Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБА АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ
6
1.1 Сущность познавательной активности учащихся 6
1.2 Виды игровой деятельности для активизации познавательной активности
13
1.3 Понятие дидактической игры 17
Вывод по главе 1 24
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА АКТИВИЗАЦИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА ПРИ ПОМОЩИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
26
2.1 Анализ педагогического опыта использования дидактических игр на уроках русского языка как средства формирования познавательных УУД младших школьников
26
2.2 Комплекс дидактических игр на уроках русского языка 30
Вывод по главе 2 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ А 45
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Главной целью обучения в современной методике преподавания считается развитие определенного уровня коммуникативной компетенции и личности учащегося, способной к взаимодействию посредством коммуникации. Однако качество и эффективность обучения зависит не столько от средств и приемов, используемых на уроке, сколько от мотивации учащихся. Практика показывает, что именно мотивация учащихся делает возможным их вовлечение в познавательную деятельность, привитие познавательного интереса к русскому языку. А, следовательно, это означает, что для активизации познавательной деятельности у учащихся, крайне важно вызвать интерес к предмету. А привитию интереса способствует игра, поскольку игра как педагогическая технология позволяет заинтересовать учащихся, мотивировать их на активное изучение предмета.
Актуальность работы. В последние 5 лет в психолого-педагогических трудах наблюдается большой интерес к игровой деятельности и ее роли в активизации познавательной деятельности учащихся. Но, несмотря на повышенный интерес, игровая деятельность, основные условия ее проведения, требования и особенности до сих пор не до конца изучены. В связи с этим очевидна актуальность темы данного исследования.
Объектом исследования является
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБА АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность познавательной активности учащихся
Познавательная деятельность играет большую роль, как в формировании личности, так и непосредственно в общем развитии школьников. Поэтому роль познавательной деятельности в процессе обучения является крайне важной и нельзя не относиться к ней со всей серьезностью, особенно в младшем школьном возрасте, когда закладывается база умения учиться, что, в свою очередь, является основным условием непрерывного образования, поскольку под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности [5].
Термин «познавательная деятельность»
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абдульменова З.З. Дидактические игры в воспитании интереса к русскому языку // Начальная школа. – 2008 - №11 – С. 62-64.
2. Акифьева Н.П. Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах. [Электонный ресурс]. URL.:http://www.openclass.ru/node/93147 ( дата обращения 07.06.2021).
3.Алифирова Н.А. Игровые технологии в образовании и воспитании [Электронныйресурс] URL.:http://nsportal.ru/detskiysad/raznoe/2012/08/30/igrovye-tekhnologii (дата обращения: 07.06.2021).
4.Андреева Э.В. Воспитание мотива самообучения у младших школьников [Текст]: автореферат дисс. канд. пед. наук / Э.В. Андреева. - Пермь, 2010. - 21 c.
5.Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2011. - 152 с.
6. Бойнова Н.И. Творческие игры на уроках русского языка // Начальная школа. – 2005 - №10 – С.38- 40.
7. Гаврилова О.В. Дидактические игры на уроках русского языка. [ электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkiiyazik/2013/03/25/didakticheskie- igry-na-urokakh-russkogo- yazyka-1-4 klassy ( дата обращения 07.06.2021).
8. Губанов Е.В. Новый стандарт начального общего образования: оцениваем результаты, инновации, риски // Педагогическая диагностика: науч.-практ. журн. [Текст] / Е.В. Губанов, С.А. Веревко // Школьные технологии. - 2011. - № 2. - С. 52-62.
9. Дмитрюк М.В. Творческий подход к изучению слов с непроверяемым написанием / /НШ. - 1995. - №1. - С.16-18.
10. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. М. Педагогика,2009.
11. Зимина С.М. Особенности игровой деятельности в младшем школьном возрасте. [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/02/04/osobennosti-igrovoy-deyatelnosti-v-mladshem-shkolnov. (дата обращения 07.06.2021).
12. Канакина В.П. Русский язык 1 кл.: в 2 ч./ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2013.
13. Канакина В.П. Русский язык 2 кл.: в 2 ч./ В.П.Канакина, В.Г. Горецкий. –М.: Просвещение, 2013.
14. Каптерев П.Ф. Детская педагогическая психология. М., 1999- 206 с.
15. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. – Ярославль: Академия развития,1997.
16. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальной школе// Начальная школа.–1997.– №5.
17. Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников //Начальная школа. – 2004 - №11. –. С 49-51.
18. Коновалова О.В. Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения /О.В Коновалова// Педагогика: традиции и инновации: матер.междунар. науч. конф.-Челябинск: Два комсомольца, 2014- с.35-36.
19. Лебединцев В.Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся // Управление начальной школой: качественное образование с первой ступени: журнал [Текст] / В.Б. Лебединцев // МЦФЭР. - 2012. - № 4. - С. 33-47.
20. Леонтьев А.Н. Философия психологии: из научного исследования. М.: и. Московского университета, 1994.
21. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. 10-е изд., перераб. и доп.- М.: Академия, 2006. - 608 с.
22. Неткасова И.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе. Студенческий научный форум.- 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www.rae.ru/forum2011/137/1070( дата обращения 07.06.2021).
23. Петрановская Л.В. Игры на уроках русского языка: пособие для учителя.-М.: МИРОС-МАИК «Наука/ Интерпериодика», 2000-144 с.
24. Пидкасистый П.И. Педагогика Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 608с.
25. Примерная программа по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – 5 изд , перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 400 с.
26. Проценко Н. Л. Дидактические игры на уроках русского языка» (из опыта работы учителя [Электронный ресурс].URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2013/11/29/didakticheskie-igry-na-urokakh-russkogo-yazyka-iz-opyta(дата обращения 04.05.2016).
27. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учеб.пособие для студентов пед. институтов по специальности «Педагогика и методика начального обучения»- М.: Просвещение, 1979- 431 с.
28. Савченко А.Я. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников [Текст] / А.Я. Савченко. - Киев: рад.шк., 2001. - 176 с.
29. Слепович Е.С. Игровая деятельность младших школьников [Текст] / Е.С. Слепович. - М.: Педагогика, 2010. - 206 с.
30. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры [Текст] / А.А. Смоленцева. - М., Просвещение, 2012. - 105 с.
31. Степаненко А.В. Сообщение из опыта работы «Игры как средство активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка» [Электронный ресурс]. URL: http://www.metod-kopilka.ru (дата обращения 07.06.2021).
32. Тюрина М.К. Игра на уроках русского языка // Начальная школа. – 2008 - № С 28-32.
33. Ундзенкова А.В. Русский с увлечением // Сборник занимательных игр и упражнений по русскому языку для занятий с младшими школьниками.
34. Ушинский К.Д. Избранные труды / К.Д. Ушинский. – М.: Дрофа, 2005. – 645 с
35. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации- 6-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2017- 53 с.
36. Эргашева Л.А. Игры и игровые моменты в работе над словами с непроверяемыми написаниями. Начальная школа: до и после №2, 2002 с.50-54.
37. Яковлева Е.Н. Обобщение опыта по теме «Формирование познавательного интереса у школьников на уроках русского языка с опорой на педагогические условия организации и проведения дидактических игр как средства обучения» [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2015/12/03/obobshchenie-opyta-po-teme (дата обращения 07.06.2021).