Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество предъявляет социальный запрос, в котором личность представляется быстрой, успешной, способной на качественном и количественном уровне продемонстрировать свои достижения. Данная установка отслеживается уже на этапе школьного обучения в традиционной образовательной системе. Дошкольник сегодня «должен» перейти к систематическому школьному обучению подготовленным к успешному овладению грамотой, в частности. Целью большинства подготовительных к школе курсов является: формирование основ овладения грамотой – а по факту – формирования умения читать и писать.
При этом, как отмечает Садовникова И.Н., проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становятся базой и средством дальнейшего обучения[]. Применяя разные варианты исследования, отечественным и зарубежным специалистам удалось, лишь отчасти определить патогенез данного состояния и обозначить ряд принципов для диагностики и коррекции нарушений формирования грамотности.
Основная задача логопеда состоит в том, чтобы своевременно (желательно, на этапе подготовки к школе) выявить и преодолеть потенциальные нарушения грамотности, не допуская их перехода на следующие ступени обучения. В противном случае стойкие специфические ошибки письма и чтения будут сопровождать учащихся и в последующие годы (в явном или замаскированном виде), осложняя их учебно-познавательную деятельность. Однако патогенез дисграфии и дислексии у детей нуждается в дальнейшем изучении. Несмотря на многочисленные исследования лингвистов, психологов и педагогов, до сих пор существует множество дискуссионных аспектов данной проблемы. Так, концепция фонологического дефицита как ключевого фактора дислексии и дисграфии разрабатывась в отечественной и зарубежной науке. При этом, по мнению Е.Л. Григоренко [18], нельзя сказать, что доказана прямая зависимость между состоянием речевых функций и овладением грамотой. Кроме того, исследование фонологических функций у школьников осложнено недостатком в отечественной практике валидных апробированных инструментов диагностики. Существует необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей исследования и развития фонологического осознания у первоклассников с трудностями становления навыка письма, коррекции нарушений акустико-фонематического восприятия, как фактора развития дисграфии и дислексии.
Вышесказанное обосновывает актуальность и выбор темы данного исследования: «Формирование фонематического восприятия как подготовка к успешному овладению грамотой детей дошкольного возраста в условиях логопункта».
Объект исследования: формирование фонематического восприятия.
Предмет исследования: формирование фонематического восприятия в качестве подготовки к успешному овладению грамотой детей дошкольного возраста в условиях логопункта.
Цель исследования: изучение особенностей формирования фонематического восприятия в качестве подготовки к успешному овладению грамотой детей дошкольного возраста в условиях логопункта.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь эффективности становления навыков грамотности и процессом формирования фонематического восприятия.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования можно сформулировать задачи исследования:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
1.1. Особенности русского звуко-буквенного письма
Русское письмо является звуко-буквенным: его составные единицы – буквы соотносятся с фонетическими (звуковыми) единицами языка. Правила, которые определяют общепринятую запись слов, обозначаются как правила орфографии и делятся на четыре основные группы: буквенная передача звукового состава слов; слитное, дефисное и раздельное написание; употребление прописных и строчных букв; правила переноса. В свою очередь, буквенная передача звукового состава слов определяется двумя типами правил: общими правилами употребления букв (их называют также правилами графики) и правилами написания значимых частей слова [9].
В.Ф. Иванова подчеркивает, что более точным является обозначение «буквенно-фонемное» письмо, отражающее, что выражаемое – фонема. Как отмечает Л.В. Шерба, любой практический алфавит может и должен обозначать только фонемы [29]. Тем не менее, «буквенно-звуковое письмо» – термин, наиболее часто применяемый в науке и являющийся традиционным.
Фонологические концепции создают предпосылки для различных
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахутина, Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика [Текст] Т.В.Ахутина // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общей редакцией О.Б. Иншаковой. М.: МПСИ, 2001. С.7 -20.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М.Алексеева, Б.И.Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.
3. Барабанов, Р.Е. Коррекционно-логопедическая работа по развитию фонетико-фонематической системы речи. Монография. [Текст] / Р.Е.барабанов. – М.: Другое Решение, 2018. 69 с.
