Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования технологии проблемного обучения…………………………………………………………………………7
1.1. Понятие технологии проблемного обучения в педагогической науке……………………………………………………………………………….7
1.2. Развитие концепции проблемного обучения……………………….12
1.3. Применение технологии проблемного обучения как средства активации познавательной деятельности………………………………………16
Выводы по первой главе………………………………………………….20
Глава 2. Прикладные аспекты исследования технологии проблемного обучения на уроках математики в основной школе …………………………..22
2.1. Технология проблемного обучения на уроках математики……….22
2.2.Создание проблемной ситуации на уроке…………………………...27
Выводы по второй главе………………………………………………….32
Заключение………………………………………………………………..33
Список используемой литературы……………………………………….35
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Ни для кого не секрет, что современные требования к системе образования, отличаются от принятых ещё относительно недавно. Трансформационные процессы, происходящие в обществе, накладывают отпечаток и на развитие системы образования, которой характерны качественные изменения, касающиеся процессов взаимодействия педагога и ученика. В свете компетентностного подхода, акцент делается на практико-ориентированном знании, на умениях применять полученные знания в жизненных ситуациях, а также на способности организовать собственную деятельность. На современном этапе личностная зрелость предполагает умение осознать и выстроить собственные цели образования, требует осознанного, ответственного подхода к вопросам выбора собственного пути, развитие познавательной деятельности, построения диалога для взаимодействия учителя и ученика. Тем не менее, основой творческих, эвристических способов обучения становится передача накопленных знаний, умений, навыков от учителя к ученику, которое закреплено в технологии проблемного обучения. Формирование универсальных учебных действий, компетенций, осуществляется на основе передачи знаний от учителя к ученику в рамках проблемного обучения.
Обращение к теме проблемного обучения не является абсолютно новым в отечественных российских и зарубежных исследованиях. Значение постановки проблемы в диалоге педагога и ученика является одной из наиболее эффективных форм мотивации, реализации обучения и учения, в рамках которого происходит переосмысление знания и трансформация понимания с переходом на личностный смысл ученика.
В соответствии с требованиями ФГОС нового поколения для школьника важно развить в себе способность к самостоятельному движению в образовательной деятельности, собственную субъектность. Педагог в данном контексте, становится помощником, направляющим образовательно-воспитательный процесс, сопровождающим его, фигурой, которая поддерживает, обращает внимание, помогает проявить собственные порывы, склонности, ресурсы. Именно такой подход позволяет реализовать технология проблемного обучения[12]. Помимо сказанного выше, одной из наиболее актуальных задач педагогики, становится проблема активизации познавательной деятельности, формирование мотивации, развитие интереса к теоретическим и практическим умениям и знаниям. Личностно-ориентированное образование сегодня предполагает взаимодействие учителя и учеников. Сегодня педагог ориентирован на активное использование коммуникативных технологий, которые могут быть использованы как средства достижения образовательных целей на различных уровнях (метапредметном, личностном, предметном). Технология проблемного обучения – одна из наиболее приоритетных при построении мотивирующего взаимодействия, ориентированного на достижение образовательных целей.
Вышесказанное обуславливает актуальность и выбор темы данного исследования.
Проблемное обучение как педагогическая технология рассматривается и применяется в отечественной педагогической науке достаточно давно.
В работах Махмутова М.И. рассматривались основные вопросы теории проблемного обучения, Андрюшечкин С.М., Брызгалова С.И. обосновывали концептуальные вопросы проблемного обучения на разных ступенях общего образования (средняя, начальная школа), Молочкова И.В., Савицкий С.К., Умаров М.Ф. и др. разрабатывали методологические аспекты проблемного обучения и психолого-педагогического обоснования применения технологии проблемного обучения в высшей школе и т.д.
Проблема исследования: каковы условия реализации проблемного обучения как педагогической технологии в современной школе.
Тема исследования: «Проблемное обучение как педагогическая технология».
