Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Изучение языковой личности, тесная связь языка с человеком, его сознанием и духовно-практической деятельностью в пределах современной антропоцентрической лингвистической парадигмы позволяет анализировать роль грамматических явлений в организации целостного текста, содержание и форму грамматических (морфологических и синтаксических) категорий с учетом знаний говорящего, его опыта, намерений, взаимосвязи между участниками общения. Одной из важных категорий в этом плане есть категория модальности, что делает выполнение основой своего коммуникативного назначения.
Современные измерения категории модальности учитывают ее нагрузки не только в синтаксично-формальной и семантической структуре предложения, но и целостном связном тексте, причем особая роль принадлежит личности говорящего (с его знаниями, оценкой знаний и выраженного отношения к тому, что сообщается) в актах коммуникации. Раскрытие ее сущности как функционально-семантической категории, различия в ней объективной модальности (как отношение содержания сообщения в действительности в измерениях реального и ирреального) и субъективной (как отношение говорящего к сообщаемому) делают комплексное исследование совокупности средств ее выражения на разных уровнях языковой системы (В. В. Виноградов, А. И. Беляева, В.З. Панфилов и др.). Рост интереса ученых к проблеме отражение в языке личностных категорий обусловливает актуальность этой работы.
В лингвистике модальные слова и словосочетания считаются одним из наиболее распространенных лексико-грамматических разрядов слов, которые привлекают особое внимание ученых со второй половины XX века. Но модальные слова по настоящее время не получили полного рассмотрения в связи с их многоплановостью, специфичностью языкового выражения и функциональными особенностями. Недостаточное научное постижение категории модальности и средств ее выражения в современном английском языке определили выбор темы для данной работы.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью всестороннего теоретического рассмотрения категории модальности, средств ее выражения, систематизации модальных слов, возникновением необходимости определения их статуса.
В основу исследования положена гипотеза о том, что категория модальности, которая в английском языке может быть выражена разноуровневыми языковыми единицами, является лингвокультурным концептом и, таким образом, имеет понятийные, ценностные и образные характеристики.
Объект - категория модальности в лингвокультурологии.
Предмет - выражение модальности в современном английском языке
Цель исследования заключается в выявлении сущности и описании и комплексном анализе модальных слов как особой части речи в современном английском языке.
Задачи:
Теоретической базой исследования послужили работы ведущих отечественных и зарубежных специалистов по философии (Гастева Ю. А., Эпштейна М.Н., Витгештейна Н.), языкознанию (Бали Ш., Парамонова Д.А., Адмони В.Г., Вежбицкой А., Барта Р., Гальперина И.Р.), литературоведения (Мещерякова В.Н., Валгина Н.С., Мариэль М.).
Глава 1. Методико-теоретические аспекты изучения выражения модальности в современном английском языке.
1.1. Модальность как логико-философская и лингвистическая категория
Термин «модальность» используется в различных областях знаний: философии, логике, языкознании, литературоведении. Слово «модальность» происходит от латинского «modus» - мера, средство.
Понятие «модальность» впервые появилось в «Метафизике» Аристотеля (он выделил три ведущих модальных понятия: необходимость, возможность и реальность) [1], уже позже это распределения перешло в классические философские системы. Различные суждения о модальности находим у Теофаста, Эвдема Родосского, средневековых схоластов. В философии Нового времени стало традиционным распределение суждений И. Канта на асерторические (суждения о действительности), проблематичные (суждение о возможности), аподиктические (суждения о необходимости), а также на суждения достоверные и вероятные [15]. М.Н. Эпштейн в своей книге «Философия возможного» обобщает подходы к изучению модальностей в различных сферах гуманитарного мышления. Он относит понятие модальностей к базовым и выстраивает свою теорию возможного, опираясь на три основные модальности бытия: действительности, возможности и необходимости. Как наиболее значимую он выделяет модальность возможного, поскольку через нее определяются две другие модальности.
В философии выделяют онтологическую модальность, что означает средство существования объекта или явления, и гносеологическую (логическую) модальность, которая означает средство понимания, суждения объект, явление или событие [13].
Модальность в логике это характеристика суждения по «силе» утверждения: суждение может быть необходимым, возможным, случайным, невозможным и т. д. [11, 46].
