета, характерен ряд особенностей, которые рационально учитывать при проведении анализа деятельности бюджетных организаций.
Финансовое состояние бюджетного учреждения можно определить, как его способность организовывать и финансировать оказание услуг требуемого уровня качества на протяжении заданного периода, а также соответственно реагировать на изменения внешней среды, прежде всего колебаний рыночных цен; снижения объемов ассигнований из бюджета и другие возможные изменения, оказывающие влияние на деятельность организации.
Известно достаточное число коэффициентов, описывающих финансовую устойчивость организации. Большинство коэффициентов взаимосвязаны друг с другом, и, хотя рассчитываются разными способами, дают одну и ту же информацию.
Известно также, что методика оценки финансового состояния коммерческого предприятия не может быть применена к анализу финансового состояния бюджетных организаций в более или менее длительной перспективе. Это связано с имеющимися ограничениями, касающимися специфики бюджетных учреждений и выражается в том, что:
1) При расчете коэффициентов автономии, маневренности, соотношения собственных и заемных источников финансирования, используется такой показатель, как стоимость собственного капитала, величина которого отражается в составе пассива баланса коммерческой организации. Государственное бюджетное учреждение не формирует собственный капитал, а в пассиве его баланса содержатся только два раздела: «Обязательства» и «Финансовый результат».
2) Расчет коэффициентов финансовой зависимости, соотношения собственных и заемных источников финансирования, коэффициента финансовой устойчивости производится в соответствии с типовой методикой на основе величины долгосрочных обязательств. Однако, на основании п. 8 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты (займы) от кредитных организаций, других юридических, физических лиц, из бюджетов бюджетной системы РФ. Отметим, что в отношении бюджетного учреждения второе ограничение снято нормами закона 83-ФЗ с 1 января 2011 года.
2 Анализ финансовых процессов бюджетных учреждений и оценка качества его инструментария на примере Управления федерального казначейства по Краснодарскому краю
2.1 Оценка текущего финансового состояния бюджетных учреждений России
Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю (далее — Управление) является территориальным органом Федерального казначейства, созданным в границах Краснодарского края, и находится в непосредственном подчинении Федерального казначейства.
Управление имеет сокращенное наименование: УФК по Краснодарскому краю. Место нахождения – г Краснодар.
УФК по Краснодарскому краю ИНН 2310024534 и ОГРН 1022301619020 зарегистрировано 08.12.1992 по юридическому адресу 350000, Краснодарский край, город Краснодар, Карасунская улица, дом 155.
Статус организации: действующая. Руководителем является врио руководителя Красник Сергей Григорьевич (ИНН 234804544806).
Основной вид деятельности - Управление финансовой деятельностью и деятельностью в сфере налогообложения. В исторических сведениях доступно 4315 записей об изменениях, последнее изменение датировано 3 июня 2021 г.
Организация состоит на учете в налоговом органе Инспекция ФНС России №2 по г. Краснодару с 13 марта 1995 г., присвоен КПП 231001001. Регистрационный номер в ПФР - 033015012714., ФСС - 230200005223021.
Управление взаимодействует в пределах своей компетенции с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (государственными органами субъектов Российской Федерации), органами местного самоуправления (муниципальными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, Банком России и его территориальными учреждениями, иными организациями.
Управление является юридическим лицом, имеет печать, штампы, бланк установленного образца со своим полным наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности Управления осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В начале 1990-х годов в связи с политическими и экономическими изменениями в российском обществе бюджетная система страны нуждалась в серьезных преобразованиях. Функции Центрального банка были существенно изменены, в результате чего контроль за исполнением бюджетов перестал входить в число его приоритетных задач.
2.2 Отраслевой аспект применения инструментария анализа финансовых процессов бюджетных учреждений
Основные цели деятельности, для исполнения которых создано Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю являются:
-Учет операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, проводимых получателями средств федерального бюджета;
- Учет обязательств подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета;
- Исполнение сметы расходов и администрирование доходов по главе 100 «Федеральное казначейство»;
- Кассовое обслуживание исполнения бюджетов;
- Формирование реестра обслуживаемых получателей средств федерального бюджета;
- Предварительный и текущий контроль ведения операций со средствами федерального бюджета;
- Исполнение бюджетного законодательства;
- Комплектование, хранение, учет и использование архивных документов; казначейство управление административный делопроизводство
- Защита сведений, составляющих государственную тайну;
- Проведение мероприятий по мобилизационной подготовке и гражданской обороне.