Объект исследования —
1.1. Понятие технологии проблемного обучения в педагогической науке
Теория проблемного обучения разрабатывается в отечественной и мировой педагогике с середины 50-х годов XX столетия. Сегодня теория проблемного обучения достаточно глубоко разработанная и стройная отрасль педагогической науки. Ее возникновение вызвано рядом причин. До
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Андрюшечкин С.М. Технология проблемного обучения в средней школе. На материале курса физики 7 - 8 классов. – Петропавловск, 2008. — 79 с.
2. Брызгалова С.И. Проблемное обучение в начальной школе. –Калининград: Калинингр. ун-т., 1998. — 91 с.
3. Веденеева О.А., Савва Л.И., Сайгушев Н.Я. Педагогические технологии в современном образовательном процессе. Учебное пособие. – М.: Мир науки, 2016.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь : [монография] / Л. С. Выготский. – М. : Лабиринт, 2007. – 350 с.
5. Громыко, Ю.В. Мыследеятельностная педагогика / Ю.В. Громыко. – Минск, УП «Технопринт», 2000. – 373 с.
6. Гончарова, М.А. Образовательные технологии в школьном обучении математике : учебное пособие / Гончарова М.А., Решетникова Н.В.. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. — 267 c.
7. Жук А.И., Кошель, Н.Н. Активные методы обучения: учеб.-метод. пособие / А.И. Жук, Н.Н. Кошель. – 2-е изд. – Минск: Аверсэв, 2004. – 336 с.
8. Король А.Д. Педагогика диалога: от методологии к методам обучения: монография / А.Д. Король. – Гродно: ГрГУ, 2015. – 195 с.
9. Кукушин B.C. Теория и методика обучения. Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 474 с.
10. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. – М.: Просвещение, 1989. – 202с.
11. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. – М.: Академия, 2001. – 272 с.
12. Лепихова М.А. Как воспитать интерес к учебному предмету [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://schools.keldysh.ru/labmro/lib/2006/lepihova.htm.
13. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975. – 364 с.
14. Молочкова И.В. Методологические и методические аспекты психологии как учебного предмета в школе и в вузе. – Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2008. - 123 с.
15. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. – М.: Просвещение, 1977. – 208 с.
16. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество / А.М. Матюшкин. – М. : Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 720 с.
17. Мельникова Е.Л. Что такое проблемный диалог // Начальная школа плюс до и после. – 2008. – № 8. – С. 3-8.
18. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя / Е.Л.Мельникова. – М., 2002. – 168 с.
19. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. – М.: Академия, 2008. – 176 с.
20. Романова И. И., Калинина Т. В. Роль художественной литературы в интеллектуальном развитии младшего школьника // Молодой ученый. — 2015. — №22.1. — С. 154-156. — URL https://moluch.ru/archive/102/23242/ (дата обращения: 10.03.2021).
21. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПБ. : Питер Ком, 1999. – 705 с.
22. Рузавин Г.И. Методология научного познания: учеб. пособие для вузов / Г.И. Рузавин. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 287 с.
23. Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования
читателя // Начальная школа. – 2003. – № 1. – С. 11-18.
24. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии / В.В. Сериков. – Волгоград, «Перемена», 1994. – 152 с.
25. Селевко Г.К. Классификация образовательных технологий. – М.: Просвещение, 2005. – 371 с.
26. Сластенин, В.А. Педагогика : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина – 10-е изд., перераб. – М. : Издательский центр «Академия», 2011. – 608 с.
27. Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 361 с.
28. Суворова О.В. Влияние семейной и образовательной среды на развитие субъектности ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному детству: монография. – Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2012.
29. Савицкий С.К., Умаров М.Ф. и др. Теоретические аспекты проблемного обучения в высшей школе. – Казань: Центр поддержки программ развития Казанского федерального университета, 2017. — 106 с.
30. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 2014. – 184 с.
31. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М.: Пед. общество России, 2015. – 250 с.