Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном прогрессирующем обществе все более актуально возникает вопрос о воспитании творческой, незаурядной личности, которая имела бы возможностью нестандартно мыслить и размышлять.
Для того чтобы выжить в постоянно меняющемся обществе необходимо развивать свой творческий потенциал, фундаментом которого являются творческие способности.
Благодаря творческим способностям создаются произведения искусства, делаются научные открытия. Творческие способности необходимы абсолютно в любой деятельности: в игре, в творчестве, в учении, в труде.
Творческие способности, как и любой другой психический процесс человека, нуждается в постоянной, особой заботе в плане развития. С раннего детства общество требует достаточного высокого уровня развития воображения.
В отечественной педагогике и психологии вопросами развития, творческих способностей занимались такие выдающие личности, как К.А. Маклаков, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Е.И. Игнатьев, В.Т. Кудрявцев, В.В. Давыдова и многие другие, все авторы уверены в том, что необходимо работать над развитием творческих способностей у детей уже с дошкольного возраста.
Также хотелось бы заострить внимание на детях с задержкой психического развития (далее – ЗПР), ведь для них вопрос развития творческого воображения является более значимым.
Особенность развития детей с ЗПР изучалось учеными, такими как Т.А Власова, Т.С. Певзнер, К.С. Лебединская и многими другими. На сегодняшний момент дефектология уже имеет базу исследований, а также располагает определенными программами развития таких детей. Но много вопросов остаются полностью не изучены, среди них – вопрос развития творческих способностей у дошкольников с задержкой психического развития.
Творческие способности – важный фактор психического развития. Благодаря творческому воображению человек всесторонне развивается. У детей с недостаточным уровнем психического развития творческие способности самостоятельно не развиваются.
Для данных детей характерна низкая мотивация к творческой деятельности, слабая фантазия, отсутствует инициатива, самостоятельность. Отмечается однообразие образов, они имеют шаблонный тип, отсутствует креативность и уникальность. Дети испытывают сложности и трудности как при выполнении заданий с использованием творчества, так и с реализацией собственных идей.
Творческие способности активно проявляются и развиваются в возрасте 5-6 лет. Если воспитатели, психологи, дефектологи, родители не будут обращать должного внимания на развитие творческих способностей, то в дальнейшем у ребенка будет наступать спад активности этой психической функции.
В данное время, единство представлений о развитии творческих способностей детей 5-6 лет с задержкой психического развития не полностью рассмотрены условия, содействующие эффективному развитию данной психической функции.
Анализ исследований позволил нам выявить следующее противоречие между: – потребностью осуществления целенаправленной работы по развитию творческих способностей у детей 5-6 лет с задержкой психического развития и недостаточной разработкой психолого-педагогических условий для развития творческих способностей у детей данной категории.
На основании выявленных противоречий сформулирована проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия развития творческих способностей у детей 5-6 лет с задержкой психического развития?
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий развития творческих способностей у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования – процесс развития творческих способностей у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия развития творческих способностей у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования состоит из предположения о том, что развитие творческих способностей у дошкольников 5-6 лет с задержкой психического развития возможно при организации следующих психолого-педагогических условий:
– организовано взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам развития творческих способностей у детей 5-6 лет с задержкой психического развития;
– создание в группе развивающей предметно-пространственной среды по изобразительной деятельности;
– организован комплекс мероприятий у дошкольников 5-6 лет с задержкой психического развития по нетрадиционному рисованию.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
2. Выявить уровень развития творческих способностей у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать психолого-педагогические условия по развитию творческих способностей у детей 5-6 лет с задержкой психическо- развития.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме), эмпирические (психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий, контрольный этапы), методы обработки данных (качественный и количественный анализы результатов изучения, метод наглядного предъявления результатов).
