Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в условиях развития современного общества повышаются требования к качеству обучения школьников, уровню знаний и умений учащихся.
Введение федеральных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС), несомненно, приведет к изменению всех составляющих школьного химического образования. Выделение предметных, метапредметных и личностных результатов в новых стандартах, по мнению их разработчиков, приведет к повышению качества образования в средней школе. Школьный учебник был и остается на сегодняшний день важнейшим методическим средством обучения, в котором содержание учебного курса представлено в полном виде.
Ценностные ориентиры содержания курса химии в средней (полной) школе не зависят от уровня изучения и определяются спецификой химии как науки. Понятие «ценность» включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), поэтому в качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты, изучаемые в курсе химии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы формирования научного мировоззрения учащихся были предметом исследования многих ученых педагогов в педагогической науке и в теории и методике образования. Наиболее полно эти вопросы раскрыты в работах российских учёных Т.В. Смирновой, Р. В. Гарковенко, В. И. Кузнецовым, Ю. А. Ждановым, А. А. Кудрявцевым, др. Ими доказано, что систематизация материала курса химии на основе фундаментальных химических теорий и идеи научной картины мира является одним из главных условий ее решения.
Объект исследования - процесс обучения химии в средней школе.
Предмет исследования - ознакомление учащихся с основными методами и техническими приемами химии.
Цель курсовой работы – рассмотреть изучение азотосодержащих соединений в школьном курсе химии.
Задачи:
- определить содержание курса химии в школьных учебниках;
-проанализировать содержание раздела курса школьной химии «Азотсодержащие органические вещества»;
- рассмотреть строение и свойства аминов;
- рассмотреть строение и свойства аминокислот.
Методы исследования: изучение работ отечественных педагогов по проблеме изучение азотосодержащих соединений; анализ, сравнение, синтез; обобщение как общетеоретический метод исследования.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Научные основы преподавания химии
1.1. Содержание курса химии в школьных учебниках
Содержание учебников и заданий ЕГЭ должно соответствовать Федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования по химии . Кроме обязательного минимума содержания основных образовательных программ общего образования, в этом документе перечислены требования к уровню подготовки выпускников.
В каждом варианте контрольно-измерительных материалов ЕГЭ примерно четверть заданий посвящены органической химии (10 заданий: 6 заданий базового уровня, 3 задания повышенного уровня и 1 задание высокого уровня). Из них 9 заданий содержатся в первой части контрольно-измерительных материалов ЕГЭ (задания с кратким ответом), а одно – во второй (задания с развёрнутым ответом). Проверяемые элементы содержания раздела «Азотсодержащие органические вещества» могут встретиться во всех перечисленных заданиях.
В заданиях ЕГЭ данная тема раскрыта на уровне следующих понятий: отнесение к классам органических соединений (амины и аминокислоты) на основе функциональных групп, физические и химические свойства аминов и аминокислот, анилина, получение аминов и аминокислот. Также учащиеся должны владеть как тривиальной, так и номенклатурой ИЮПАК органических соединений, в частности аминов и аминокислот, и уметь записывать структурные формулы некоторых азотсодержащих органических соединений .
Построение курса органической химии в большинстве случаев ориентировано на систему понятий о веществе .
В школьном курсе химии согласно обязательному минимуму содержания на базовом уровне изучаются только амины, аминокислоты, белки, а на профильном уровне – амины, анилин, аминокислоты, пептиды, белки, структура белков, а также пиррол, пиридин, пиримидиновые и пуриновые основания, входящие в состав нуклеиновых кислот, представление о структуре нуклеиновых кислот.
При сравнении содержания современных школьных учебников за основу взят учебник Л.А. Цветкова , который не входит в министерский перечень, но на протяжении многих лет являлся стабильным учебником, по которому с 60-x годов XX века отечественные школьники изучали химию. В этом учебнике, как ни в каком другом, выкристаллизован методический подход к изучению химии.
Изучение темы «Азотсодержащие органические соединения» ведется по каноническому плану, заложенному с самого начала и пронизывающему весь курс органической химии:
1) Гомологический ряд, номенклатура, изомерия;
2) Строение;
3) Физические свойства;
4) Методы получения;
5) Химические свойства;
6) Применение.
Глава 10 учебника посвящена аминам, аминокислотам и азотсодержащим гетероциклическим соединениям. В параграфе 40 «Амины» рассмотрены строение и свойства аминов; приведены примеры: метиламин, диметиламин, триметиламин, фениламин (анилин), дифениламин. Дано определение аминов как производных аммиака, выделена аминогруппа, как функциональная группа.
