Фрагмент для ознакомления
2
Рассмотрим основные виды конфликтов.
Конфликты могут быть конструктивными и деструктивными.
Деструктивный конфликт характерен тем, что работники «застревают» на обсуждении личных недостатков друг друга и не захватывают в поле своего взаимодействия те проблемы, которые и вызвали данное напряжение. Деструктивный конфликт, безусловно, вреден, ведь он не способствует успешному поиску способов решения проблемы и в то же время разрушает отношения между работниками - от неприятия друг друга до разрыва.
Конструктивный конфликт, напротив, является нужным и полезным.
Во-первых, в процессе обсуждения проясняются позиции работников, поскольку при отстаивании своего мнения они подыскивают основания и аргументы. При таком выявлении позиций часто происходит и так, что сами люди начинают более ясно осознавать свои собственные интересы в ходе объяснения их своим партнерам.
Во-вторых, при конструктивном конфликте, который, как правило, протекает в напряженной ситуации, но без крика и взаимных упреков, за короткое время организуется интенсивный поиск эффективного решения проблемы. Более того, при конструктивном конфликте основное внимание участников направлено именно на поиск решения сложных вопросов, а не на взаимное подавление друг друга .
В организации причины конфликтов могут быть следующими: ограниченность человеческих и финансовых ресурсов, взаимозависимость исполнителей в процессе выполнения производственных заданий, различные представления о целях и ценностях, различия в уровне интеллектуального развития и образованности, а также неумение людей общаться друг с другом.
Внутиличностный конфликт чаще всего проявляется как ролевой конфликт, когда одному человеку предъявляются противоречивые требования относительно ожидаемого результата его работы. Например, заведующий цехом может потребовать, чтобы подчиненный все время находился в цеху и выполнял работу по ремонту оборудования. При этом заведующий может высказать недовольство, что подчиненный тратит все свое рабочее время на ремонт оборудования и тратит мало времени на осмотр новых поступающих в ремонтный цех изделий. В этой ситуации, как правило, подчиненный воспринимает указания своего руководителя как противоречивые и несовместимые.
Внутриличностный конфликт часто возникает и в тех случаях, когда руководитель не имеет внутренней мотивации к осуществлению управления и контроля за деятельностью подчиненных, а также рассматривает свою должность через призму представления, что «бремя власти» является для него непосильно тяжелым. Острый внутриличностный конфликт возникает и тогда, когда в группе работников складывается ситуация, требующая от руководителя авторитарных, директивных способов воздействия, но по своим коммуникативным установкам руководитель испытывает внутреннее сопротивление силовым способам управления и теряет контроль над возникшей ситуацией.
Многие внутриличностные конфликты возникают также из-за рассогласованности производственных требований с личными потребностями и ценностями работников, функциональными перегрузками или, наоборот, недогрузками рабочего времени, когда сотрудники имеют неоправданно много свободного времени. Для работающих женщин актуален внутриличностный конфликт, сопряженный с невозможностью согласовать производственные и карьерные цели с целями семейной жизни и воспитания детей.
Межличностный конфликт часто проявляется в борьбе руководителей за человеческие и финансовые ресурсы, возможность разрабатывать и реализовывать выгодные для них проекты, рабочее время, возможность использовать оборудование, производственные мощности и контрольно- измерительную аппаратуру.
Межличностные конфликты ярко проявляются в столкновении различных индивидуально-темпераментных свойств работников. Например, психологические несовместимыми могут быть два сотрудника, имеющие выраженные холерические типы темпераментов: активные, стремящиеся к лидерству, не терпящие возражений, имеющие высокую скорость принятия решений, вспыльчивые, конфликтные, имеющие слабый самоконтроль.
Межличностные конфликты проявляются также в процессе конкурентной борьбы за реальную власть - освободившееся «кресло» или «портфель». Так, большинство деловых интриг, стратегического движения и тактических приемов, давления на партнера и манипулирования им, наступлений и защит, демонстрируемых и скрытых целей связаны прежде всего с борьбой за положение, позволяющее более эффективно управлять ситуацией, человеческими и финансовыми ресурсами, что позволяет честолюбивому человеку почувствовать удовлетворение от процесса самоутверждения в профессиональной сфере и системе власти.
Конфликт между личностью и группой возникает в тех случаях, когда конкретный сотрудник отказывается выполнять групповые требования или принимать групповые ценности. Например, кто-то стремится к солидному заработку, перевыполняя нормы и осуществляя сверхурочную работу. Группа может проявлять отчетливое негативное отношение к «чрезмерному усердию» такого работника по причине того, что своей активностью он способствует повышению «планки» и может вызвать серьезное усиление требований со стороны руководства. В этом случае коллектив, как правило, старается «держать среднюю планку», с тем чтобы обеспечить более комфортные условия своей работы.
