Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. По Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения умений, знаний и компетенций, но и как процесс развития личности и принятия социальных, семейных и нравственных ценностей [34]. Формирование нравственных ценностей - это основная задача современной образовательной школы.
Одним из важнейших принципов отечественной педагогики начальной школы является нравственное воспитание ребенка в различных видах деятельности - игровой, трудовой, учебной и других. Особо важное значение для всестороннего воспитания, особенно нравственного, придается художественно-игровой деятельности, в процессе которой ребенок активно познает окружающую действительность и овладевает опытом, нормами поведения, общечеловеческими ценностями, накопленными предшествующими поколениями.
В ФГОС НОО подчёркивается значение основного и дополнительного образования детей, способствующих становлению мотивации к познанию и творчеству, развитию творческих способностей в различных видах и направлениях образовательной деятельности, раскрытию творческого потенциала учащихся как в динамичных социально-экономических условиях, так и в собственных жизненных интересах, в том числе средствами искусства.
Творчество является одной из наиболее значимых сфер жизнедеятельности человека, освоение которой, предполагает овладение видами, формами, способами и средствами творческой деятельности. О важной задаче творчества, как содействие духовно-нравственному развитию личности говорили В.П. Анисимов, Д.К. Бартош, О.С. Булатова, Ю.Н. Григорович и др.
Не следует забывать, что в обществе вопросы формирования нравственных представлений у младших школьников посредством художественно-игровой деятельности не однозначны. Причиной этому - отсутствие систематической работы по нравственному развитию и воспитанию посредством художественно-игровой деятельностью в образовательных организациях.
Анализ научно-педагогической литературы выявил следующее противоречие между необходимостью формирования нравственных представлений с помощью художественно-игровой деятельности и недостаточной разработанностью методического обеспечения организации данного процесса.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: как организовать процесс развития творческих способностей с помощью художественно-игровой деятельности при формировании нравственных представлений у детей младшего школьного возраста.
Актуальность проблемы, а также вышеизложенное противоречие определили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Художественно-игровая деятельность как средство формирования нравственных представлений у детей младшего школьного возраста».
Цель исследования:
Глава 1. Теоретические аспекты развития творческих способностей с помощью художественно-игровой деятельности при формировании нравственных представлений у детей младшего школьного возраста
1.1. Анализ литературы по проблеме развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста
Одной из главных задач, стоящих перед школой является создание благоприятных условий для развития каждого ученика в различных видах деятельности, выявления и развития комплекса способностей, познания учащимся самого себя, развитие на определенном уровне мышления, воображения, фантазии. Создание таких условий и предоставление ребенку
возможность активно проявить себя в деятельности разнообразной направленности может способствовать развитию у детей широкого спектра
способностей.
Проблема развития творческих способностей младших школьников существовала во все времена, как в отечественной
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Абраменкова, В.В. Социальная психoлoгия детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В.В. Абраменкова. - М.: Московский псих.-соц. ин-т; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2010. - 416 с.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психoлoгия. – М., Аст-Пресс – Екатеринбург, 2000. – с. 184-510.
3. Акулова О.В. Театрализованные игры //Дошкольное воспитание. – 2005. – № 4. – с. 24–32.
4. Ананьев, Б. Г. О соотношении способностей и одаренности [Текст] Б.Г. Ананьев. – М. : АПH РСФСР, 1962. – 308 с.
5. Бадалев, А.А. Формирование понимания о другом челoвеке ка личности / А.А. Бадалев. - Л.: Лениздат, 2009. - 211 с.
6. Бердяев Н.А. Философия свободы / Николай Бердяев. - Москва : Изд-во АСТ, 2007. – 699 с.
7. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. - Академия, 2002. - 317 с.
8. Большая Российская энциклопедия: [в 30 т.] / научно-редакционный совет: председатель - Ю. С. Осипов и др. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2004 г.
9. Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.]; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - 4-е изд., расш. - Москва : АСТ ; Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с.
10. Большой толковый психологический словарь / Под ред. А. Ребер. - М: Вече АСТ, 2003. - Т.1. - с. 650
11. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности М. : Институт практической психологии, 2013.- 352с.
12. Булавина И.А. Развитие воображения у младших школьников [электронный ресурс]: URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/12/14/razvitie-voobrazheniya-u-mladshikh (дата обращения 20.06.2021).
13. Выготский, Л.С. Психология развития. Избранные работы. М. : Издательство Юрайт, 2018. 302 с.
14. Гилфорд, Дж. Тест креативности [Электронный ресурс] URL: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=367 – Учебные статьи по психологии (дата обращения 20.06.2021).
15. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. – 3-е изд. – СПб. : Питер, 2012. – 358 с.
16. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студентов сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»,2002. ,76 с.
17. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников / Т. Г. Казакова. - М. : Педагогика, 1983. - 111 с.
18. Кондратьева Н.В. Критерии, показатели и уровни развития творческих способностей младших школьников // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-1. – с. 99-102
19. Крутецкий, В.А. Психология : учебник для учащихся пед.училищ [Текст] / В.А. Крутецкий. – М. : Просвещение, 2012. – 346 с.
20. Лук, А.Н. Психология творчества [Текст] / А.Н. Лук. – М. : Академия, 2008. – 336 с.
21. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа : методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений / И. А. Лыкова. - Москва : Карапуз-Дидактика : Сфера, 2007. - 240 с.
22. Максимова С.В. Творчество: созидание или деструкция? [Текст] / Максимова С. В. - Москва : Акад. Проект, 2006 (Киров : Дом печати - Вятка). – 222 с.
23. Национальная психологическая энциклопедия [электронный ресурс]: URL: https://vocabulary.ru/termin/tvorchestvo-detskoe.html (дата обращения 19.06.2021).
24. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности [Текст] / В. А. Петровский. - Москва : ТОО "Горбунок", 1992. - 223 с.
25. Психология интеллекта и творчества [Текст] : традиции и инновации / отв. ред.: А. Л. Журавлев [и др.]. - Москва : Ин-т психологии РАН, 2010. - 367 с.
26. Российская педагогическая энциклопедия : В 2 т. / Гл. ред. В. Г. Панов. - М. : Большая Рос. энцикл., 1993-1999-2: М - Я / Ред. кол. В. В. Давыдов (гл. ред.) и др.; Гл. ред. А. П. Горкин. - 1999. – 669 с.
27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / Сергей Рубинштейн. - Москва [и др.] : Питер, 2015. – 705 с.
28. Савенков, А.И. Коллективное творчество детей. Учебное пособие. [Текст]/ А.И. Савенков, Т.С. Комарова. – М.: «Российское педагогическое агентство», 1998. – 106 с.
29. Савенков, А.И. Психология детской одаренности [Текст]/ А. И. Савенков. –М. : Генезис, 2010. – 448 с.
30. Сластёнин, В.А. Педагогика. [Текст] / Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М. : Академия, 2005. – 576 с.
31. Теплов Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: Избранные психологические труды / Б.М. Теплов. – М.: МПСУ, 2009. — 640с.
32. Теплов, Б.М. Способности и одаренность [Текст] / Б.М. Теплов. – М. : Просвещение, 2009. – 320 с.
33. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики / К.Д. Ушинский. - М. : Изд-во УРАО, 2002. - 591с.
34. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357) – 29с.
35. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст] / И.Ф. Харламов. – М. : «Академия», 2007. – 520 с.
36. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин – М.: Педагогика, 1979, - 560с.
37. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е. Л. Яковлева. - М. : Моск. психол.-соц. ин-т : Флинта, 1997. – 222 с.