Поскольку текст является главным объектом изучения литературоведов, то категория модальности в этой области знаний рассматривается именно как категория, характеризующая текст в целом. Литературоведческий термин представляет собой конгломерат значений модальности как философско-этической категории и модальности как категории языкознания. Словарь литературоведческих терминов дает определение модальности восточное с ее определением в языкознании: «категория высказывания, выражающая отношение говорящего к изображаемой им действительности» [10, 18].
Специалист по английской литературе, профессор Эдинбургского университета Аластер Фаулер писал о близости понятий «жанр» и «модальность». Различие между понятиями, по его мнению, заключается в том, что жанр определяет группу схожих по определенным признакам произведений, а модальность определенную черту, присущую наиболее характерным произведениям того или иного жанра. Модальная характеристика добавляется к жанровой (например, сатирическая драма, комический роман и т.д.) [13].
Еще более подробно этот вопрос рассмотрел Женет Ж. в своей книге «Работы по поэтике» [5]. Ученый разбирает термин «модальность» в узком смысле, в этом случае имеется в виду нарративная модальность. Выделяют следующие виды модальности: повествовательную, драматическую, смешанную. Таким образом, модальность является универсальной лингвистической формой, а жанр ее тематической разновидностью (например, водевиль является тематической разновидностью комедии). Вместе с тем не существует жесткой привязанности жанра к одной определенной модальности [5, 98]. В зависимости от того, с чьей точки зрения рассматриваются события, повествование приобретает ту или иную перспективу. Дистанция и перспектива в свою очередь представляют собой два основных признака модальности, два основных средства регулирования информации. Дистанция определяет то, насколько подробно передается информация, перспектива - насколько исчерпывающе или неточно она передается.
В отечественном литературоведении категории модальности уделялось достаточно мало внимания. Следует отметить В.М. Мещерякова [9, 100]. Он относит категорию модальности к тем категориям, которые имеют семиотическую природу. Для модальности, как для прагматической категории, равнодушен характер средств реализации: эта категория может реализоваться на грамматическом, лексическом, или интонационном уровне, на участке текста, или в целом тексте. В.М. Мещеряков выделяет два вида модальности: сегментную, характеризующую процесс развертывания текста на отдельных его участках, и суперсегментную, что отражает авторскую оценку действительности. Ученый определяет суперсегментную модальность как «жанровую»: модальный фон текста определяет его принадлежность к тому или иному жанру. Исходя из тезиса, что авторы могут по-разному видеть и осмысливать причинно-следственные связи в изображаемой действительности, а значит «фабула произведения, отражает отношение автора к тому, о чем он пишет», В.М. Мещеряков выделяет когнитивную модальность. Когнитивная модальность - модальность, которая проявляется в результате анализа средств художественного изображения, скрытая модальность. Автор утверждает, что парадигма модальных контекстов ограничена и зависит от морали, ценностей, приоритетов общества в каждый конкретный период его развития.
Н.С. Валгина в книге «Теория текста» называет модальность «важнейшим элементом текстостроения и текстовосприятия», который склеивает все единицы текста в единое смысловое и структурное целое [4]. Исследовательница также обращает внимание на разветвление субъективной
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Аристотель. Метафизика / Аристотель; пер. с др. греч. В.П. Карпов. - М.: Наука, 1975. - 164 с.
2. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка / Балли Ш.; пер. с фр. Вентцель Т. В. - М.: Свет, 2001. - 129 с.
3. Бархударов Л.С., Штелинг Д.А. Грамматика английского языка / Бархударов Л.С., Штелинг Д.А. - М.: Политиздат, 1973. - 294 с.
4. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров / Н.Н. Бахтин. ; [Собр. соч.] - М.: Русские словари, 1996. - Т 5: Работы 1940-1960 гг - С. 159-206.
5. Бацевич Ф.С. Основы коммуникативной лингвистики: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 344 с.
6. Бекузаров Ю.Ю. Осмысление детектива как жанрового канона в литературоведении XX века // Текст и гуманитарный дискурс: вчера и сегодня. Материалы 4-го выпуска сборника трудов кафедры зарубежной литературы КБГУ. - Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых, 2008. - С. 150-156.
