Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность данной темы. Формирование российской гражданской идентичности у младших школьников является ключевой задачей Российского образования. Федеральный государственный стандарт начального общего образования определяет способность к осознанию российской идентичности в поликультурном обществе, как один из личностных результатов младших школьников. Данная способность способствует развитию гражданской позиции, воспитанию патриотизма и любви к своей Родине, уважение к стране, знание истории своего народа, осознанность своей культурной принадлежности, культурного наследия своего народа и человечества.
Для формирования личности с российской гражданской идентичностью, необходимо развить в ребенке гордость за свою Родину, и причастность к истории и будущему своей семьи, народа и страны. Главную роль в становлении российской гражданской идентичности играет общеобразовательная организация. Чаще всего в образовательных учреждениях, становление российской гражданской идентичности проявляется эпизодически и носит отчетно-показательный характер.
Как правило это проявляется в прохождении определенных акций и мероприятий гражданской и военно-патриотической направленности, не способны оказать серьезного воздействия на процесс становления российской гражданской идентичности в целом. Это связано с тем, что педагоги образовательной организации не в полной мере осознают содержание этого феномена, из-за этого и происходит затруднение в применении знаний на практике. В связи с этим, необходимо конкретное уточнение понятия российской гражданской идентичности и содержания процесса ее становления.
Противоречие заключается между необходимостью практического становления российской гражданской идентичности школьников недостаточным объемом представленной информации о данном процессе в педагогической науке.
Проблема исследования заключается в необходимости определения уровня сформированности основ российской гражданской идентичности у младших школьников под влиянием образовательного процесса, с точки зрения практического аспекта.
Цель исследования: изучить особенности формирования российской гражданской идентичности у младших школьников посредством дидактических игр во внеурочной деятельности.
Объект исследования: основы российской гражданской идентичности у младших школьников.
Предмет исследования: дидактические игры, как средство формирования российской гражданской идентичности у младших школьников.
Гипотеза исследования: четко поставленные критерии оценки, позволят корректно определение уровня сформированности основ российской гражданской идентичности у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятия «идентичность» и «российская гражданская идентичность»;
2. Изучить становление российской гражданской идентичности у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности;
3. Апробировать программу формирования российской гражданской идентичности у младших школьников.
Теоретико-методологическая база исследования:
- теория гражданской идентичности (Трубин Е.Г., Шнейдер Л.Б., Тишков В.А.)
- концепция развития основ гражданской идентичности (Марченко М.Н., Григорьев Д.Б., Шакурова М.В.)
- концепция формирования гражданской идентичности (Климов И.А., Логинова А.А., Володажская Т.В.)
Метод исследования: анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование, методы математической обработки информации, анализ и фиксирование экспериментальных данных.
База исследования: 3 «А» класс 28 человек (14 девочек и 14 мальчиков).
Практическая значимость: заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в образовательной практике для формирования основ российской гражданской идентичности младших школьников, а также в сфере профессионального и дополнительного профессионального образования при подготовке и повышении квалификации педагогов.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1.1. Сущность и содержание понятия «российская гражданская идентичность» .
Термин «идентичность» ввел Э.Эриксон, он изучал и рассматривал ее как процесс, сосредоточенный в сущности человека и культуры, к которой принадлежит каждый индивид. Фактически, идентичность – это определенная форма соответствия между человеком и культурой. В дальнейшем Эриксон добавил такие смыслы как: становиться независимой личностью; развивать последовательность своего характера; быть способным к солидарности с идеями той или иной группы; быть в гармонии со своим телом; чувствовать себя комфортно и удобно с тем, кто и что ты есть.
Можно сейчас выделить два определения идентичности, Э.Эриксона, которые точно раскрывают понятие идентичности. Идентичность – это субъективное ощущение целостности своей личности, которое возникает спонтанно и неожиданно, как узнавание своей сущности. Идентичность – это результат переживания и осознания своей принадлежности, к какой либо социальной группе, посредством противопоставления существованию других групп [20].
Также Эриксон включает в определение такие значения как, самобытность, а именно чувство уникальности индивида, бессознательное стремление к непрерывности жизненного опыта, а также солидаризацию с идеалами группы.
Л.Б. Шнейдер выделил три основные содержания понятия идентичности:
1. Единство личности, как ее интегративное свойство.
