Фрагмент для ознакомления
2
- развитие электросетевого хозяйства кроме завышенных тарифов на электрическую энергию по сравнению с соседними регионами тормозит также развитие сетевой инфраструктуры в соответствии с запросами крупных, в том числе и потенциальных потребителей: расходы на развитие сети перекладываются на их плечи.
Научно-инновационный потенциал Костромской области может быть охарактеризован как незначительный. Отсутствуют учреждения, занимающиеся фундаментальной наукой в перспективных для региона отраслях. Наблюдается дисбаланс между ориентацией научных учреждений на переработку технических сельскохозяйственных культур, образовательно-научных учреждений - на разработки и выпуск специалистов в сферах экономики и юриспруденции, с одной стороны, и ресурсным потенциалом региона, с другой стороны.
Специалисты, выпускаемые учебными заведениями и востребованные рынком труда, практикуются на устаревшем оборудовании, что не позволяет им получать знания и навыки, необходимые для успешной деятельности в условиях современного промышленного предприятия. Руководству предприятий приходится дообучать персонал, увеличивая и без того значительные по сравнению с конкурентами затраты.
Преимуществом региона может быть названо наличие организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых в деятельности по созданию программных продуктов в области информационных технологий на основе аутсорсинга. Подобная деятельность позволяет привлекать в регион средства при минимальном расходовании ресурсов. Относительно невысокий уровень оплаты труда специалистов и, следовательно, меньшая стоимость услуг, в которой заработная плата составляет основную долю, при сопоставимом с лидерами рынка качестве продукции делает костромские организации привлекательными в качестве потенциальных партнеров. Поэтому сфера программирования, достаточно хорошо обеспеченная кадрами и передовыми технологиями, является одной из наиболее перспективных для развития как интенсивно создающая и использующая инновации.
Уровень использования социально-инфраструктурного потенциала Костромской области позволяет говорить о значительных резервах данного направления развития. Без учета возможностей жителей регионального центра и нескольких наиболее крупных населенных пунктов население недостаточно обеспечено различного вида услугами. А жители Костромы менее обеспечены услугами (как по разнообразию, так и по качеству), чем жители Москвы, да и многих региональных столиц.
Так, Костромская область по итогам 20146 г. занимала 36-е место среди регионов Российской Федерации по обеспеченности больничными койками и 71-е место по численности врачей на 10 000 чел. населения. Если добавить к этому отсутствие мест оказания высокотехнологичной медицинской помощи, недостаток медицинских кадров в сельской местности и возрастной состав работников здравоохранения, то можно получить множество направлений, в которых необходимо развивать региональную медицину. Ресурсы для развития могут быть получены в ходе реализации федеральных программ, в результате более активного привлечения бизнеса (в том числе и в сфере обеспечения своих сотрудников) и даже в результате самообложения граждан.
Обслуживание населения Костромской области в сфере культуры, исходя из данных официальной статистики, находится на достаточно высоком уровне. Так, в 2016 г. регион занимал 15-е место в России по числу зрителей театров на 1 000 чел. населения, 13-е место по числу посещений музеев на 1 000 чел. населения, 3-е место по объемам библиотечного фонда на 1 000 чел. населения. Но ресурсы для более эффективного использования культурного потенциала, безусловно, имеются.
В Костромской области действуют практически все основные виды транспорта: автомобильный, железнодорожный, речной, воздушный. Но наибольшее влияние на уровень транспортного обслуживания населения оказывает, безусловно, автомобильный общественный транспорт.
Об уровне развития автомобильного общественного транспорта региона можно судить по среднему количеству поездок, совершаемых в год жителем региона на этом виде транспорта. Для сравнения были взяты показатели регионов Центрального федерального округа, схожих по географическому положению, природно-климатическим условиям и ряду других параметров.
Темпы роста объемов производства в области - самые низкие среди рассматриваемых субъектов РФ, сам объем производства тоже невелик - меньше производится только в Орловской области. В ряде областей, в том числе в Костромской и Ивановской, рост объемов в расчете на 1 000 чел. населения, кроме роста стоимости услуг, объясняется еще и процессами депопуляции. С учетом инфляционных процессов это свидетельствует о полном отсутствии роста физических показателей деятельности водного коммунального хозяйства.
