Фрагмент для ознакомления
2
Агрессия – это весьма сложная и разрушающая эмоция, несущая вред не только человеку, проявляющему ее, но и, конечно же, тем, на кого она направлена. В психологии различают несколько видов агрессии, и почти каждый из нас так или иначе с ней сталкивался.
Термин «агрессия» произошел от латинского слова «нападение». Данное явление характеризуется жестоким и эмоциональным отношением к оппоненту. Агрессивный человек готов нанести психологический или физический урон, не задумываясь о последствиях .
Также агрессией называют модель поведения (словесного или физического), направленного на причинение вреда собеседнику. Обычно агрессивность проявляется как реакция на ситуацию, созданную кем-то иным. Человек злится на факт возникновения неких препятствий на пути к его цели. Он не углубляется в то, была ли эта ситуация спровоцирована намеренно или это произошло случайно.
Определение агрессии всегда подразумевает наличие стрессового фактора и эмоциональную реакцию, которая исходно была ориентирована на потребность в безопасности. Контролирование агрессивных реакций происходит иерархически, запуская определенные процессы по цепочке .
Различают прямую и косвенную агрессивность, а также враждебную, деструктивную, вербальную и прочие. Нередко можно услышать, что агрессия – это форма реагирования на негативные жизненные ситуации, вызывающие подавленное состояние и стресс. Это так, но этими ситуациями дело не ограничивается – агрессия может быть и осознанным выбором поведения человека.
Психологи различают несколько видов агрессии :
1. Прямая или косвенная. Прямая агрессия направляется непосредственно на человека, а косвенная – является реакцией в виде действия, направленного на кого-то (недобрые шутки, несправедливые сплетни) или в виде бесконтрольных действий (взрывы ярости, швыряние вещей, битье кулаками по стене или столу и т.д.).
2. Физическая и вербальная. При физической агрессии используется физическая сила против другой личности или объекта. При вербальной агрессии отрицательные эмоции проявляются в виде крика, ругани, визга и т.д.
3. Провоцирующая и защитная. При защитной агрессии человек пытается дать отпор оппоненту и его агрессивным действиям. При провоцирующей происходит первая «атака» в разговоре.
4. Внешняя и аутоагрессия. Вектор внешней агрессии направлен на окружающих. Внутренняя – на собственную личность. Второй случай выражается самобичеванием, а в критических случаях – даже самоубийством.
5. Враждебная и инструментальная. В основе враждебной агрессивности находится гнев, и ее итоговая цель – причинения вреда. Если нанесение вреда не самоцель, а только средство обретения иной цели – речь идет об инструментальной агрессии.
6. Здоровая (обоснованная) и необоснованная (деструктивная). Границы агрессии определить сложно, и каждый имеет о ней свое представление. Кто-то агрессией называет то, что иные назовут энергичностью. Если для такого поведения имеются веские основания (пример: защита слабого) и оно вызывает симпатию, то такую агрессию называют здоровой.
Агрессивностью называют переживание определенных эмоций, которые запускают агрессивное поведение. Эмоции этого спектра имеют несколько форм :
1. Возмущение. Обычно является ответом не несправедливое или абсурдное поведение окружающих, на нелепость ситуации и т.д. (нарушение закона, пренебрежение нормами приличий, несоблюдение договоренностей и прочее).
2. Раздражение. Проявляется, когда мы не можем обосновать или оправдать чье-то поведение. Мы не знаем, как точнее сформулировать наше недовольство ситуацией. Порой мы даже не можем определить, на кого конкретно направлено переживание – оно безадресное и диффузное.
3. Гнев. Ярчайшая эмоция агрессии, сопровождающая ее поведенческие проявления. Характеризуется недовольством, яростью, злостью. Зачастую является ответом на действия второй стороны.
Агрессивное поведение имеет предпосылки и причины. К распространенным причинам, провоцирующим агрессию у взрослых, исследователи относят :
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Борисенко, А.М., Хвостова, И.И., Баринова, Е.Н. Современные практики диагностики и коррекции агрессивного поведения работников организации: проблемы и перспективы / А.М. Борисенко, И.И. Хвостова, Е.Н. Баринова // Современные профессиональные коммуникации. – 2021. – № 8. – С. 33–49.