2. Степень схожести человека с той или иной группой, полом, этносом, родом и другим категориям.
3. Самость, оригинальность индивида [19].
Е.Г. Трубин утверждал, что идентичность – это самотождественность персоны, установленные ею самой непрерывность и постоянство жизни [16].
Т.В. Володажская понимает идентичность как, реализацию базисных потребностей личности в принадлежности к группе [3].
И.В. Конода оценивает идентичность в качестве политико-ориентированной категории, в содержании которой выделяют политико-правовую компетентность личности, политическое неравнодушие, и чувство гражданской общности [8].
Российская гражданская идентичность – это осознание своей сопричастности к культуре, традициям, истории своего народа, приверженности имеющимся нормам, законам и правилам российского современного общества и готовность целенаправленно действовать, способствуя научному, экономическому, социо-культурному развитию страны (В.А. Тишков) [14].
Российская гражданская идентичность формируется через признание себя в категориях гражданских групп, относительно независящих от государства, но используя его поддержку и защиту закона ( М.Н. Марченко) [12].
Российская идентификация подразумевает общую лояльность населения государству, которая формируется через оформление отношений прав и обязанностей между гражданами и властью, а также эмоциональной привязанностью к стране, отождествляя себя с гражданином страны (Ч. Тейлор) [18].
Д.В. Григорьев утверждал, что российская гражданская идентичность – отождествление человека с российским народом, человек включен в общественную культурную жизнь страны и осознает себя россиянином, ощущает себя причастным к прошлому, настоящему и будущему страны [4].
Таким образом, беря за основу представленные определения, можно сделать вывод, что российская гражданская идентичность – это процесс соотношения личностью норм и ценностей современного гражданского общества, а также восприятие социально-политических, культурных и экономических сторон жизни в нашей стране, которое выражается в готовности разделить ответственность, нормы, , требования и ценности российского общества, ощущение причастности истории страны, осознание личностью принадлежность сообществу граждан российского государства, имеющим для индивида значимый смысл.
1.2. Особенности формирования гражданской идентичности у младших школьников.
Взгляды на сущность и содержание понятия «становление» авторов существенно отличается. Например, в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова трактует термин «Становление, как возникновение, образование чего-либо в процессе развития» [13].
Также понятие «становление» обозначает процесс развития, в котором индивид берет на себя ответственность за реализацию своего потенциала, а также приобретение новых признаков и освоение новых форм в период развития, приблежение к определенному состоянию (Н.В. Безгина) [1].
Становление можно связывать с характером, мировоззрением, мышлением, индивидуальностью, профессионализмом и т.д., этот процесс будет обозначать восхождение от низшей формы действительности к высшей, либо наоборот, движение назад. Данное определение является основополагающим, так как определяет специфику идентичностью. Проведя анализ теоретических источников, можно сделать вывод, что становление – это процесс, включающий в себя начало какого-либо явления, которое еще не имеет завершенной формы. Главным механизмом становления идентичности является идентификация. Идентификация (от лат. « identificare» - отождествлять) в общем понимании, как отождествлять, уподоблять, устанавливать схожесть объектов [5].
М.В.Шакурова считает, что процесс идентификации должен включать в себя:
1. субъект, который идентифицирует себя;
2. наличие объективной данности, с которой идентифицирует себя субъект (страна, религия, язык и т.д.);
3. знаковая культурная форма, с которая содержит идентификационный символ (паспорт, теоретические конструкты и т.д);
4. наличие посредника, который направляет в определении формы идентификации [21].
Г.Тэджфел считал, что идентификация – это процесс, а идентичность – это следствие процесса. Получается, что идентификация является проекцией восприятия роли другого человека на себя, отождествление себя самого со значимыми субъектами, которые выступают образцом. Идентификация является одним из факторов социализации личности, в связи с этим индивид приобщается к традициям, нормам и ценностям социальных групп, с которыми человек себя идентифицирует [17].
Анализируя данные определения, можно сказать, что личностная идентичность рассматривается, как групповая идентичность, идентичность сообществ и общества в целом. Гражданская идентичность, выступает констатирующим элементом гражданского общества, является основой интеграции группового самосознания и залогом стабильного государства. Большинство исследователей предполагают, что становление идентичности продолжается на протяжении всей жизни человека.