Функции Управления:
- открывает в учреждениях Банка России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с действующим бюджетным законодательством Российской Федерации;
- открывает и ведет лицевые счета для учета операций со средствами федерального бюджета, со средствами от приносящей доход деятельности, обслуживаемым Управлением распорядителям и получателям средств федерального бюджета;
- доводит до обслуживаемых Управлением распорядителей и получателей средств федерального бюджета распределенные главными распорядителями средств федерального бюджета, распорядителями средств федерального бюджета, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования и их изменения;
- ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета на территории субъекта Российской Федерации – Краснодарского края;
- осуществляет учет операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, проводимых распорядителями и получателями средств федерального бюджета, обслуживаемыми Управлением;
- осуществляет учет обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета находящихся на территории субъекта Российской Федерации получателей средств федерального бюджета;
- составляет и представляет в установленном порядке в Федеральное казначейство отчетность о кассовом исполнении федерального бюджета на территории субъекта Российской Федерации и исполнении принятых Управлением на учет бюджетных обязательств, подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета, а также иную бюджетную отчетность;
-осуществляет на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- осуществляет кассовое планирование и прогнозирование расходов федерального бюджета, ежемесячно составляет и представляет в Федеральное казначейство кассовый план по расходам федерального бюджета;
- обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов, лицевые счета которых открыты в установленном порядке в Управлении;
- обеспечивает предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета, осуществляемых распорядителями и получателями средств федерального бюджета, обслуживаемыми Управлением;
- осуществляет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации подтверждение денежных обязательств федерального бюджета и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;
- осуществляет функции распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Управления и отделений Управления;
- осуществляет ведение реестра обслуживаемых распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
- осуществляет распределения доходов от уплаты федеральных налогов, сборов и иных поступлений, между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации и правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете муниципального образования;
- применяет меры принуждения к участникам бюджетного процесса за нарушения бюджетного законодательства;
- организует и проводит проверки деятельности отделений Управления по выполнению ими возложенных на них задач и функций Российской Федерации;
- осуществляет мероприятия по обеспечению режима секретности защите государственной тайны в Управлении, а также обеспечивает соблюдение работниками установленных норм и требований при проведении секретных работ;
- обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие решений, не носящих нормативного характера, и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
- организует и осуществляет мероприятия по мобилизационной подготовке, гражданской обороне и предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Управления;
- осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
2.3 Анализ проблем и перспектив развития инструментария анализа финансовых процессов в бюджетных учреждениях России
Проблема финансового обеспечения обязательств государства перед населением страны и перед бюджетополучателями по реали¬зации экономических и социальных программ в настоящее время приобретает особо важное значение, поэтому в Бюджетном кодексе РФ законодательно закреплены вопросы адаптации бюд¬жетной системы к новым экономическим условиям и с особой тщательностью раскрыт правовой режим процесса исполнения расходной части бюджета любого уровня, определены функциональные виды расходов, которые могут финансироваться из того или иного бюджета.
Средства федерального бюджета направляются на финансирование тех функций, без которых государство не может суще¬ствовать, а также на выравнивание финансового по¬тенциала субъектов Российской Федерации. Между федеральными и территориальными органами вла¬сти отдельные виды расходов могут передаваться из одного уров¬ня бюджетной системы в другой.
Для повышения эффективности работы органов Федерального казначейства в целом реализуется ряд мероприятий по совершенствованию бюджетного учета и функциональной деятельности органов Федерального казначейства, а также предусматривается внесение существенных изменений в нормативную базу, регулирующую деятельность органов Федерального казначейства. В этих условиях для того, чтобы обеспечить эффективное функционирование органов УФК Краснодарского края, необходимо, чтобы специалисты Управления обладали квалификацией, достаточной для выполнения своих функциональных обязанностей как в условиях новой АС ФК, так и в условиях новой методологии.
В рамках различных учебных программ предполагается обучить как руководящий состав органов УФК Краснодарского края, включая специалистов центрального аппарата Управления, так и функциональных специалистов, специалистов в области финансово-хозяйственной деятельности, а также внутреннего контроля и аудита.
Важным этапом в работе органов Федерального казначейства стала централизация средств на едином счете Федерального казначейства, открытом в г. Москве. С 1 мая 2006 года введен в действие порядок ежедневного обеспечения денежными средствами счетов 40105 Управлений со счета Федерального казначейства, действующий по настоящее время.
Таким образом, все доходы, поступающие на территории Краснодарского края, стали в полном объеме перечисляться на счет Федерального казначейства, а не на финансирование расходов, как раньше. Сейчас, для осуществления кассовых расходов необходимо предоставить заявку на сумму, подлежащую перечислению на счет 40105 Управления. Все неиспользованные остатки с этого счета в конце дня необходимо перечислять на счет Федерального казначейства (остаток на сч. 40105 Управления должен стремиться к нулю).
Для уменьшения остатка на счете Управления по учету средств федерального бюджета операционный отдел Управления дважды в день (в 15 ч и 17 ч 15 мин) делает запросы на получение промежуточной выписки из лицевого счета 40105 в РЦИ ГУ Банка России по Краснодарскому краю. После получения от банка суммы остатка операционный отдел формирует ЭПД на его списание со счета 40105 Управления. Отправка ЭПД на списание остатка на счет Федерального казначейства производится также дважды в день: до 16 ч 30 мин и до 18 ч. Таким образом, благодаря повторному обнулению счета 40105 Управления, остаток на нем практически равен нулю.
Заключение
В курсовой работе был рассмотрены финансовые процессы бюджетного учреждения УФК Краснодарского края, что позволяет сделать следующие выводы.
Компания УФК ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ, адрес: Краснодарский кр., г. Краснодар, ул. Карасунская, д. 155 зарегистрирована 15.12.2002.
Компания УФК по Краснодарскому краю принимала участие в 4 тендерах. В отношении компании было возбуждено 11 исполнительных производств.