Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ 4
1.1. Типология социальных стереотипов, их сущность и понятие 4
1.2.Основные подходы к изучению социальных стереотипов в отечественной и зарубежной психологии 11
1.3.Становление социальных стереотипов поведения молодежи 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современные глобальные изменения, происходящие в жизни нашего общества и затрагивающие каждого в отдельности, не должны сопровождаться изменением общественного сознания. Процесс изменения традиционных структур в сфере экономики и государственного устройства достаточно сложен, но не менее сложен процесс изменения сложившихся социальных норм, стереотипов, взглядов, позиций и мировоззрения. По этой причине все чаще мы слышим о необходимости изменить устоявшиеся стереотипы мышления, препятствующие процессу реализации новых реформ, не укладывающихся в рамки инновационных парадигм.
Все это предполагает самое непосредственное включение социальной психологии в изучение явлений, происходящих как в жизни общества в целом, так и в жизни отдельных людей. Но насколько просто сформулирован тезис о необходимости «ломки стереотипов прошлого», настолько сложен этот процесс на самом деле. Интенсивно изменяющаяся социальная реальность форсирует социально-психологические процессы, на которые раньше уходили годы, десятилетия, и в то же время конструктивные изменения в социальной психологии происходят относительно медленно.
Различные аспекты концепции социального стереотипа и феномена стереотипов начали разрабатываться в 1920-х годах сначала в американской психологии, а затем в отечественных исследованиях.
Фундаментальные исследования в области изучения феномена стереотипа и процесса стереотипирования проводили такие российские исследователи, как, например, И.П. Павлов, Ю.В. Бромлей, В. Трусов, В. Куницына, П. Шихирев, В. С. Агеев, В. А. Ядов, а также ряд зарубежных авторов, в основном представители американской социальной психологии и социологии В. Липпманн, Д. Кац и П. Брейли, Р. Нисбет, М. Росс, Д. Л.. Гамильтон, Н. Кантор, К. Макколи и ряд других авторов. В последние годы теория социально-психологического стереотипа получила дальнейшее развитие в исследованиях Е.В. Орлова, А.Ю. Козловская-Тельнова, А.Е. Певзнер, Р. Грановская, Ю.С. Крижанская.
Объект исследования – социальные стереотипы.
Предмет исследования – сущность социальных стереотипов поведения.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные подходы, связанные с изучением стереотипности.
2. Изучить социально-психологические детерминанты стереотипного поведения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агеев В.С. Психологическое исследование социальных стереотипов / 2. В.С. Агеев // Вопросы психологии. – 1996. – № 1. 95 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М., 2004. 246 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: АСПЕКТ-ПРЕСС,1999. 324 с.
4. Бергер П. Социальное конструирование реальности / Бергер П., Лукман Т. – М., 1997.157 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1986. 147 с.
6. Бойко В.В. / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д. Я. - Самара, 2001. 322 с.
7. Борисова Е.М., Гуревич К.М. Психологическая диагностика в школьной профориентации // Вопр. психол. 1988. № 1.С. 83.
8. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи: Учеб. пособие/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. 576 с.
9. Кон И.С. “Социология молодежи” В кн.: “Краткий словарь по социологии” - М., 1988г. С. 164.
10. Кон И.С. Социологическая психология: избранные психологические труды / И.С. Кон. – М. – Воронеж, 1999. 156 с.
11. Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы / М. "Наука" 1993. с. 35.
12. Росс Л., Нисбет Р. Человек и ситуация. Перспективы соц. Психологии/Пер. с англ. В. В. Румынского под ред. Е. Н. Емельянова, В. С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 1999. – 429 с.
13. Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. - М.: Политиздат, 1998. 85 с.
14. Сикевич З.В. Молодежная культура: "за" и "против" -СПб.: Питер, 1999. 112 с.
15. Смелзер Н. Социология. М., 1994. с.67.
16. Сорокин Ю.А. Стереотип, штамп, клише: К проблеме определения понятий / Сорокин Ю. А. // Общение: Теоретические и прагматические проблемы. – М., 1998. 268 с.
17. Ядов В. А. Идеология как форма духовной деятельности / Ядов В. А. – Л., 1996. 234 с.
18. Ядов В.А. К вопросу о теории стереотипизации в социологической науке // Философские науки. 1996, №5, с. 54.
19. Этнические стереотипы поведения. Л.: Наука, 1998, 325с.