Возникновение конфликта между личностью и работающей командой возможно и тогда, когда сотрудник занимает позицию, принципиально отличающуюся от общей позиции группы. Конфликт возникает также на почве существующего противоречия в должностных обязанностях менеджера: между необходимостью обеспечивать соответствующую производительность труда и соблюдать правила и процедуры техники безопасности. Если руководитель излишне склонен к применению только административных, авторитарных и силовых способов воздействия на подчиненных, он может стать непопулярным в коллективе, и со временем в группе возникает противодействующий лидер. В результате группа может снизить производительность труда вплоть до полного отказа от работы.
Межгрупповой конфликт часто возникает из-за различия в целях. Например, отдел продаж и сбыта часто ориентирован на покупателя, в то время как производственные отделы больше интересуются соотношением затрат, эффективностью и экономией. Межгрупповой конфликт может возникнуть также по причинам противостояния руководителя и неформального лидера в коллективе, когда работающая группа «раскалывается» на две подгруппы — сторонников официального руководства и единомышленников лидера. «Раскол» трудового коллектива возможен и тогда, когда конфликтуют два лидера, а руководитель реализует слишком мягкий стиль управления, теряет реальную власть и не контролирует ситуацию .
Кроме того, можно выделить конфликты:
1. Горизонтальные, вертикальные и смешанные. Горизонтальные конфликты возникают между равными по статусу коллегами. Вертикальные конфликты, например, происходят между подчиненными и начальниками.
2. Деловые и личные. Деловые затрагивают только рабочие вопросы. Личные затрагивают личности людей и их жизни.
3. Симметричные и ассиметричные. При симметричных конфликтах стороны в равной степени теряют и обретают. При асимметричных конфликтах одна из сторон проигрывает, теряет больше, чем другая.
4. Скрытые и открытые. Скрытые конфликты возникают между двумя людьми, которые долгое время могут не выражать своей неприязни. Открытые конфликты часто проявляются и даже управляются руководством.
5. Насильственные и ненасильственные.
6. Внутренние и внешние.
7. Преднамеренные и спонтанные.
8. Долгосрочные и краткосрочные.
9. Повторяющиеся и разовые
10. Субъективные и объективные, ложные .
На мой взгляд, конфликт во множестве случаев является полезным для организации, поскольку помогает решить проблему, он связан с разногласиями, которые затрагивают важнейшие стороны деятельности организации и ее сотрудников, разрешение которых поможет вывести организацию на новый уровень развития. Во множестве ситуаций конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, способствует выявлению большего количества проблем или альтернатив. Это может также привести к более эффективному выполнению стратегий, планов и проектов, так как обсуждение разных точек зрения на данные документы проходит до фактического их исполнения. Но я считаю, что продуктивным конфликт в организации может быть только в том случае, если он будет переведен в деловую дискуссию, без перевода делового конфликта в межличностный. Иными словами, важно управлять конфликтом и вовремя его разрешить, не допустив того, чтобы конфликтеры переходили на личности друг друга в своем конфликте.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Баумгартен Л. В. Стандартизация и контроль качества гостиничных услуг. М.: Академия, 2013. С. 288.
2. Гаврилова А.Е. Методика разработки внутрифирменных стандартов качества обслуживания предприятий гостеприимства Изд-во: Национальная Академия туризма. Вестник №3. С-Петербург 2011. С.27-30.
3. Деревянкина, А. Н. Пути преодоления негативных последствий конфликтов // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 295-297.
4. Дунин, В. В. Конфликтология в современной России // Молодой ученый. — 2019. — № 3 (241). — С. 325-328.
5. Ефимова И.Ю. Методология стандартов гостиничного обслуживания «Экономика. Право. Менеджмент: сборник трудов молодых исследователей БГУ» — сериальное электронное издание Издательство Байкальского государственного университета 2014. ВЫПУСК 1 (1)
6. Ефремова М.В., Чкалова О.В., Ефремов А.С. Корпоративные стандарты как инструмент управления качеством обслуживания в сфере гостеприимства // Экономический анализ: теория и практика. — 2018. — Т. 17, № 11. — С. 2131 — 2146.
7. Казначеева, С.Н. К вопросу об управлении конфликтами в организации // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2019.
8. Куспиц, В. А. Исследование теоретических основ трудового и организационного конфликта // Молодой ученый. — 2018. — № 23 (209). — С. 377-379.
9. Маврина Н.Ф., Марковская О.В. Подходы к пониманию клиентоориентированности как фактору конкурентоспособности отелей и других средств размещения // Вестник Российского Нового Университета № 2, 2018. С. 109-115.
10. Намазова, С. Н. Конфликт как фактор организационной стабильности // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 318-321.
11. Подшивалова, Д.В. Методы решения конфликтов // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2019.
12. Пушкарева, В. А. Управление конфликтными ситуациями в организации // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 273-276.
13. Русакова, Д. А. Технологии и методы управления конфликтами / // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 200-205.
14. Рыбакова, Н. Н. Способы разрешения конфликтов в организации в современных условиях // Молодой ученый. — 2017. — № 45 (179). — С. 201-204.
15. Сергеева, Т.А. Управление конфликтами в современном обществе // Бюллетень науки и практики. – 2018.