Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема детского общения - одна из самых актуальных в современных психолого-педагогических науках.
В дошкольном возрасте общение ребенка со сверстниками считается одной из основных составляющих социализации и развития его личности.
В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования выделены два образовательных направления, раскрывающих роль общения в общем умственном развитии детей: «социально-коммуникативное развитие» и «развитие речи».
Реализация этих образовательных направлений обеспечивает своевременное и гармоничное развитие личности ребенка и общение детей в различных видах деятельности.
Проблема становится еще более актуальной, когда речь идет о детях с умственной отсталостью, у которых уровень коммуникативной сформированности во многом определяет эффективность социализации. Однако само общение таких детей характеризуется рядом трудностей и особенностей.
Общение - необходимое условие формирования личности, один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте с людьми возможно усвоить социальный и исторический опыт всего человечества.
Развитие человека, формирование его жизнедеятельности находится в прямой зависимости от социальной среды, в которой он живет и развивается. Любовь, с которой мать вынашивает ребенка; мысли, связанные с его внешностью; богатство общения, которым мать делится с ним, влияет на развитие психики ребенка.
Взаимодействуя с другими людьми, ребенок удовлетворяет одну из важнейших социальных потребностей - потребность в общении, которая, по мнению российского психолога Л.И. Божович «несет в себе первоначальную силу, стимулирует умственное развитие ребенка, развивается вместе с ним, является основой для развития других его социальных потребностей. Коммуникация является предметом изучения многих наук ".
Многие ученые начали изучать проблему общения с 50-х годов ХХ века.
Позиция о решающей роли общения в умственном развитии ребенка была выдвинута и развита Л.С. Выготского, неоднократно подчеркивавшего, что «психологическая природа человека - это совокупность межличностных отношений, заключенных внутри и становящихся функциями личности и форм ее структуры». Он считал, что отношение ребенка к миру зависит от количества и вытекает из его самых прямых и конкретных отношений со взрослым.
Понятие «общение», как и любое другое понятие в психологии, было разработано многими исследователями и имеет множество интерпретаций.
В отечественной психологии сложилась устойчивая традиция сочетания понятий «общение» и «деятельность». В психологических науках есть несколько похожих определений: коммуникация, коммуникативная компетентность, коммуникабельность.
Объект исследования – общением со взрослыми и сверстниками дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования – особенности общения со взрослыми и сверстниками дошкольников с задержкой психического развития.
Цель исследования - развитие общения детей с ЗПР со взрослыми и сверстниками детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Для достижения выше поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
-изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развитя общения у детей с ЗПР.
-изучить особенности общения у детей с ЗПР со взрослыми и со сверстниками
Гипотеза исследования – предполагаем, что у детей задержкой психического развития выявляется ситуативно-деловое общение.
Глава 1. Теоретический анализ особенностей общения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР со взрослыми и сверстниками
1.1.Особенности общения в дошкольном возрасте
Проблема общения многогранна. В последние годы он стал объектом изучения многих наук. К участию также привлекаются философы, социологи, экономисты, юристы и педагоги. Психология подробно исследует феномен общения, поскольку общение является необходимым условием формирования личности.
Более того, без общения человеческое общество не могло бы возникнуть, существовать и развиваться. Неслучайно А. Н. Леонтьев считал общение и труд основными видами человеческой деятельности.
В. А. Сухомлинский определил потребность в общении, потребность человека в человеке самым неотложным и самым человечным. Он считал, что «там, где нет культивирования этой потребности, никакая разумная организационная зависимость, никакое подчинение и руководство не могут компенсировать невзгоды, связанные с образованием».
Обратимся к рассмотрению понятия «общение». Есть несколько определений этого понятия. Например, Дж. Брунер трактует общение как сознательное воздействие на сверстника, которое обязательно включает: визуальное восприятие партнера, определенную сознательную цель, настойчивость в достижении этой цели и отказ от общения после достижения цели.