И.А. Климов утверждает, что по мере того, как индивид осваивает все больше жизненного пространства, окружающий мир, все сложные системы взаимоотношений, он быстрее научится обобщать и соотносить себя с крупными объектами и абстрактными понятиями - со страной, с гражданами данной страны, с ее историей, с общими достижениями и с общими проблемами [7].
Основу гражданской идентичности составляет потребность общества в интеграции, через приобщение к ценностям и целям данного социума, таким как Родина, страна, государство и т.д.
А.А. Логинова выделила основные структурные компоненты российской гражданской идентичности: (таблица 1)
1. Когнитивный компонент;
2. Эмоционально-ценностный компонент;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдулова, Ж.Н. Внеурочная деятельность как вектор индивидуального развития личности младшего школьника [Текст] / Ж.Н. Абдулова // Наука и современность. – 2013. – № 25. – С. 68–72.
2. Аброксимова, К.А. Анализ сущности понятия «Гражданская идентичность» [Текст] / К.А. Аброксимова // Сборник конференций НИЦ Социосфера. – 2014. – №5. С. 42–45.
3. Азаров, Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания [Текст] / Ю. Азаров // Воспитание школьников. – 2008. – №6. – С. 3–11.
4. Андреева, О.В. Изучение влияния семьи на успешность обучения младших школьников [Текст] / О.В. Андреева // Интернет-журнал Науковедение. – 2014. – № 5. – С. 189–201.
5. Аникина, О.Н Внеурочная деятельность как фактор развития воспитательного пространства школы [Текст] / О.Н. Аникина, О.М. Зорина, Е.Е. Сергеева // Пермский педагогический журнал. – 2015. – №7 –С. 139–142.
6. Асмолов, А.Г. Как будем жить дальше Социальные эффекты образовательной политики [Текст] / А.Г. Асломов // Лидеры образования. – 2007. – №6. – С. 4–10.
7. Асмолов, А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути преодоления кризиса идентичности [Текст] / А.Г. Асломов // Вопросы образования. – 2008. – №1. – С. 65–86.
8. Безгина Н.В. Гражданская идентичность» как компонент в социальном становлении человека. – М.: Просвещение, 2018 – 189 с.
9. Белякова, И.Г. Формирование гражданской идентичности в образовательной среде глобализирующегося пространства [Текст] / И.Г. Белякова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2017. – №2 (50). – С. 98–105.
10. Богданова, О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах [Текст]: пособие для учителя / О.С. Богданова, В.И. Петрова – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1980. – 208 с.
11. Большаков А.Г, Зазнаев О.И. Формирование гражданской идентичности: проблемы, современное состояние, перспективы. – М.: Просвещение, 2018 – 230 с.
12. Бычкова (Мостяева), Л.В. Методический аспект формирования правосознания учащихся, как одной из ключевых составляющих гражданской идентичности [Текст] / Л.В. Бычкова (Мостяева) // Преподавание истории в школе. – 2015. – №2. – С. 14–21.
13. Винникова, С.А. Воспитание гражданственности у младших школьников [Текст] / С.А. Винникова // Воспитание школьников. – 2013. – №5. – С. 14–15.
14. Веденяпина, В. А. Воспитание у младших школьников любви к Родине, отчему дому, семье, родителям [Текст] / В. А. Веденяпина, В.В.Горшкова // Начальная школа. – 2011. –№2. – С. 55 – 59.
15. Володажская Т.Е. Идентичность гражданская. – СПб.: Ленато, 2018 - 126 с.
16. Гаврилычева, Г.Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы [Текст] /Г.Ф. Гаврилычева //Воспитание школьников. – 2010. – № 3. – С. 3–7.
17. Горбунов, В. С. Воспитание гражданина - патриота: системный подход [Текст] / В. С. Горбунов // Воспитание школьников. –2010. –№1 . – С. 10 – 20.
18. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»: htt://government.ru/docs/21341
19. Гражданское образование [Текст]: учеб.-метод. пособие / сост.: Н.А. Ануфриева, Т.П. Лунина, Н.Н. Пивкина. – Саранск, 2004. – 72 с. http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/553/62553/32660?p_page=1
20. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов – М.: Просвещение, 2010. – С. 8–9.
21. Григорьев Д.В. Формирование гражданской идентичности современного школьника. – М.: Просвещение, 2017 – 175 с.
22. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2014. — С. 23.