Следовательно, жилищно-коммунальное хозяйство и, в частности, водно-коммунальное хозяйство Костромской области, обладают значительными ресурсами для повышения качества обслуживания населения. Подтверждением этому служит не только сравнение с зарубежной практикой, применение которой не всегда доступно, но и опыт, полученный в других регионах Российской Федерации.
Можно отметить, что социально-инфраструктурный потенциал Костромской области в настоящее время используется не в полном объеме, что говорит о возможности дальнейшего повышения обеспеченности населения и хозяйствующих субъектов указанными услугами как минимум до уровня регионов - лидеров по этим показателям.
Бюджетный потенциал Костромской области характеризуется следующими параметрами:
ставки налогов, определяемые региональными органами власти, установлены на уровне верхних предельных значений, а, следовательно, дальнейшее их повышение и увеличение объемов поступления в бюджет невозможны;
структура распределения налоговых поступлений консолидированного бюджета установлена таким образом, что в бюджет региона поступает максимально возможная доля собираемых налогов, зачастую в ущерб наполнению бюджетов муниципальных образований;
наиболее ликвидные активы региона и муниципалитетов в настоящее время уже переданы в частные руки в ходе приватизации. По мнению многих высокопоставленных государственных и муниципальных чиновников, ресурсов для продолжения приватизации практически не осталось: имущество либо неликвидно, либо его приватизация невозможна в силу закона (например, памятников истории и культуры). Вместо развития имущественной базы
В настоящее время инвестиционный потенциал Костромской области может быть охарактеризован как крайне низкий, что подтверждается ретроспективными данными и отсутствием действительно «прорывных» идей у руководства региона, направленных на кардинальное изменение ситуации. Инвестиционные ресурсы, сконцентрированные в руках населения, также не могут служить серьезной основой будущего развития по причине отсутствия у большинства населения значительных накоплений и доверия к власти, веры в будущее региона. Для привлечения этих весьма скудных ресурсов необходимы затраты, соизмеримые с объемами потенциальных инвестиций со стороны населения.
Экспортно-импортный потенциал Костромской области в результате бедности природных ресурсов и невысокого уровня развития производства также может быть охарактеризован как низкий. Единственной отраслью, которая в настоящее время может развиваться на основе местных ресурсов, является лесная. Результаты исследований говорят не только о текущем лидерстве лесопромышленного комплекса среди прочих отраслей региональной экономики, но и о потенциале для формирования кластера. Перспективными, исходя из наличия ресурсов, но недостаточно развитыми в настоящее время являются такие отрасли, как пищевая, отдельные направления сельского хозяйства, производство строительных материалов (имеющее много общих точек с лесопромышленным комплексом), а также химическая промышленность (создание удобрений на естественной основе). Потенциалом обладает и аутсорсинговое программирование.
Туризм и ювелирная промышленность как отрасли, традиционно входящие в число перспективных для региона, по мнению представителей органов управления, не могут считаться таковыми в полной мере. Ювелирная отрасль не обеспечена никакими местными ресурсами, кроме трудовых, а туризм не обладает достаточным потенциалом по сравнению с соседними регионами: малое количество и рассредоточенность объектов показа (интереса) не позволяют говорить о целостном продукте и способах задержать туриста в регионе на продолжительный срок. Возможно, перспективным направлением развития туризма может стать экотуризм, но для его развития необходимы вложения не только в индустрию гостеприимства, но и в инфраструктуру, рекламу и другие сферы, возврат инвестиций в которые существенно удален по времени от периода вложения, что делает туризм менее привлекательным для инвесторов. Но, несмотря на это, отдельные примеры развития туристической деятельности (организация баз отдыха) в настоящее время уже имеются в местах с достаточно развитой инфраструктурой (на правом берегу Волги).
Привлечение инвестиций в отрасли, не связанные с деревообработкой, как было сказано, весьма затруднено. Развитие высокотехнологичных производств также невозможно по причине отсутствия серьезных научных центров и предприятий ВПК. Преимуществом региона можно назвать наличие достаточно дешевой рабочей силы, но образовательный уровень и освоенные направления подготовки специалистов позволяют говорить об ограниченном количестве квалифицированных кадров в приоритетных отраслях.
Таблица 8 Характеристики промышленной специализации ТПК района