2. Гаврикова, И.М., Семашко, Т.А., Панкратов, В.В. Психологический и генетический компоненты развития агрессивности мужчин и женщин в современном российском обществе / И.М. Гаврикова, Т.А. Семашко, В.В. Панкратов // Сборник статей Тюменского государственного университета. Вып. 1. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2021. – С. 70–84.
3. Гордиенко, О.А., Мансурова, О.В., Филиппова, Е.Д. Современные технологии профилактики и коррекции агрессивного поведения / О.А. Гордиенко, О.В. Мансурова, Е.Д. Филиппова // Сборник статей Томского государственного университета. Вып. 4. – Томск: Издательство Томского государственного университета, 2020. – С. 99–116.
4. Данилович, А.В., Курскиева, Т.А., Плотникова, Ю.В. Воспитание личности как социально-педагогическая проблема в условиях социально-экономического развития современного российского общества / А.В. Данилович, Т.А. Курскиева, Ю.В. Плотникова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного образования: российский и зарубежный опыт». – Волгоград: Волжский государственный университет, 2021. – С. 62–76.
5. Карташова, Я.С. Инновации в сфере психологии личности / Я.С. Карташова. – Екатеринбург: Перспектива, 2021. – 188 с.
6. Мичурина, Г.В., Александрова, М.А., Швабрина, Т.К. Коррекция агрессии как инновационная технология: теоретические, практические и методологические аспекты исследования проблемы / Г.В. Мичурина, М.А. Александрова, Т.К. Швабрина // Вестник Кубанского федерального университета. – 2021. – № 5. – С. 97–119.
7. Пашинина, О.В., Храмова, Е.К., Глинская, П.А. Методологические основы формирования инновационных форм современного процесса развития личности: компоненты личностного роста / О.В. Пашинина, Е.К. Храмова, П.А. Глинская // Вестник Томского государственного университета. – 2021. – № 6. – С. 99–124.
8. Поплавский, Ю.В., Харитонов, В.С., Моруженко, С.И. Личностный рост как основа для формирования и реализации индивидуальных личностных маршрутов: методологический аспект / Ю.В. Поплавский, В.С. Харитонов, С.И. Моруженко // Современные технологии развития личности. Новое время. Сборник статей. – Владивосток: Знание, 2020. – С. 52–68.
9. Сименкова, А.Я., Баюнц Ж.В., Славина, Ю.С. Принципы и модели реализации личностного развития / А.Я. Сименкова, Ж.В. Баюнц, Ю.С. Славина // Сборник статей Вологодского государственного университета. Вып. 4. Современное профессиональное образование. – Вологда: Издательство Вологодского государственного университета, 2020. – С. 105–119.
10. Фигурнова, А.С. Принципы изучения агрессивности личности: основные методы и инструменты исследования / А.С. Фигурнова // Психодиагностические технологии. –2021. – № 3. – С. 45–58.
11. Чистякова, Е.Е., Харитонова, Т.А., Залесская, П.А. Индивидуальные личностные маршруты как форма организации социального развития личности / Е.Е. Чистякова, Т.А. Харитонова, П.А. Залесская // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы организации процесса личностного развития на современном этапе социально-экономического развития российского общества». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2021. – С. 40–52.
12. Чуркина, О.В., Самсонова, И.И., Шиловская, Д.А. Агрессивное поведение человека как предмет научного исследования / О.В. Чуркина, И.И. Самсонова, Д.А. Шиловская // Сборник статей Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. Вып. 6. – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2019. – С. 100–109.
13. Шаврова, И.Т., Большакова, С.М. Принципы индивидуального построения личности в современном мире / И.Т. Шаврова, С.М. Большакова // Вопросы личностного развития. – 2021. – № 7. – С. 25–38.
14. Щербинская, Е.А., Мануйлова, Ю.В., Христенко, М.А. Принципы изучения гендерных различий агрессивного поведения в современном мире / Е.А. Щербинская, Ю.В. Мануйлова, М.А. Христенко // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы и вопросы организации личностного развития в Российской Федерации». – Барнаул: Барнаульский государственный университет, 2021. – С. 36–48.