Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования состоит в том, что Требования Стандарта представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения ДО (например, ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность; уверен в своих силах, открыт внешнему миру; обладает развитым воображением; проявляет творческие способности; способен к волевым усилиям и т.д.).
По Требованиям Стандарта общая продолжительность двигательной активности занимает не менее 50% периода бодрствования, при этом 90% - средней и малой интенсивности, 10-15% - большой.
Выполнение этих требований обеспечит предупреждение утомления ребенка на протяжении всего дня, создаст условия для правильного физического развития. - Согласно нормативно-правовым документам, регламентирующим санитарно-эпидемиологические правилам и нормам для дошкольных образовательных учреждений, максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 5-7 лет составляет 6- 8 часов в неделю.
За время пребывания ребенка в ДОУ использование разных форм физического воспитания должно обеспечивать двигательную активность в пределах от 9000 до 15 000 движений, что соответствует физиологическим потребностям организма детей .
Развитие физических качеств на занятиях физического воспитания является одним из главных вопросов в дошкольном учреждении. Среди основных физических качеств являются координационные способности. Координация движений – это комплекс двигательных навыков, которые необходимы для высокого качества того или иного движения. Сила, скорость, гибкость и выносливость представляют собой основу для формирования двигательных навыков, а хорошая координация нужна для развития и совершенствования двигательных способностей человека.
Именно старший дошкольный возраст, является наиболее благоприятным для развития координационных способностей, поэтому, помимо физических качеств, в дошкольном возрасте не менее важно их совершенствование. По мнению таких исследователей, как А.А. Гужаловский (1986), В.И. Лях (1989), Б.А. Ашмарин (1990), именно в этот возрастной период закладываются основы управления движениями, формируются умения и навыки, отсутствие которых зачастую не удаётся восполнить в более позднем возрасте. Такие авторы как, В.И. Лях (1996), Сайкина Е.Г., Фирилева Ж. Е. (2007), отмечают тенденции недостаточного развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста, которые они рассматривают как ведущую функцию моторного развития. В результате дети менее успешно справляются с программным материалом, двигательными задачами, не могут быстро и качественно выполнить технику упражнений, и как следствие – имеют недостаточный уровень развития физической подготовленности.
Развитие координационных способностей требует строгого соблюдения принципа систематичности. Нельзя допускать неоправданных перерывов между занятиями, так как это приводит к потере мышечных ощущений и их тонких дифференцировок при напряжениях и расслаблениях. Прекращение обучения новым разнообразным движениям неизбежно снизит способность к их освоению и тем самым затормозит развитие координационных способностей.
Отсюда, актуальность проблемы сводится к приобретению как можно более обширного двигательного опыта в старшем дошкольном возрасте, включающего большое количество движений для различных частей тела и имеющих различную пространственно-временную и динамическую структуру.
В соответствии с этим необходим поиск различных инновационных технологии, способствующих решению этих задач, к которым может относиться включение дополнительных элементов в занятия для развития координационных способностей детей дошкольного возраста различных новых форм занятий физическими упражнениями.
Объект исследования: физиологические основы координационных способностей детей дошкольного возраста
Предмет исследования: развитие координационных способностей у детей дошкольного возраста в современных условиях.
Цель исследования: анализ физиологических основ координационных способностей детей дошкольного возраста.
Задачи работы:
1. Провести обзор научной литературы по теме исследования.
2. Охарактеризовать развитие координационных способностей детей дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение научно-методической литературы по теме работы, сравнение, классификация, обобщение и систематизация научных данных.
Теоретико-методологические основы исследования. Теоретико-методологическая база исследования определяется его объектом, предметом и характером поставленных задач. Автором использован широкий комплекс теоретико-методологических подходов, что обусловлено междисциплинарным характером работы.
Теоретико-методологическую основу работы составили труды:
Курамшина Ю.Ф., Степаненко Э.Я, Хухлаевой Д.В. Ашмарина Б.А, Полтавцевой Н.В. и др.
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Психофизиологическое особенности детей дошкольного возраста
Период дошкольного возраста – это важный период в формировании здоровья ребенка, которое обеспечивает единство физического, внутреннего, психического и умственного развития.