Более гибкое определение общения дают X. Росс и К. Рубин, которые выявили следующие критерии коммуникативного акта:
- направленность на сверстника с целью его вовлечения в общение;
- потенциальная способность принимать информацию о целях сверстника, инициативное воздействие должно при этом содержать информацию достаточную для достижения целей сверстника);
- доступность пониманию сверстника коммуникативных умений и способность с их помощью вызвать согласие партнёра для достижения цели.
Хелус рассматривает общение как особую форму социальной культуры, поскольку она «охватывает все аспекты взаимоотношений между людьми и формулирует систему определения социальных условий жизни людей».
В.С Грехнев определяет общение как «процесс непосредственных отношений, способ взаимодействия людей друг с другом, основанный на разумном понимании намеренной передачи знаний, мыслей и переживаний в соответствии с социальными нормами и условиями их действий.
Однако все эти определения неполны, поскольку отсутствие качественной специфики не позволяет выстраивать уровни развития коммуникативных навыков. Коммуникация здесь сводится к накоплению коммуникативных действий, направленных на управление партнером. Кроме того, авторы не уточняют концепцию цели общения, а критерии, выбранные для коммуникативного акта, являются субъективными и не имеют эффективной уникальности (ребенок считает, что его партнер может понять цель его общения и т.д.).
Иной подход к изучению проблемы развития коммуникативных навыков наблюдается в работах Б.С. Мухиной, уделяющей внимание изучению роли общения в общем развитии ребенка.
Согласно М.И. Лисиной, «общение – это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата».
Содержание общения, служащее образовательным целям, - это передача полезной информации от человека к человеку, на основе которой люди могут формироваться и развиваться как личности. Эта информация включает ценности, нормы и формы поведения, оценки и представления, идеалы, цели и смысл жизни. Степень их принятия человеком в общении с другими людьми зависит от отношения людей друг к другу. Такое отношение, в свою очередь, определяется нормами межличностного восприятия.
Говоря об общении, отметим, что оно включает в себя обмен информацией между его участниками, который можно охарактеризовать как коммуникативную сторону общения. Тогда вторая сторона общения - взаимодействие коммуникаторов - это обмен в процессе разговора не только словами, но и действиями, поступками. Третья сторона общения предполагает восприятие тех, кто общается друг с другом. Когда они говорят о коммуникации как об обмене информацией, они говорят о коммуникативной стороне общения.
Когда говорят о коммуникации в узком смысле этого слова, имеют в виду прежде всего то, что во время совместной деятельности люди обмениваются друг с другом идеями, интересами, идеями. Здесь общение действует как сторона, как часть коммуникативной деятельности, но его нельзя ограничивать, вы должны представлять себя, свои характеристики и свою индивидуальность. По словам Б.Ф. Ломовой, «Коммуникация - это многофункциональная система. Предлагается следующая классификация коммуникативных функций: информационно-коммуникационная, регулятивно-коммуникационная, аффективно-коммуникационная.
Человек в своих действиях должен выполнять все коммуникативные функции: действовать как источник информации и как человек, знающий другого человека или группу людей, и как организатор коллективных действий и отношений.
Общение считается одним из основных условий психического развития ребенка, важнейшим фактором формирования его личности.
Положительное влияние общения прослеживается во всех сферах душевной жизни ребенка, поэтому в психологических науках существует единая система формирования коммуникативной активности и развития личности.
Автор рассматривал общение как особую коммуникативную деятельность и считал понятия «общение» и «коммуникативная деятельность» синонимами. Она подчеркнула разницу между своим подходом к общению и подходом к процессу общения, который типичен для западной социальной психологии как внешнее поведение, характеризующееся с формальной количественной точки зрения.
М.И. Лисина определила общение как «взаимодействие двух (или более) людей, стремящихся координировать и объединить свои усилия для построения отношений и достижения общего результата».
Согласно этой теории, общение - это особая деятельность, требующая использования определенных средств.
