Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Среди множества социальных проблем, стоящих перед государством в настоящее время, существует проблема социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (далее-ОВЗ), как наиболее уязвимой части населения, требующей внимания и помощи со стороны общества. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья входит в число актуальных проблем современной отечественной и зарубежной педагогики, психологии и социологии. Необходимым условием социализации личности является развитие ее социальной активности в дошкольном и младшем школьном возрасте. Кроме того, положение ребенка в структуре межличностных отношений в семье тоже является немаловажным фактором для его полноценного психического развития. Реабилитация детей в силу их особого положения – это процесс длительный, кропотливый, требующий непрерывных усилий со стороны его семьи и близких, а также государственных и общественных организаций. Психологи, социологи, педагоги исследуют механизмы, этапы, стадии и факторы этого процесса. У нас в стране проблема социализации стала рассматриваться, как относительно самостоятельная, лишь начиная с конца 60-х годов 20 века. До этого различные аспекты социализации в той или иной степени освещались в свете психологии развития (Л.С.Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и др.), а также в работах таких педагогов, как А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А.Сухомлинский.
В настоящее время в России начинает складываться модель инклюзивной практики обучения, при которой дети с ОВЗ включаются в общеобразовательный процесс, но не стихийно, а при создании в образовательной организации специальной программы сопровождения. В социально-педагогическом сопровождении нуждаются дети с выраженными интеллектуальными нарушениями, тяжелой двигательной патологией, сложными нарушениями развития. В проекте закона Российской Федерации о специальном образовании физические отклонения ребенка определяются исходя из возможностей его обучения.
Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья детский коллектив является самым мощным ресурсом развития. Невозможно научить общаться со сверстниками, изолировав от них. От того, как станут относиться к ребенку другие дети, во многом будут зависеть его мотивация к учебе и душевное состояние. Совместное обучение детей с разным уровнем возможностей позитивно и эффективно по следующим причинам: ребята учатся взаимодействовать друг с другом и получают опыт взаимоотношений. Помощь детям с ОВЗ требует и социально-педагогической поддержки их семей. Развитие ребенка-инвалида в значительной степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от участия родителей в его физическом и нравственном развитии, правильности педагогических воздействий. Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, переживает стресс, который может приводить к депрессии одного или обоих супругов, что неизбежно отражается на внутрисемейных отношениях. Частые конфликты, враждебно-равнодушная атмосфера, складывающаяся дома, - все это отрицательно сказывается на развитии ребенка.
Психолого-педагогическое сопровождение – это особая культура содействия ребенку и его родителям. Оно является одной из вариативных моделей специализированной помощи семьям и представляет собой набор коррекционно-педагогических методов исправления недостатков в развитии детей и влияния на родителей. Иначе говоря, это комплексный подход, направленный на всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья и поддержку его семьи. Адаптация образовательной среды – залог успешного включения учащегося с ОВЗ в жизнь школы. К нуждам такого ребенка необходимо приспособить помещение школы, режим дня, учебные программы и методические пособия. Адаптация среды подразумевает выявление и возможное устранение барьеров: физических (пандусы, дверные проемы, туалетные комнаты, освещенность, акустика и т.п.), психологических (отношение детей, педагогов, родителей и др.). Устранение барьеров делает обучение ребенка с ОВЗ более эффективным для него.
Противоречие между увеличением количества детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе и недостаточностью психолого-психологического и методического обеспечения помощи им обусловило актуальность и определило тему исследования - «Технологии психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья для успешной интеграции в школу».
Проблема исследования: Каковы технологии психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья для успешной интеграции в школу? Решение данной проблемы составило цель нашего исследования.
Цель исследования: изучить технологии психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Объектом исследования выступают дети с ограниченными возможностями.
Предмет исследования — психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе их интеграции в общеобразовательные школы.
Задачи исследования:
1. Изучит теоретических основ проблемы психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Рассмотреть особенности взаимоотношений детей с ограниченными возможностями здоровья с ближайшим средовым окружением в условиях общеобразовательной школы.
3. Определить пути психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения в школе.
4. Разработать условия психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья для успешной интеграции в школу.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ литературы, опрос.
Теоретическая значимость состоит в том, что в ходе работы раскрыты понятие и сущность инклюзивного образования, рассмотрены проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в России.
Практическая значимость. Изучен опыт организации инклюзивного образования на примере Муниципального общеобразовательного учреждения «Островецкая средняя общеобразовательная школа». Данный анализ может быть полезен учителям школы при организации процесса обучения детей с особыми потребностями. Также данные анализа могут быть положены в основу дальнейшей разработки проблемы инклюзивного образования в системе начального общего образования.