Теоретическую основу исследования творческого воображения составили положения:
– о специфике развития творческих способностей (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Л. Леонтьев);
– об особенностях развития творческих способностей (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн);
– о развитии творческих способностей в процессе изобразительной деятельности (Т.Г. Казакова): – о развитии творческого воображения через использование разнообразных материалов и нетрадиционных техник рисования (И.А. Лыкова, А.В. Никитина, Т.С. Комарова).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе описана характеристика уровней развития творческих способностей у детей 5-6 лет с ЗПР; обоснованы психолого-педагогические условия развития творческого воображения у детей с ЗПР.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный комплекс мероприятий по развитию творческих способностей у детей 5-6 лет с задержкой психического развития могут быть использованы педагогами, дефектологами, родителями в процессе развития творческих способностей у детей с ЗПР.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Особенности развития детей с задержкой психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) в научном понимании - один из видов дисонтогенеза развития, «характеризующийся, в первую очередь, нарушениями работоспособности, темпов развития, а также нарушенными предпосылками интеллекта (эмоционально-волевая сфера, память, внимание, восприятие) с его потенциальным сохранением» [5].
Ученые понимают задержку умственного развития как замедление формирования когнитивной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних стадиях (В.В. Лебединский). Основные причины задержки развития у детей - легкие органические поражения головного мозга, которые часто усугубляются неблагоприятными условиями проживания ребенка в семье (М.С.Певзнер, Т.А.Власова).
Задержка психического развития проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту.
Если обратиться к классификациям ЗПР, то наиболее часто применяемые в практике медицины и дефектологии следующие. М.С. Певзнер и Т.А. Власовой (1966,1971) были выделены две основные формы ЗПР:
1) ЗПР, обусловленная психофизическим и психическим инфантилизмом;
2) ЗПР, обусловленная длительными астеническими состояниями, возникшими на ранних этапах развития ребёнка.
Психиатр, д.м.н. Наук С.С. Мнухин (1968) предложил определять эти состояния термином «остаточная церебростения с отказом от учебных навыков».
В.В.Лебединский (1985), исходя из этиологического принципа, описал 4 варианта ЗПР: конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического генеза. Но следует помнить, что причины и механизмы формирования нарушений мозгового кровообращения часто имеют смешанный характер, и может быть множество форм их синдромологического проявления.
Анализ физиологических особенностей развития организма в начале онтогенеза показывает непреходящее значение познавательной деятельности ребенка как основы развития его двигательных, координационных и интеллектуальных качеств.
Восприятие детей с ограниченными интеллектуальными возможностями сильно ограничено (даже с совершенно нормальным зрением и слухом). Они воспринимают объект, который они видят (или это может быть звук), очень упрощенным; они демонстрируют в нем гораздо меньше функций, чем их сверстники. Например, объект необычной формы может не распознавать или предлагать что-то совершенно другое.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Барышева Т.А., Жигалов Ю.А. Психолого-педагогические основы развития креативности. СПб.: СПГУТД, 2006. 258 с.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей - М.: Академия, 2002. 320 с.
3. Бодалев А.А., Рудкевич Л. Как становятся великими и выдающимися? М.: Институт психотерапии, 2003. 245 с.
4. Борякова Н.Ю. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. // Журнал «Коррекционная педагогика». - 2003. - №2. - 73 с.
5. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. - М.: Гном-Пресс, 2002. 64 с.
6. Вербальный тест творческого мышления 'Необычное использование': пособие для школьных психологов / И.С. Аверина, Е.И. Щебланова. - Москва: Соборъ, 1996. 60 с.
7. Власова Т.А., М. С, Певзнер. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1976. 176 с.
8. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. // Вопросы психологии.-1972.-№2. 66 с.
9. Грошенков ИЛ. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. - М., 1982. 132 с.
10. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 1999. 356 с.
11. Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии 1980. № 2. 107 с.
12. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности Издательство: Питер: 2009. 448 с.
13. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. Психиатрия. - 2-е изд. - М.: Медицина, 1995. 276 с.
14. Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. 245 с.
15. Комарова Т. Детское художественное творчество.- М., 2005. 148с.
16. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов. / Пер. с англ. под ред. Е.И. Щебланова. - М.: ИНТОР, 1995. 48 с.
17. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М.: Академия, 2006. 142 с.
18. Назаров О.В. Творчество как процесс разрешения противоречий: Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. М., 2007. 353 с.
19. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб: «Речь», 2004. 246 c.
20. Основные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской. - Москва: Педагогика, 2001. 128 с.
21. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. / Под ред. В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. - М., 1999.
22. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР. - М.: Изд- во НЦ ЭНАС, 2004.
23. Винник М. О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
24. Власова Т.А. Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 1995.
25. Дети с временными задержками развития. / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. - М.:Педагогика,1971.
26. Дети с задержкой психического развития. / Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. - М., 1984.
27. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. / Под ред. С. Г. . Шевченко . - М.: АРКТИ, 2004.
28. Дробинская А. О. Школьные трудности «нестандартных» детей. - М., 1999.
29. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в развитии ребенка. - М., 1996.
30. Защиринская О. В. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия. - СПб.: Речь, 2004.
31. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 2004.
32. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1999.
33. Мамайчук И. И., Ильина Н. М. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. - СПб.: Речь, 2004. - 352 с.)
34. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. - М., 1993.
35. Мустаева Л.Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей начальной школы, психологов-практиков, родителей. - М.: АРКТИ, 2005.
36. Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе. - М., 1987.
37. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений. Л.В. Кузнецова, Л.Н. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002
38. Певзнер М.С. и др. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности. - М., 2005.
39. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. - Спб.: Речь, 2004
40. Технология коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития (пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения) / Под редакцией Шевченко С.Г. - Самара: Изд-во Самарского ИПК ПРО 1998..
41. Толмачева Г.А. Cущностная характеристика процесса обучения детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе / Коррекционная педагогика. Научно-методический журнал, № 2 (14), 2006.
42. У. В. Ульбенкова Дети с задержкой психического развития. Нижний Новгород, 1994.
43. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение. - М., 1999.
44. Щербо И.Н. Управление системой коррекционно-развивающего образования в школе. - М.: Сентябрь, 2003.
45.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. 422 с.
46.Боровик О.В. Роль рисунка при изучении детей // Личностно-ориентированный подход в развивающем и коррекционном образовании. - Биробиджан, 1998. - С. 45 - 56
47.Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. - М.: Гном-Пресс, 2002 -64 с. (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников
48.Боровик О., Развиваем воображение// Дошкольное образование. - 2001. -№1(49)- с.14.
49.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
50.Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с временной задержкой развития. М. - Педагогика, 1971.
51.Выготский Л.С. Обучение и развитие в детском возрасте. - М., 1956.
52.Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развитии. // Вопросы психологии.-1972.-№2.
53.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6Т.-Т2 - М., 1982/ Воображение и его развитие в детском возрасте: 436 - 455/.
54.Грошенков ИЛ. Изобразительная деятельность во вспомо¬гательной школе: Учебное пособие для студентов дефектологичес-1сих факультетов педагогических институтов. - М., 1982, 132 с.
55.Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопр. психол. 1980. № 2. С. 107-114.
56.Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. - М., 1986.
57.Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей.//Вопр. психологии. 1988. № 6.
58.Екжанова ЕА. Формирование изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР. Методическое пособие. - М., 2000.
59.Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. - М.: Изд. НПО «МОДЭК», 1998.
60.Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. - М.: Изд. НПО «МОДЭК», 1998.
61.Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2 Т. - М., 1986 - Т1.
62.Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. - М., 1964.
63.Игнатьев Е. И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. Вып. 76. М., 1956.
64..КазаковаР.Г., Сайганова.Т.И., Седова. Е.М., Слепцова.В.Ю., Смагина. Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование \ под. Ред. Казаковой Р.Г.- М.: ТЦ Сфера,2005- 128 с. (Серия» Вместе с детьми»).
65.Кириллова Г. Д. Начальные формы творческого воображения у детей. // Дошк. Восп.. 1971. - № 2.
66.Комарова Т.С. Формирование графических навыков у детей.-М., 1970 87
67.Комарова Т. Детское художественное творчество.- М., 2005.
68.Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. Пособие для студ. психол. фак. высш. Учеб. заведений. - М.: Академия, 2003.-144с.
69.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1981.
70.Лубовский В.И. Высшая нервная деятельность и психические особенности детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 1972. - № 4.
71.Лубовский В.И., Переслени Л.И. Дети с задержкой психического развития. - М., 1983.
72.Люблинская А.А., Детская психология. - М., 1971.
73.Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. - М., 1959.
74.Мухина В.С., Детская психология. - М., 1985. 272 с.