7. Бондаренко В.н. Виды модальных значений и их выражение в языке / В.Н. Бондаренко // Филол. науки, 1979. - № 2. - С. 54-61.
8. Валгина Н.С. Теория текста / Валгина Н.С. - М.: Новая волна, 2003. - 202 с. - (Первоисточник).
9. Виноградов В.В. В категории модальности и модальных словах в русском языке / В. В. Виноградов // Труды института русского языка АН СССР. - Т 2. - Л.: Наука, 1950. - С. 53-87.
10. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / Гальперин И. Р. - М., 1981. - режим доступа к книге http: //www.philolog.ru / books / Galperin
11. Женетт Ж. Фигуры: Работы по поэтике / Жерар Жанет; Пер. с фр. - М.: Пилигрим, 1998. - 286 с.
12. Захарова В.А. Субъективная эпистемическая модальность в сложноподчиненных предложениях с придаточнымы объектным // Филологические науки в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 123-125.
13. Иванова И.П., Бурлакова В.В., Почепцов Г.Г. Теоретическая грамматика современного английского языка / Иванова И.П., Бурлакова В.В., Почепцов Г.Г. - М.: Высш. школа, 1981. - 265 с.
14. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие / Л.Г. Ионин. - М.: Логос, 2010. - 412 с.
15. Критика чистого разума / Кант И.- М.: Наука, 1999. - режим доступа к книге http: // www. gumer. info / bogoslov _ Buks / Philos / kant _ chr / index. php
16. Лингвистический энциклопедический словарь / [сост. Ярцева В.П.] - М.: Наука, 1990. - 786. [62] с.
17. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Сост. А.Н. Николюкин. - М.: Интел, 2003. - 812 с.
18. Мещеряков В.Н. Модальность текста / В.Н. Мещеряков // Филологические науки, № 4. - 2001. - С. 99 - 105.
19. Модальность суждений: сущность и виды // http : // logikah. ru / podborka _ shpor _ po _ logike _3- modalnost _ sujdenii _ suschnost _ i _ vidy. html
20. Мулярчик Л. А. Авторская сказка: философско-антропологические смыслы: авто- реф. дис. на Соискание учен. степени канд. филос. наук: спец. 09.00.04 / Л. А. Мулярчик. - Ставрополь, 2006. - 22 с.
21. Оленчук А.Г. Языковые средства репрезентациы проблематической модальности: Автореф. дис... канд. филол. наук: 10.02.19 / Удмуртский гос. ун-т. - Ижевск, 2012. - 24 с.
22. Панфилов В.З. Роль модальности в конституированиы предложения и суждения. // Вопросы языкознания. - 1977.-№4.-С.37-48.
23. Парамонов Д.А. О грамматическом выражении модальности в современном русском языке / Д.А. Парамонов // Вестник Омск университета, № 21 - 1998. - С. 47-53.
24. Петров А.В. Безлично-модальные предложения в современном русском языке: Автореф. дис. на Соискание учен. степени канд. филол. наук: спец. 10.02.20 / А.В. Петров. - М., 1999. - 22 с.
25. Словарь литературной критики / [сост. Дружинин Н.Н.] - М.: Новая волна, 1993. - 279 [137] с.
26. Теория функциональной грамматики. Темпоральность. модальность; отв. ред. А. В. Бондарко. - Л.: Наука, 1990. - 263 с.
27. Эпштейн М.Н. Философия возможного / Эпштейн М.Н. - СПб.: Луч, 2001. - 372 с. - (Первоисточник).
28. Conan Doyle A. The Hound of the Baskervilles // http://www.gutenberg.org/files/2852/2852-h/2852-h.htm
29. Meyer S. Breaking Dawn (The Twilight Saga) / S. Meyer. – NY : Little, Brown and Company, 2012. – 768 p.
30. Meyer S. Eclipse (The Twilight Saga) / S. Meyer. – NY : Little, Brown and Company, 2010. – 640 p.
31. Meyer S. New Moon (The Twilight Saga) / S. Meyer. – NY : Little, Brown and Company, 2009. – 576 p.
32. Meyer S. Twilight / S. Meyer. – NY : Little, Brown and Company, 2005. – 544 p.