В дошкольном возрасте происходит бурное психофизическое развитие ребенка.
Мышечно-связочный аппарат в дошкольном возрасте еще очень эластичен и податлив. Изменяется структура сухожилий, мышечная ткань становится более адаптивной. Этот возраст благоприятен для естественного раз вития гибкости. Правда, следует соблюдать осторожность в движениях с предельными или околопредельными амплитудами.
Скелетная мускулатура тоже находится в стадии формирования. Крупные мышцы сформировались уже к 4 годам, но способность к дифференцированию движений мелких мышечных групп явно недостаточна. Отсюда сложности в выполнении малоамплитудных движений, которые частично нивелируются к 6 годам, когда дети уже в состоянии дифференцировать свои мышечные усилия, менять темп и амплитуду движении .
Функциональная зрелость нервно-мышечного аппарата наступает только после 8 лет. В связи с преобладанием процессов эмоционального возбуждения, дети быстро утомляются. Поэтому нагрузка в упражнениях должна быть небольшой (с дозировкой в 4-8 повторений), с частыми паузами для активного отдыха и восстановления. В упражнениях должен присутствовать четкий, легко усвояемый ритм, не очень быстрый. Большую помощь в становлении двигательного анализатора оказывает четкий и многократный показ. Несовершенство регуляторных механизмов сердечно-сосудистой системы обусловливает случаи, когда частота пульса изменяется неадекватно нагрузке, что затрудняет процесс планирования динамики нагрузок. Могут возникать большие перепады артериального давления, выявиться неустойчивость и неритмичность пульсовых ударов. Это усложняет поддержание согласованности ритма пульса и движений, а, следовательно, делает невозможным соблюдение принципиально важного условия позитивного действия аэробики - совмещения ритмов.
Дыхание при выполнении нагрузки - учащенное и поверхностное, так как дыхательные мышцы еще недостаточно развиты. Просветы дыхательных путей - узкие, что делает особенно опасным их перегревание или внезапное переохлаждение. Поэтому так важны соразмерность продолжительности разминки и заключительной части занятия. Поскольку выполнение «концентрированных» напряжений порождает задержку дыхания (нередко с натуживанием), важно прививать детям привычку выполнять движения при правильном режиме дыхания. Следует концентрировать внимание на выдохе при наклонах, опускании рук, т. е. в тех движениях, при которых уменьшается объем грудной полости и аэрация легких.
На протяжении всего дошкольного возрастного периода продолжается развитие кроветворной функции селезенки. К моменту рождения полости всех костей заполнены красным костным мозгом, который в дальнейшем заменяется наполовину желтым костным мозгом. Красный мозг, заполняющий губчатое вещество плоских костей и эпифизы трубчатых костей, осуществляет кроветворную функцию. Желтый (жировой) мозг, заполняющий к 7-летнему возрасту диафизы длинных трубчатых костей, и обычных условиях не несет кроветворной функции. В течение жизни в зависимости от особенностей питания и нейроэндокринных влияний количественные соотношения между красным и желтым мозгом могут значительно изменяться .
В системе кроветворных органов имеют существенное значение лимфатические узлы, в которых образуются лимфоциты, осуществляющие барьерную функцию. Лимфатические узлы окончательно оформляются как кроветворные органы уже к 12 годам .
Развитие сердечно-сосудистой системы. Оно тесно связано с функциональными нагрузками и продолжается на протяжении всего школьного периода жизни. Темп роста сердца — более быстрый на первом году жизни. Объем сердца увеличивается пропорционально его размерам и весу и соответствует динамике физического развития детей. Отмечается определенная связь объема сердца с весом тела, изменяющаяся с возрастом. Так, у родившихся при весе 3,2 кг объем сердца достигает 22 мл, у детей к концу первого года жизни при весе 9,45 кг - 42 мл, к концу 7-го года при весе тела 19 кг — 90 мл.
Адаптация сердечнососудистой системы к физическим нагрузкам совершается у дошкольников по-иному, чем у взрослого человека. Скажем, при естественных условия тренировки гипертрофия сердечной мышцы у детей дошкольного возраста не достигает той степени, к
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аэробика. Теория и методика проведения занятий. Учебное пособие. /Под ред. Е.Б. Мякинченко и М.П. Шестакова. – М.: СпортАкадемПресс, 2012. – 304 с. – С. 233-234.
