Фрагмент для ознакомления
2
На уроках русского языка по каждой теме даются диктанты двух видов: обучающие (из отдельных слов, словосочетаний, предложений, текстов со средней степенью насыщенности офрограммами и пунктограммами) и контрольные, для которых в основном берутся связные тексты. Как обучающий диктант преследует цель контроля, так и контрольный диктант должен иметь обучающую цель.
Словарный диктант. Проведению словарного диктанта должна предшествовать работа по раскрытию значения слова, орфографическая и грамматическая (слово должно быть употреблено в словосочетаниях и предложениях) работа над словом.
Предупредительный диктант. Это такой вид упражнений, когда объяснение орфограмм и пунктограмм проводится до записи в тетрадях. Он может проводиться в двух вариантах: с показом текста (зрительный) и без показа текста (слуховой). В классе со слабой подготовкой следует отдавать предпочтение первому варианту. При проведении зрительного предупредительного диктанта предложение или слова с орфограммами записываются на доске, затем разбираются, после этого написанное на доске закрывается – и учащиеся под диктовку пишут слова или предложение. Затем текст открывается, учащиеся сверяют его со своей записью и исправляют допущенные ошибки.
Подготовленный диктант. Этот вид упражнения предлагает учебник. Дома учащиеся записывают слова с пропущенными орфограммами, а в классе эти же слова мы пишем под диктовку.
Проведение подготовленного диктанта – 5–6 минут.
Выборочный диктант. При выборочном диктанте производится запись не всего текста, а лишь отдельных слов, словосочетаний или предложений.
Например, при отработке навыков различия приставок и предлогов учащиеся выписывают в один столбик слова с приставками, а в другой – с предлогами. При изучении числительных можно предложить запись в два столбика следующих числительных: простых и составных, с мягким знаком в середине слова и на конце и т.п.
Проведение выборочного диктанта занимает обычно до 5 минут.
«Объяснительный диктант. Учитель диктует текст по предложениям, а учащиеся записывают в тетрадях. После записи один из учеников читает свою запись и объясняет орфограммы и пунктограммы, остальные следят за своими тетрадями и исправляют допущенные ошибки. Такое упражнение повышает самостоятельность учащихся и повышает у них фонематический слух» [2, С. 61]. Объяснительный диктант позволяет провести на уроке индивидуальную работу с учеником. Учителю требуется заранее подобрать такие примеры, в которых учащиеся допускают наибольшее количество ошибок, а при проверке спрашивать именно тех, для кого эти ошибки характерны.
Проведение объяснительного диктанта занимает от 10 до 20 минут.
Письмо по памяти. Для этого вида работы чаще всего предлагаются стихотворные тексты, которые заранее специально заучиваются наизусть, а потом ученик сам себе диктует текст. На уроке по памяти можно заучивать и правила, а потом их записывать под самодиктовку или можно надиктовать текст соседу, а потом проверить у него написанное.
Время, затраченное на этот вид работы, – 8–12 минут.
Свободный диктант. Этот вид упражнения готовит учащихся к сжатому изложению, поэтому его не стоит игнорировать. Целью такого диктанта всегда является отработка грамматических навыков построения словосочетаний и предложений, а также грамотного употребления словоформ. Учитель читает текст целиком, а затем по частям (необязательно по предложениям, можно и по абзацу). Ученики не дословно, а свободно записывают прочитанное учителем. Использование синонимического ряда только приветствуется, даже если слово было заменено синонимом только потому, что ученик не знал, как правильно записать диктуемое слово.
Время свободного диктанта – до 10 минут.
Творческий диктант. Это – упражнение, в процессе выполнения которого производятся переделка текста, изменение его. Учащиеся по заданию учителя распространяют предложения второстепенными членами предложения (например, определениями), или дополняют их второстепенными членами предложения, или вводят в текст вводные слова и предложения. К таким диктантам относится и запись текста от определенного лица (например, если текст передается от первого лица, следует записать его от третьего; или наоборот – текст от третьего лица записать от первого). Этот вид работы также является важной частью подготовки к сжатому изложению.
Творческие диктанты могут быть и такими: с определенными словами, записанными на доске или карточке, составить связный текст или предложения на определенную тему.
Время для проведения творческого диктанта – от 5 до 30 минут.
Диктант с грамматическим заданием. Помимо текста диктанта, учащимся дается определенное грамматическое задание: например, подчеркнуть грамматические основы во всех предложениях, обозначить род или число существительных (либо всех, либо определенного абзаца), обозначить все суффиксы прилагательных, выделить личные окончания глаголов и т.п.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ФГОС / Под ред. Н. В. Гончарова, Г. С. Абрамян. - 7-е изд., перераб.. – Москва : Просвещение, 2018. – 64 с.
2. Асеева Д.В. Методический потенциал дикторского текста в обучении русскому языку / Д. В. Асеева, Г. М. Кулаева // Русский язык в школе. - 2018. - №1. – С. 9-13.
3. Баринова Е. А. Методика русского языка / Е. А. Баринова и др. - Москва, 2017. – 254 с.
4. Бисемалиева Б.Б. Диктант как приём обучения орфографии и его виды / Б. Б. Бисемалиева. – Москва, 2018. – 165 с.
5. Вакулина Н. Е. Диктант как приём обучения орфографии, пунктуации, развития речи учащихся: учеб.-метод. / Н. Е. Вакулина. - Пособие - 3-е изд., перераб. И доп. - Москва: ФЛИНТА, 2018. – 312 с.
6. Грудева Е.В. Тотальный диктант 2015: анализ текста / Е. В. Грудева, А. Л. Покровская // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологи: Сборник статей по материалам LI международной научнопрактической конференции (17 августа 2015 года). - №8 (51). Новосибирск, 2015. - С. 32–43.
7. Ляудис В.Я. Психологические основы формирования письменной речи / В.Я. Ляудис, И.П. Негурэ. - Москва: Международная педагогическая академия, 2018. – С. 156 -246.
8. Матекина, Эмма Иосифовна. Новый сборник диктантов по русскому языку для 1-4 классов / Э. И. Матекина. - Изд. 6-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. - 111 с.
9. Методика преподавания русского языка в школе / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова. -- Москва : Академия, 2019. – 254 с.
10. Острикова Т.А. Методика изучения орфографии, пунктуации и иных разделов русского языка: история, практика диктанта: учеб. Пособие / Т. А. Острикова. – Абакан, 2016. – С. 18-25.
11. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе / М. Р. Разумовская. – Москва : Дрофа, - 2005. - 183 с.
12. Узорова О. В. Диктанты и изложения по русскому языку / О. В. Узорова. - Москва: Астрель, 2016. – 226 с.
13. Ульченко, З. Ф. Современные диктанты на уроках русского языка / З. Ф. Ульченко. - Москва : Просвещение, 2015. – 321 с.
14. Хрестоматия тотального диктанта от Быкова до Яхиной / редактор-составитель С. Друговейко- Должанская ; [вступительная статья: Елена Арутюнова, Владимир Пахомов ; послесловие: Елена Васильева]. - Москва : Эксмо, 2019. – 285 с.
15. Флягина, Марина Валерьевна. Новый сборник диктантов по русскому языку для 5-7 классов / М. В. Флягина. - Изд. 5-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2016. – 105 с.