Описаны физические свойства аминов, приведены уравнения горения аминов, подчеркнуты основные свойства аминов. Очень подробно рассмотрено электронное строение аммиака и аминов, рассмотрены в сравнении химические свойства аммиака и аминов. Анилин описан также очень подробно: структурная формула, физические свойства, сравнение основных свойств с аммиаком и другими аминами, взаимодействие с кислотами и бромной водой, получение анилина (реакция Зинина) и применение в промышленности.
Параграф 41 посвящен аминокислотам. Приведены модели молекул аминокислот, формулы аминоуксусной, аминомасляной, аминовалериановой, аминокапроновой, кислот. Описана изомерия и распространение в природе аминокислот. Описание химических свойств аминокислот выводится из рассуждений об их строении – аминокислоты рассмотрены как органические амфотерные основания: они реагируют с основаниями, с кислотами и со спиртами, а также друг с другом с образованием пептидной связи.
Достаточно подробно описано применение и получение аминокислот (здесь прослеживается генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений).
В параграфе 42 рассмотрены азотсодержащие гетероциклические соединения: пиридин и пиррол. Описаны их физические свойства, электронное строение, химические свойства: нитрование, гидрирование, основные свойства, взаимодействие с кислотами, применение в промышленности.
Также в этом учебнике азотсодержащие органические соединения встречаются в главе 12 «Синтетические высокомолекулярные вещества и полимерные материалы на их основе». В этой главе подробно рассмотрена
Фрагмент для ознакомления
3
1. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (с изменениями и дополнениями) // КонсультантПлюс. 7 июня 2017 г.
2. Агафонова И. П. Методика проблемно-интегративного обучения химии студентов фармацевтического колледжа // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 1. – С. 103–108.
3. Аршанский Е. Я., Романовец Г. С., Мякинник Т. Н. Настольная книга учителя химии: Учебно-методическое пособие для учителей общеобразоват. учреждений с бел. и рус. яз. обучения / под ред. Е. Я. Аршанского. – Минск: Сэр-Вит, 2010. – С. 90.
4. Габриелян О.С. Химия 10 класс (базовый уровень). – М.: Дрофа, 2014. – с 36.
5. Евстафьева Е.И., Титова И.М. Профессиональное образование: развитие мотивации учения / Химия в школе, №7, 2015. – с. 20 – 25.
6. Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Дроздов А.А., Лунин В.В. Химия. 10 класс (базовый уровень). – М.: Дрофа, 2014. – с 44.
7. Журин А. А. Парадоксы обучения химии в современной школе // Химия в школе. – 2016. - № 9. – С. 2-5.
8. Заграничная Н. А. О проблемах формирования общеучебных умений // Химия в школе. - 2014 . - № 3. - С. 11-15.
9. Каверина А.А., Молчанова Г.Н., Свириденкова Н.В., Стаханова С.В. Химия. Решение заданий повышенного и высокого уровня сложности. Как получить максимальный балл на ЕГЭ. Учебное пособие. – М.: Интеллект- Центр, 2015. – с 108.
10. Кузнецова Н.Е., Гара Н.Н. Химия. 10 класс (базовый уровень). – М.: Вентана-Граф, 2013. – с 63.
11. Лисичкин Г. В., Леенсон И. А. Школьное естественно-научное образование: история, итоги, перспективы // Химия в школе. – 2015. − № 6. – С. 5.
12. Маркушев В.А., Безрукова В.С., Кузьмина Г.А. Научно-педагогические основы развития методики профессионального обучения. Третьи педагогические чтения. – Санкт-Петербург, УМЦ Комитета по образованию. – 2015. – 298 с.
13. Минченков Е.Е. Практическая дидактика в преподавании естественнонаучных дисциплин. – М.: Лань, 2016. – с 44.
14. Миренкова Е. В., Пак М. С. Продуцирование знаний в процессе собственной познавательной деятельности // Химия в школе. - 2015. - № 10. С. 7-13.
15. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия. 10 класс (углубленный уровень). – М.: Русское слово, 2013. – с 61.
16. Оржековский П. А. О методологических позициях современного учителя // Химия в школе. – 2015. - № 6. – С. 2-4.
17. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 10 класс (базовый уровень). – М.: Просвещение, 2014. – с 52.
18. Хомченко Г.П. Пособие по химии: Для поступающих в вузы [4 изд., испр. и доп.]. – М.: Новая волна, 2015. – с 39.
19. Цветков Л.А. Органическая химия: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений. – М: ВЛАДОС, 2009. – с 97.
20. Чернобельская Г.М. Теория и методика обучения химии: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050101.65(032300) – Химия. – М: Дрофа, 2013. – с 65.