4. Безрукова, О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста [Текст]/ О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова; худож. Н.Н. Бутусова [и др.]. М.: Каисса, 2008. 95 с.
5. Волков, Б.С. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу [Текст]/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. СПб.: Питер, 2009. 240 с.
6. Вербицкая, Л.А. Давайте говорить правильно. Трудности современного русского произношения и ударения. [Текст]/ М.: Академия, 2008. 385 с.
7. Визель, Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб.-метод.пособие [Текст]/ Т.Г. Визель. М.: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. 127 с.
8. Выготский, Л.С. Мышление и речь[Текст] / Л.С. Выготский. М.:АСТ, 2013. 790 с.
9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]/ А.Н. Гвоздев. М.: Детство-Пресс, 2007. 480 с.
10. Григоренко, Е.Л. Влияние индивидуальных особенностей когнитивного развития на овладение навыками чтения и письма младшими школьниками[Текст]/Е.Л.Григоренко: дис. д-ра психол. наук: 19.00.07. М., 2012. 299 с.
11. Журова, Л.Е. Обучение грамоте детей в детском саду [Текст]/ Л.Е. Журова. М.: Педагогика, 1979. – 152 с.
12. Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии [Текст] / В.Ф.Иванова. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1977. 230 с.
13. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей[Текст]/А.Н.Корнев. – СПб.: ИД «МиМ», 1997. 286 с.
14. Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи: метод, пособие [Текст]/А.Н.Корнев. – М.: Айрис-пресс, 2006. 128 с.
15. Корнеев А.А. Структурный анализ взаимодействия когнитивных и двигательных компонентов навыка письма: Дис. канд. псих. наук [Текст]/А.Н.Корнев. – М., 2005. 139 с.
16. Лалаева, Р.И. Проблемы логопедической диагностики [Текст]/ Р.И. Лалаева// «Логопедия сегодня». 2007. № 3. С.8-9.
17. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей / Р.Е. Левина. М.: АРКТИ, 2005. 224 с.
18. Лопухина, И.С. Логопедия (речь, ритм, движение) [Текст]/ И.С. Лопухина – М.: Корона-принт, 2004. 128 с.
19. Логопедия: [Текст]/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 680 с.
20. Лурия, А.Р. Язык и сознание[Текст] /А.Р.Лурия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 214 с.
21. Лурия, А.Р. Очерки психофизиологии письма. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования [Текст] /А.Р.Лурия. – М.: Академия, 2002. С. 10-76.
22. Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия. Технология преодоления. – М.: Парадигма, 2012. — 279 с.
23. Токарева, О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты) [Текст] / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. Т. 2. С. 456-469.
24. Ткаченко, Т.А. В первый класс – без дефектов речи [Текст] / Т.А.Ткаченко: Методическое пособие / Т.А. Ткаченко. СПб.: Детство-пресс, 2010. 286 с.
25. Ткачук, Ю.Г. Становление навыка письма у детей младшего школьного возраста [Текст] / Ю.Г.Ткачук// Молодой учёный. 2016. № 11 (115). 1843 с.
26. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: [Текст] / Т.Б.Филичева. – М.: Альфа, 1993. Ч. I. 103 с.
27. Хватцев М.Е. Логопедия. Книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений. В двух книгах. Книга 1 [Текст] / М.Е. Хватцев; под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шахоской. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2009. 272 с.
28. Чиркина, Г.В. Недостатки письма у детей с дефектами артикуляционного аппарата, пути их преодоления и предупреждения [Текст] / Г.В. Чиркина: Автореферат дис.. канд. пед. наук. М., 1967. 88 с.
29. Щерба Л.В. Теория русского письма [Текст] /Л.В.Щерба. – Л.: Наука, 1983. - 134 с.
30. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность [Текст] / М.И. Матусевич, Л.Р. Зиндер /М., 2008. 212 с.
31. Эльконин, Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся [Текст] / / Д.Б. Эльконин. М.: Издательство «ИНТОР», 1998. 112 с.