Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Традиционная модель образования, которая концентрируется на формировании у учащихся определенной системы знаний, умений и навыков, все больше показывает свою непродуктивность в условиях современного общества. Сегодня в систему общего среднего образования внедряется новая парадигма, которая постулирует единство культуры и образования, акцентирует внимание на развитие учащихся, на усиление когнитивной функции знания, на формирование личности, способной к творческой деятельности. Перед системой современного образования поставлена задача огромного значения – формирование интеллектуальной нации и вхождение в сообщество самых развитых государств. Устойчивое развитие и конкурентоспособность базируются на опережающем развитии человеческих ресурсов, поэтому образование в нашей стране определено стратегическим приоритетом. Инновационный процесс представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых педагогическое открытие или идея превращаются в социальное, в том числе, образовательное нововведение. Современные тенденции в РФ и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники много лет назад, так как ресурсы современного детского организма необычайно высоки. Поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Образование направлено на развивающий характер, воспитанию обеспечивается гуманно-личностный подход. Всем известно, что образование является одним из ключевых индикаторов развития во всех странах мира. Взяв на вооружение эту аксиому, РФ выстраивает свою стратегию интеллектуального развития – выверенную, долгосрочную.
Актуальность исследования. Сегодня интерактивные уроки стали нормой, создана полноценная система электронного обучения. Особое внимание уделяется развитию современных технологий обучения. Одной из таких технологий является БиС (биоинформатика и синергетика), автором которой является кандидат педагогических наук Ф.Я.Вассерман. В основе этой уникальной образовательной технологии управления качеством образования на уроках происходит смена целевой установки «дать образование» на установку «образование как самореализация». Основным вкладом технологии «БиС» в развитие образования РФ является разработка объективных критериев показателей и параметров качества обучения, а также создание эффективных педагогических условий для формирования операциональной системы управления качеством обучения с учётом основных закономерностей теории самоорганизации. Учёный-практик Вассерман Ф.Я. в результате проведённых исследований, а также экспериментально-практической работы установил нормативный показатель качества обучения – не ниже 63%. БиС-технология Ф.Я.Вассермана основывается на технологических картах, которые помогают педагогам-практикам достичь более высокого КПД усвоения материала на уроке, развивать память, внимание, скорость мышления.
Теоретико-методологическую основу данной работы составили труды отечественных и зарубежных исследователей – Ф.Я.Вайсермана, В.Д. Бройдо, Г.К.Селевко М.Кирмайера, И.Роберта и др.
Объектом исследования стала технология БиС в процессе обучения русскому языку.
Предметом исследования явились содержание и методика применения технологии БиС (на основе технологической карты) на уроках русского языка в 6-ом классе.
Целью данной работы является рассмотрение методики применения технологии БиС в образовательной деятельности на уроках русского языка с целью выяснения её соответствия желаемому результату.
Постановка данной цели вызывает необходимость решения следующих конкретных задач:
1) изучить научную литературу и систематизировать материал по теме исследования;
2) определить терминологический аппарат исследования, в который входят такие понятия как технология БиС;
3) рассмотреть методику применения данной технологии на уроках русского языка;
4) разработать конспект урока по русскому языку для 6 класса с применением данной технологии.
Научная новизна определена выбором объекта и предмета исследования. Курсовая работа представляет опыт комплексного анализа, включающего описательные и сопоставительные этапы применения технологии БиС (на основе технологических карт) на уроках русского языка.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты данной работы вносят определённый вклад в разработку теоретических проблем методики преподавания русского языка, связанных с изучением методики применения технологии БиС на уроках русского языка.
Практическая значимость заключается в возможности использовать БиС как вспомогательную технологию в преподавании русского языка.
Структура курсовой работы традиционна и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
1.1. Современные подходы в обучении русскому языку в школьном курсе русского языка
Основные направления развития современной методики преподавания русского языка на рубеже ХХ-ХХІ веков соотносятся с потребностями личности, государства и общества. Данные потребности формируются в процессе становления России как демократического и правового государства, в котором изменились приоритеты, проявляющиеся и в направлениях научных исследований, и в развитии и достижениях информационных технологий. С этим связаны и изменения образовательных целей и задач обучения учащихся. Модернизация российского образования предполагает построение новой модели российской школы, которая ориентирована на органическое единство нового содержания образования, новых форм организации учебного процесса, современных образовательных технологий и новых форм оценки качества образования .
Преподавание русского языка осуществляется в настоящее время в условиях расшатывания его норм. Снижается общая и речевая культура населения. В этих условиях преподавание учебного предмета «Русский язык» приобретает особую общественную значимость, а состояние речевой культуры общества обусловливается постановкой преподавания русского языка, в основе которого лежат представления и о самом языке, и о человеке как носителе языка.
Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризует новые подходы к определению целей обучения. В школьный обиход вошло понятие «компетенция». Компетенция в обучении русскому языку включает способность к речевому общению и усвоение совокупности знаний о русском языке, формируемых в процессе обучения. Цели обучения определяются через языковую, лингвистическую, коммуникативную и культуроведческую компетенции.
Конечная цель – воспитание языковой личности, обладающей этими компетенциями. Языковая компетенция – владение знаниями о языке как системе, его особенностях, его правилах и использование этих знаний на практике; лингвистическая компетенция - формирование взгляда на язык как национальный феномен, знания о лингвистике как науке; коммуникативная компетенция - умение понимать чужую речь, свободно пользоваться речью самому в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, правил речевого поведения; культу- роведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка и русского речевого поведения, формирование языковой картины мира, овладение национально-маркированными единицами языка, русским речевым этикетом, культурой межнационального общения.
Введение в теорию и практику обучения русскому языку понятия компетенции не дань моде. Утверждение этого понятия - закономерное следствие теоретического осмысления целей и содержания обучения русскому языку в школе, критериев овладения русским языком учащихся. Для достижения этих целей требуется корректировка объекта изучения и содержания обучения. Очевидно, в школе должен изучаться курс общенародного языка в его исторических и местных разновидностях и вестись обучение литературной речи в устной и письменной речи с выходом на такие аспекты, как культура речи, практическая стилистика. Перспективной представляется разработка новых программ и учебников, в создании которых должны принять участие три стороны: учёный-лингвист, методист и учитель, чтобы сочетать три подхода: научность, доступность и практическую направленность с опорой на интерес.
На современном этапе основное содержание школьного лингвистического образования не связывают с привычным набором знаний, умений и навыков (ЗУНов). Учебные стандарты школ России, содержание которых отражается в государственных программах, устанавливает единообразные требования к выпускнику средней школы и предлагает новую форму измерения результатов обучения - компетенцию.
Сегодня цель обучения формулируется иначе: передать от одного поколения другому социальный опыт, культурные ценности, созданные человечеством, развитие личности путём включения её в важнейшие виды деятельности. В связи с этим содержание образования в дидактике понимается как педагогически адаптированный социальный опыт человечества. Теоретической предпосылкой определения содержания предмета «Русский язык» является разграничение языка и речи, в котором реализуется деятельностный подход. В содержании предмета «Русский язык» представлены знаниевая и деятельностная составляющие. Знания о языке - это общие и системные сведения о языке, его устройстве, функционировании, о единицах разных уровней языковой системы, сведения о выдающихся представителях русистики. Знания о речи - это сведения о речевой деятельности, тексте как продукте речевой деятельности, о стилях и типах речи, речевых жанрах, речеведческие понятия. Усвоение этих знаний обязательное условие формирования познавательной и коммуникативной культуры школьника5. Таким образом, если выпускники школ овладевают только письменной речью на уровне правописания в объеме школьной грамматики, не получая представления о роли языка в жизни народа вообще и каждого отдельного человека, то они не будут испытывать ответственности за судьбу родного языка.
Выбор технологии обучения - это сложный процесс перехода учителя от традиционных методов и средств обучения на уроке к новым. При этом традиционное может рассматриваться как внутреннее, уже принятое системой и учителем, а инновационное - как внешнее, вносимое, но ещё не принятое. Таким образом, педагогические процессы перехода можно
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бройдо В.Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации СПб, Питер 2012- 464 с.
2. Вассерман Ф.Я. Каждый ребенок - это жизнь и судьба https://kpfu.ru/elabuga/projects/news-fest/fedor-vasserman-39kazhdyj-rebenok-eto-zhizn-i.html
3. Глушков В.М. Основы безбумажной информатики – М.: Наука, 1992 – 512 с.
4. Каймин В.А. Информатика и дистанционное образование – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2012 – 432 с.
5. Каймин В.А. Информатика. М.: ИНФРА-М, 2012 – 328 с.
6. Кирмайер М. Информационные технологии. СПб.: Питер, 2013 – 443 с.
7. Лорьер Ж.-Л. Системы искусственного интеллекта - М.: Мир, 1995 – 466 с.
8. Магомедгаджиева А. М. Использование мультимедийных технологий //Сборник ДНЦ РАН, Махачкала, 2013, № 3/2, с.63 - 65
9. Нейлор К. Как построить свою экспертную систему. - М.: Энерго-
АтомИздат, 1991 – 388 с.
10. Роберт И. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования.- М: Школа-Пресс, 2011 -292 с.
11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М: Народное образование, 2012 -255 с.