23. Даровских, И.С. Внеурочная деятельность по истории: цели, организация, направления работы в современных условиях [Текст] // И.С. Даровских // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №4. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=14204
24. Деменева Н.Н. Формирование основ гражданской идентичности школьников. - М.: Просвещение, 2018 – 246 с.
25. Деменева, Н.Н. Особенности регионального курса «Гражданское образование в начальных классах» [Текст] / Н.Н. Деменева [и др.] // Начальная школа. – 2004. - № 2. – с.34-38.
26. Дубинец, Л.А. Внеурочная деятельность как средство достижения воспитательных результатов в условиях начальной школы [Текст] / Л.А. Дубинец // Молодой ученый. – 2015. – №1.2. – С. 13–16.
27. Жаде З.А. Особенности становления гражданской идентичности в образовательном процессе. - М.: Просвещение, 2016 – 199 с.
28. Зангиева, З.Н. Проблемы формирования гражданской идентичности молодёжи [Текст] / З.Н. Зангиева // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №4.
29. Земш, М.Б. Формирование гражданского самочувствия младших школьников в условиях демократизации педагогического общения [Текст] / М.Б. Земш //Начальная школа. – 2014. – № 1. – С. 39.
30. Иванова, Н.Л. Гражданская идентичность и формирование гражданственности [Текст] / Н.Л. Иванова, Г.Б. Мазилова // Ученые записки педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. – 2010. – №4. – С. 11–20.
31. Иванова, Н. Л. Изменения этнической и гражданской идентичности в новых общественных условиях [Текст] / Н. Л. Иванова, Г. Б. Мазилова // Вопросы психологии. – 2008. – № 2. – С. 83–93.
32. Иоффе, А.Н. Идентичность сегодня: понимание, проблемы и пути становления общероссийской гражданской идентичности средствами образования [Текст] / А.Н. Иоффе / Преподавание истории в школе. – 2015. – №2. – С. 14–21.
33. Иоффе, А.Н. Подготовка учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьника: моногр. / А.Н. Иоффе. – Москва 2010 – 190 с.
34. Канцедалова, Т.П. Факторы, определяющие формирование гражданской идентичности школьников [Текст] // Научное сообщество студентов ΧΧΙ столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. ΧΧΧVΙΙΙ междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(38). URL: http://sibac.info/archive/guman/1(38).pdf
35. Караханова, Г.А. Проблемы формирования основ гражданской идентичности у младших школьников [Текст] / Г.А. Караханова, А.А. Панахова // Известия Чеченского государственного педагогического института. – 2013. – №1(7). – С. 22–25.
36. Климов И.Ю. Патриотические основания современной российской идентичности. – М.: Просвещение, 2017 – 169 с.
37. Конод И.В. Методологические аспекты исследования гражданской идентичности. – М.: Просвещение, 2018 – 205 с.
38. Кравченко Н.Ю. Методологические аспекты исследования гражданской идентичности. СПб.: Ленато, 2017 - 245 с.
39. Кун М. Проблема формирования гражданской идентичности школьников в теории и практике образования. – М.: Просвещение, 2018 – 198 с.
40. Логинова А.А. Особенности становления гражданской идентичности в образовательном процессе. – М.: Просвещение, 2018 – 256 с.
41. Марченко М.Н. Социальная педагогика. М.: Гардарики, 2016 - 354 с.
42. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Оникс, 2017 -141 с.
43. Тишков Н.Е. Становление гражданской идентичности в условиях современного российского общества. М.: Просвещение, 2016 - 235 с.
44. Труфанова Е. О. Идентичность и Я. М.: Просвещение, 2018 – 195
45. Трубин Е.Г. Идентичность и Я. – М.: Просвещение, 2016 – 256 с.
46. Тэджфел Г. Социальная идентичность в межгрупповых поведениях. – М.: Просвещение, 2016 – 140 с.
47. Тэйлор С. «Я» в контексте «МЫ»: о сущности социокультурной идентичности личности. – М.: Просвещение, 2017 – 305 с.
48. Шнейдер Л.Б. Гражданская общероссийская идентичность. – М.: Просвещение, 2018 – 240 с.
49. Эриксон Э. Детство и общество. Изд. 2-е. СПб.: Ленато, 2016 - 526 с.
50. Шакурова М.В. Российская идентичность как личностный результат: опыт размышления. – М.: Просвещение, 2017 – 250 с.