Глава 1. Теоретические основы психологического сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья для успешной интеграции в школу
1.1. Понятие «сопровождение», его сущностные характеристики
Идея сопровождения (от англ. guideness) начинает активно развиваться в отечественной практике социальной педагогики и социальной работы с конца ХХ века 90-х гг. Само появление понятия сопровождения связано с попытками социальных, экономических, политических преобразований этого времени в России. Социальная трансформация общества вызвала к жизни духовные и культурные изменения, декларировавшие ориентацию на новые ценности: гуманизма, личностно-индивидуального подхода, демократизма, свободы и пр. В этой обусловленности социальным есть две стороны: позитивная и негативная. Позитивная связана со стремлением к общечеловеческим ценностям, ориентацией на лучшие образцы западной мысли; негативная сторона - с развалом системы социальной защиты населения существовавшей до 90-х гг. и необходимостью разработки новых механизмов помощи и поддержки нуждающихся.
Процесс сопровождения ребенка предстает как осуществление основных четырех функций, которые одновременно являются этапами реализации метода:
1) диагностирование возникшей проблемы и ее сути, 2) информирование о сути проблемы и путях ее решения,
3) консультирование и выработка плана решения проблемы, 4) первичная помощь на этапе реализации плана решения. [34, с.67]
Как видим, в представленной трактовке сопровождение рассматривается в узком и широком смыслах, в последнем варианте представляя собой особую технологию социально-педагогической деятельности. Причем последний этап ее реализации предполагает ответственность за результат всей службы сопровождения и родителей (попечителей), так как успешная реализация программы решения проблемы дошкольника без активного взрослого (родителей, специалистов и др.) является сомнительной. Поэтому служба сопровождения не может рассматриваться как объединение специалистов разного профиля, ограничивающееся лишь оказанием первичной помощи.
Основная цель сопровождения формулируется как «создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и становления совершенствующейся социально-успешной личности, защита прав ребенка на получение образования и развития в соответствии со своими потенциальными возможностями в реальных условиях его существования». Как видим, содержательный аспект технологии сопровождения начинает включать дополнительные компоненты, связанные с выполнением социальных гарантий государства по отношению к ребенку, обеспечением определенного минимума социальных благ.
Стоит отметить, что это не единственная попытка расширения содержания понятия «сопровождения» дополнительными опциями. Например, «сущность педагогического сопровождения профессионального самоопределения воспитанников сельского детского дома», по мнению С.М. Шабановой, состоит в «целенаправленной социально-педагогической деятельности по оказанию помощи детям средствами образовательно-воспитательной системы детского дома, включая его социум, обеспечении взаимодействия педагогов, специалистов и воспитанников в рамках специально организованной системы работы по профессиональному самоопределению». В данном случае понятие сопровождения становится практически синонимом социально-педагогической деятельности. [5]
М.Р. Битянова свой теоретический подход к деятельности психолога в общеобразовательном учреждении называет «парадигмой сопровождения», где сопровождение становится идеологией работы, определяющей функции школьного психолога.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Дементьева, И. Ф. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы / И. Ф. Дементьева, С. А. Сопыряева // Социальная педагогика. - 2018. - № 2. - С. 43-47.
2. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калиникова. - М.: ООО «Аспект», 2015. - 448 с.
3. Дименштейн Р. П. Интеграция «особого» ребенка в России: законодательство, практика и перспективы / Р. П. Дименштейн, И. В. Ларикова // Особый ребенок: исследование и опыт помощи. - М : Центр лечеб. педагогики, 2000. - С. 27 - 64. - (Вып. 3).
4. Домарева Н. Н. «Возьмемся за руки, друзья!» / Н. Н. Домарева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 2. - С. 95 - 96.
5. Дробинская А. О. Гиперактивный ребенок. Как ему помочь? / А. О. Дробинская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2014. - № 2. - С. 67 -73.
6. Дробинская А. О. Школьные трудности нестандартных детей / А. О. Дробинская // Библиотека журнала «Дефектология». — М. : «Школа-Пресс», 2016. - 148 с. (Вып. 1).
7. Дуброва, Т. И. Инклюзивная практика в профессиональном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья / Т. И. Дуброва; Ульян. ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования. - Ульяновск, 2012. - 132 с.
8. Жимаева, Е. Сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида / Е. Жимаева // Социальная педагогика в России. - 2016. - № 3. - С. 55-63.
9. Зотова А. М. Интеграция ребенка-инвалида в среду здоровых сверстников как метод социальной адаптации / А. М. Зотова // Дефектология. - 1997. - № 6. - С.
10. Ильиных Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в профессиональном образовательном учреждении (на примере Комсомольского-на-Амуре лесопромышленного техникума) // Успехи современной науки и образования. – 2017. – Т. 1, № 3. – С. 90-93. – Электронная копия доступна на сайте журн. URL: http://biblioclub.ru/
11. Инденбаум, Е. Л. К чему приводит «стихийная инклюзия» детей с задержкой психического развития / Е. Л. Инденбаум // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - № 4. - С. 33-38.
12. Калмыкова Д.С. Формирование активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью недостаточности интеллектуального развития / Д.С. Калмыкова, Н.К. Маяцкая // Вестник молодого ученого. – 2019. – Т. 8, № 1. – С. 17–20. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39240776
13. Кесарев Е. Д. Специальное образование за рубежом и международные программы помощи и поддержки детям с проблемами в развитии / Е. Д. Кесарев // Проблемы реабилитации детей с отклонениями в развитии: Материалы научно-практической конференции. - СПб.: Центр педагогической информации, 2015.-С. 26-41.
