Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Распевание - настройка голоса и слуха, вокальная гимнастика, которая позволяет настроить голосовой аппарат исполнителей и подготовить его к пению.
Главная задача преподавателя - правильно подобрать комплекс упражнений. Каждый руководитель должен четко понимать цели, задачи и технику каждого упражнения, а также уметь правильно объяснить исполнителю все тонкости выполнения упражнений.
Пение - довольно широкое понятие, и для певческих групп различного уровня подготовки заполнение этого вида работы будет полезно. Коллективу, которая находится на начальном этапе работы, целесообразнее включить в этот раздел больше упражнений, направленных на развитие и укрепление певческого дыхания; навык одновременного входа и выхода; формирование единого положения звука голоса; усиление дикции.
Навык - это умение, доведенное до значительной степени автоматизации длительным и регулярным обучением.
Цели распевания детского фольклорного коллектива:
1. Разработка правильного качества звука: достижение единого стиля формирования звука;
- развитие и укрепление певческого дыхания;
- единства вокального ансамбля (если это группа исполнителей);
- уточнение стиля пения.
2. Расширение ассортимента.
3. Подготовка исполнителя к активной репетиции и, особенно, к концерту, т. е. значительная активизация дыхания, артикуляционного
аппарата, достижение необходимой свободы тела.
4. Вокальная и психологическая адаптация исполнителей, достижение психофизиологической готовности к вокальному творческому процессу.
Рекомендуется начинать пение с первичных звуков, которые не требуют больших затрат мышечной энергии голосового аппарата.
Учитель должен следить за тем, чтобы дети пели в естественной динамике и не переходили на вынужденное (крикливое) пение. Еще один момент – слишком тихое пение может привести к пассивности голосового аппарата.
Степень изученности темы исследования. Проблематика исследования сущности распевания детских фольклорных коллективов чрезвычайно актуальна и нашла свое отражение в трудах таких авторов, как Е.М. Бородина, Б.Б. Ефименкова, А.С. Каргин, М. Картавцева, Д.Е. Огороднов, Н.А, Орехова, О.А. Пашина, О.Л. Сафронова, П.А. Сорокин, Г.П. Стулова, А.Т. Хроленко и др.
В тоже время некоторые аспекты распевания младших школьников нуждаются в дальнейшем осмыслении в научной литературе.
Объект исследования: детский фольклорный коллектив.
Предмет исследования: распевание.
Цель исследования заключается в изучении специфики распевания детского фольклорного коллектива младшего школьного возраста.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач:
- определить цели и задачи распевания народно-певческого коллектива;
- охарактеризовать психофизические особенности детей младшего школьного возраста;
- рассмотреть особенности подбора упражнений для ансамбля;
- раскрыть методические особенности работы над упражнениями в ансамбле
Методы исследования. Использовались такие методы исследования, как метод теоретического анализа, синтеза, обобщения, конкретизации, определения сходства и отличия, соединенный метод сходства и отличия.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы. Объем работы: 25 страниц печатного текста.
Глава 1 Теоретические аспекты распевания детского фольклорного ансамбля
1.1 Цели и задачи распевания народно-певческого коллектива
Распевания - это те ж упражнения, которые хор выполняет перед началом концерта или репетиций, чтобы приготовить голосовой аппарат для работы. Здесь главное - настройка хора, подготовка его к лучшей исполнительской форме.
Пение (разогрев) голосового аппарата служит цели приведения его в готовность к выполнению сложных певческих задач, но не приводит к улучшению выполнения функции. Напротив, бездумные, формальные упражнения в пении могут привести к появлению и укреплению негативных навыков .
Любое улучшение функции в упражнении предполагает четко определенную цель и постоянный контроль за ее выполнением, только это может сформировать необходимую новую координацию
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бородина Е.М. Методика работы с детским коллективом. Организация детского фольклорного ансамбля: приемы и методы работы: учеб.-метод. пособие / Е.М. Бородина. – Кемерово, 2020. – 151 с.
2. Бояре, мы к вам в гости пришли [Ноты] / сост. Г.М. Науменко. – Москва, 2016. – 144 с.
3. Ефименкова Б.Б. Ритм в произведениях русского вокального фольклора / Б.Б. Ефименкова. – М.: Композитор, 2001. – 433 с.
4. Календарные, фольклорные тематические праздники (1–4) [Ноты] / сост. С. Г. Алтарева, М.А. Храмова, Н.А. Орлова, Н. К. Жогло. – Москва: Вако, 2006. – 369 с.
5. Каргин А.С. Музыкально-певческий фольклор, сценарии, опыт: сборник материалов / сост. Каргин А.С. – М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2012. – 94 с.
6. Картавцева М. Школа русского фольклора. Обучение в младших классах [Ноты] / сост. М. Картавцева. – Москва, 1998. – 59 с.
7. Майзингер С. Знакомство с жанрами детского фольклора / С. Майзингер. – Красноярск, 2010. – 202 с.
8. Народное музыкальное творчество: Учебник / Отв. Ред. О.А. Пашина. – СПб.: Композитор, 2005. – 439 с.
9. Огороднов Д.Е. Методика музыкально-певческого воспитания: учеб. пособие / Д.Е. Огороднов. – СПб.: Изд-во «Лань»; Изд-во «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2014. – 299 с.
10. Орехова Н.А. Методика работы с детским фольклорным ансамблем / Н.А. Орехова. – Тольятти: Полиар, 2002. – 228 с.
11. Пашина О.А. Календарно-песенный цикл у восточных славян / О.А. Пашина. – СПб.: Композитор, 2006. – 382 с.
12. Педагогический репертуар для юных исполнителей народных песен [Ноты]: учеб.-метод. пособие / сост. В. Г. Баулина. – Красноярск: Краснояр. краевой научно-учебный центр кадров культуры, 2007. – 38 с.
13. Сафронова О.Л. Распевки: Хрестоматия для вокалистов: учеб. пособие / О.Л. Сафронова. – СПб.: Изд-во «Лань»; Изд-во «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2014. – 67 с.
14. Сорокин П.А. Фольклорное творчество в воспитании детей. В сб. «Культура и дети» / П.А. Сорокин. – М.: ГРДНТ, 2003. – 199 с.
15. Сорокин П.А. Формирование репертуара детского фольклорного коллектива: Учебно-методическое пособие / Ред. Богуславская Л.А. – М.: ФГБУК «Государственный Российский до народного творчества», 2012. – 76 с.
16. Стулова Г.П. Хоровое пение. Методика работы с детским хором: учеб. пособие / Г.П. Стулова. – СПб.: Изд-во «Лань»; Изд-во «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2014. – 210 с.
17. Хроленко А.Т. Язык фольклора: хрестоматия / сост. - 3-е изд., стер. –М.: Флинта, 2012. – 224 с.