Автор понимает их как операции, с помощью которых каждый участник выстраивает коммуникативную деятельность и способствует взаимодействию с другим человеком. С психологической точки зрения средства общения делятся на вербальные и невербальные. Вербальное общение - это процесс общения посредством языка (речи), невербального - посредством мимики, жестов, пантомимы, посредством прямых чувственных или телесных контактов.
В логопедии средства общения рассматриваются на основе системного подхода, разработанного Р.Э. Левин. В его рамках средства коммуникации представлены как компоненты сложной многоуровневой функциональной системы, которые обусловливают друг друга.
В качестве составляющих речевую систему компонентов рассматриваются: словарный запас (лексика), грамматический строй речи, звукопроизношение.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что существует несколько форм общения. Под формами общения подразумевается коммуникативная деятельность.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдеева, Н. Н. Психологические основы формирования личности Дефектология. – 1998. – № 4. – С. 12–15.
2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития. /Под ред. К. С. Лебединской. – М.: Просвещение, 1982. – 220 с.
3. Аникеева, Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе Дефектология. – 2006. – № 4. – С. 38–45.
4. Белопольская, Н. Г. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития – М.: ЭНАС, 2006. – 136 с.
5. Боровская, И. К. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психо-физического развития Дефектология. – 1996. – № 4. – С. 5–9.
6. Возрастные особенности психического развития детей./ Под ред. Дубровиной И. В. и Лисиной М. И. − М.: Просвещение, 1982 . − 362 с.
7. Вильманская, А. Д. Дефектологическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития – М.: Просвещение, 1973. – 127 с.
8. Выготский, Л. С. Основы дефектологии. – М.: Проспект, 2003. – 208 с.
9. Грибанова, Г. В. Психологическая характеристика личности подростков с задержкой психического развития Под ред. Г. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М.: Просвещение, 1984. – 234 с.
10. Диагностика и коррекция психического развития у дошкольников. / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. 1997. - 237с.
11. Дети с задержкой психического развития / под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М: Педагогика, 1984. - 256с
12. Забрамная С. Д. Корекционно-педагогическая работа – М.: ВЛАДОС, 1995. – 112 с.
13. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Методические рекомендации к пособию "Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей" авторов С. Д. Забрамной, О. В. Боровика.: Пособие для психолого-педагогических комиссий. - М.: Владос, 2003 − 32 с
14. Карпова, Г. А. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития – М.: ВЛАДОС, 2005. – 207 с.
15. Коломинский Я. Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. - Минск, 1964. - 220c.
16. Куницина, В. В. Межличностное общение В. И. Лубовский. – М.: Просвещение, 1989. – 137 с.
17. Лисина М. И. Общение, психика и личность ребёнка. М.: Воронеж, 1997.
18. Мальцева, Е. Р. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста Под ред. Т. А. Власовой. – М.: Просвещение, 1981. – 119 с.
19. Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе Под ред. З. И. Калмыковой, И. Ю. Кулагиной. – М.: Просвещение, 1986. – 330 с.
20. Певзнер М. С. Развитие самостоятельно познавательной активности учащихся с задержкой психического развития – 1992. – № 3. – С, 10–12.
21. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 1980. − №3.
22. Печерский В. Г. Психолого-педагогическая поддержка развития способностей к продуктивному межличностному взаимодействию у подростков и юношей с легкой умственной отсталостью – 2007. – № 3. – С. 31–39.
23. Психология педагогического взаимодействия Под ред. Л. В. Занкова. – М.: Просвещение, 1963. – 329 с.
24. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника – М.: ВЛАДОС, 2003. – 100 с.
25. Стреблева Е. А. Межличностный мир ребенка– М.: ВЛАДОС, 2005. – 180 с.
26. Слепович Е. С., Харин С. С. Становление сюжетно-ролевой игры как совместной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. - 1988. - №
27. Сычев, И. В. особенности представлений о себе и значимых других у младших школьников с ЗПР в разных условиях обучения – Хабаровск, 2005. – 215 с.