2. Безденежных Г.А., Завьялова О.Б. Внедрение физкультурно-оздоровительного комплекса занятий в работу с детьми старшего дошкольного возраста. //Педагогическое образование в России. – 2012. - №3. – С. 168-169.
3. Бомпа Тудор О. Подготовка юных чемпионов /Тудор О. Бомпа. – М.:АСТ Астрель,2003-259 с.
4. Быкова Е.В. Развитие гибкости у детей дошкольного возраста. Методические рекомендации. – Воркута, 2011. – 31 с. – С. 11-12.
5. Вавилова, Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1981. – 96 с., ил.
6. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с.
7. Григорьев О.А., Для развития координационных способностей /О.А. Григорьев// Физическая культура в школе, 2001. № 6 – С. 46.
8. Еркомайшвили И.В. Основы теории физической культуры. Курс лекций. - Екатеринбург, 2011. – 191 с. – С. 111-112.
9. Колесникова С.В. Детская аэробика: Методика. Базовые комплексы. – М.: Феникс, 2010. - 421 с.
10. Коломийцева Н.С. Комплексная методика развития физических качеств дошкольников (педагогика оздоровления). Учебно-методическое пособие. – Майкоп: АГУ, 2012. – 174 с. – С. 166-167.
11. Кособуцкая Г.В. Значение физического воспитания в формировании способностей старших дошкольников. //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2011. - №12. – С. 140-141.
12. Лукина, Г.Г., Потапчук, А.А. Анатомо-физиологические особенности двигательной деятельности дошкольников // Теория и методика физической культуры дошкольников: Учебное пособие / Под ред. СО. Филипповой, Г.Н. Пономарева. - СПб.: ВВМ, 2004. - С. 53-57.
13. Лях В.М. Координационные способности школьников. - /В.М.Лях.- Мн: Полымя, 1989. – 268 с.
14. Манжелей И.В. Педагогические модели физического воспитания: Учебное пособие. – М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2005. – 185 с.
15. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры/ Л.П.Матвеев. - М.: ФиС, 2001. – 347 с.
16. Никитушкин В.Г., Малиновский С.В. Формирование координационных способностей детей 4-12 лет. //Вестник спортивной науки. – 2012. - №2. – С. 26-27.
17. Панкратович Т.М., Купцова В.Г. Создание физкультурно-игровой среды в образовательном пространстве дошкольного учреждения как условие эффективного воспитания координационных способностей детей 5-6 лет. //Концепт. – 2013. - №10. – С. 3-4.
18. Развитие и воспитание дошкольников [Электронный ресурс]. –– Режим доступа:http://parohod.kg/fisic_vospitanie/885-obuchenie-detejj-pryzhkam.html. – Дата доступа:18.12.2017.
19. Теория и методика избранного вида спорта (спортивные игры): Курс лекций. / В.А. Талай, А.В.Железнов, М.Д.Пугачев, Е.Г.Уткин, В.А. Хлопцев, Е.Л. Зубрицкая,; Под общ.ред. В.А. Талай. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2008. – 198 с.
20. Теория и методика избранного вида спорта (спортивные игры): Курс лекций. / В.А. Талай, А.В.Железнов, М.Д.Пугачев, Е.Г.Уткин, В.А. Хлопцев, Е.Л. Зубрицкая,; Под общ.ред. В.А. Талай. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2015. – 198 с.
21. ФГОС. Физическая культура планирования работы по освоению образовательной области / Е. А. Мартынова, М. А. Давыдова, Н. Р. Кислюк и др. - Издательство: Учитель, 2013. - 302 с.
22. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
23. Физиология человека: учеб. Пособие /А.А. Семенович [и др]; под ред. А.А. Семеновича. – Мн.: Выш.шк., 2007. – 544 с.
24. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С.Кузнецов. - 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр Академия,2011. – 489 с.
25. Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / В.А. Шишкина. – Минск: Зорны верасень, 2007. – 160 с.
26. Шпак В.Г. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. ВГУ им.П.М. Машерова, 2017. – 120 с.