14. Клепцова Е. Ю. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содержание, диагностика, коррекция : учеб, пособие / Е. Ю. Клепцова. — М. : Академический проект, 2015. - 192 с.
15. Кобрина Л. М. Интегрированное образование как приоритетное направление современной образовательной политики / Л. М. Кобрина // Известия Российской Академии образования. - 2016. - № 2. — С. 26-31.
16. Колпакова, Н. В. Психологическое сопровождение как условие формирования коммуникативных умений детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. В. Колпакова // Психология обучения. - 2012. - № 7. - С. 127-133.
17. Коноплева А. Н. Интегрированное обучение: проблемы и перспективы развития в Беларуси : Орг. совмест. обучения обычных детей и детей, имеющих нарушения в психофиз. развитии в шк. общ. типа / А. Н. Коноплева, Т. Л. Лещинская // Образование в современной школе. — 2015. -№ 5. — С.7-13.
18. Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. - № 2. - С. 3 - 6.
19. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: проект / [Н. Н. Малофеев и др.]. - М.: Просвещение, 2013. - 42 с.
20. Кривоносова, Т. Правовой статус детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в новом законе об образовании / Т. Кривоносова // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2018. - № 10. - С. 38-43.
21. Лазарева, О. Об успешной инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья / О. Лазарева // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 9. - С. 47-50.
22. Лещинская Т. Л. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь / Т. Л. Лещинская, А. Н. Коноплева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — №2.-С. 9-11.
23. Логинова Е. Т. Социально-педагогическое обеспечение социализации детей с выраженной интеллектуальной и сенсомоторной недостаточностью в системе образования : автореф. дис. докт. пед. наук : 13.00.03 / Е. Т. Логинова. - СПб., 2007. -42 с.
24. Матвеева, М. В. Планирование дифференцированной коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной сельской школы / М. В. Матвеева // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - СПб., 2017. - № 1, т. 3. Педагогика. - С. 46-59.
25. Науменко, Ю. В. Как обучать детей с ОВЗ в массовой школе? / Ю. В. Науменко // Директор школы. - 2017. - № 10 (173). - C. 74-80.
26. О создании условий для дистанционного образования детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъектах Российской Федерации: Справка к заседанию коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации 18 декабря 2012 г. // Вестник образования России. - 2013. - № 2. - С. 47-55.
27. Олексюк З.Я. Особенности обучения детей с умеренной степенью нарушения интеллекта / Э.Я. Олексюк, Н.Н. Бакшиева // Научный альманах. – 2020. – № 6, ч. 1 (68). – С. 93–96. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=4387852
28. Особенности образовательного процесса в классах коррекции: технологии, уроки развития / авт.-сост. Л. В. Афанасьева, Т. Н. Гордеюк. - Волгоград: Учитель, 2013. - 158 с.
29. Парфенова, Т. А. Технология социально-бытовой ориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного образования: учеб. пособие / Т. А. Парфенова; под общ. ред. Н. В. Рябовой; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2018. - 140 с.
30. Патеева О. В. Феномен сказки в коррекционно-развивающей деятельности учителя / О.В. Патеева // ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. Научно-информационный вестник докторантов, аспирантов, студентов. -2004. — № 2 (4). — С. 141—146.
31. Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников : учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. -М.: Academia, 2002. - 160 с.
32. Проблемы психолого-психологического, медицинского и социального сопровождения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Барнаул, 24 окт. 2013 г.): эл. ресурс. - Барнаул: АлтГПА, 2013.
33. Раннее стимулирующее развитие детей. Комплексное сопровождение / Авт.-сост. Л. Ю. Водолагина, И. А. Шевцова. - Волгоград: Учитель, 2012. - 77 с.
34. Ратнер Ф. Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф. Л. Ратнер, А. Ю. Юсупова. — М. : ВЛАДОС, 2016.-175 с.
35. Репринцева, Е. А. Проблемы и перспективы интеграции детей с ОВЗ в образовательное пространство современной школы / Е. А. Репринцева // Дефектология. - 2019. - № 6. - C. 8-16.
36. Речицкая Е. Г. «Солнечный зайчик» / Е. Г. Речицкая // Дети с проблемами в развитии. - 2004. - № 1С. 51.
37. Романюта В. Н. Ты и твои друзья. Учим детей общаться: метод, пособие для учителей нач. шк., психологов, воспитателей и родителей / В. Н. Романюта. — 2е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2004. - 62 с.
38. Русина Е. И. Педагогические условия личностно-ориентированного взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности: дис. ... канд. пед. наук / Е. И. Русина. - М., 2005. -233 с.
39. Сборник нормативных документов по образованию детей с ОВЗ / Под общ. ред. Т. А. Пениной, А. Ю. Алексеевой, Ж. В. Радченко. - СПб.: Изд-во политех. ун-та, 2014. - 143 с.
40. Ткачева, В. В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья / В. В. Ткачева, Е. Ф. Архипова, Г. А. Бутко. - М.: Академия, 2014. - 272 с.