Фрагмент для ознакомления
2
В современных реалиях человек все чаще стремится к усовершенствованию материальной сферы своей жизни, создавая различные машины, механизмы, забывая при этом, что существуют и другие ценности не менее важные и являющиеся истинно ценными. Это относится к нравственным смыслам и ценностям, без которых невозможно полноценное развитие личности, так как взаимодействие с окружающими строится на принципах морали и нравственности, приобрести которые в свою очередь нельзя за материальные блага.
Нравственные требования к личности в настоящем мире усложняются в связи с воздействием на человека современного производства, вследствие чего, увеличиваются моральные нагрузки. Результативность человеческой деятельности зависят не только от профессиональных умений и знаний, а и от нравственного потенциала личности, ее зрелости.
Формирование и развитие нравственно зрелой личности – это значит подготовить ее морально к успешному выполнению не только трудовых, но и гражданских, политических функций. База формирования нравственных качеств закладывается с первых лет жизни человека и в течение дальнейшего взросления данный процесс усиливается.
Проблема формирования нравственной зрелости личности находится на стыке таких наук, как философия, психология, педагогика и социология.
Так категория нравственности рассматривалась еще во времена Аристотеля, Гегеля, Декарта. В трудах древних мыслителей освящены вопросы, решение которых связано с проблемой выбора личности тех ценностей, на основе которых он будет строить отношения с другими людьми [20].
Нравственности, как важнейшему фактору развития личности, посвящены работы известного философа И.Канта. Ученый отмечает, что нравственность пронизывает всю жизнедеятельность человека и оказывает влияние на его становление и зрелость, определяющую степень развития нравственных качеств личности [14].
Л.И. Божович, Л.П. Буева, И.С. Кон и другие известные исследователи обосновали в своих работах сущность нравственной зрелости личности в общественных условиях своего времени [15].
Основе формирования нравственного стереотипа поведения посвящены труды В.А. Крутецкого, Л.С. Выготского и других известных психологов.
И.С. Марьенко отмечает, что нравственная зрелость личности выступает ведущим показателем нравственного развития человека [21].
Все авторы, занимающиеся проблемой нравственной зрелости личности, едины во мнении, что данный аспект зрелости является наиболее сложным и значимым. В настоящее время уровень нравственности молодежи заметно снижен и отсутствуют значимые моральные принципы, что оказывает влияние на становление личности, самореализации ее возможностей. На основании означенного и определена тема нашего исследования «Нравственная зрелость личности».
Объект исследования: личность.
Предмет исследования: нравственная зрелость личности.
Цель исследования: определение нравственной зрелости личности.
На основании сформулированной цели определены следующие задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы зрелости личности;
- изучить показатели нравственной зрелости личности;
- раскрыть нравственные ориентиры молодежи.
Методы исследования: теоретический анализ, синтез, обобщение источников по проблеме исследования.
Методологическую основу исследования составили:
- труды А.А. Бронзова, Н.Г. Брюховой, посвященные психологии и акмеологии нравственной зрелости личности;
- работы Л.Ю. Гордина, Л.И. Новиковой, Ю.П. Сокольникова и др. об особенностях развития нравственной зрелости личности в процессе выполнения различных видов деятельности;
- подходы Т.Н. Мальковской, М.М. Ященко и др., раскрывающие специфику формирования нравственной зрелости в юношеском возрасте.
1. Теоретические основы зрелости личности
В психологии особое внимание уделяется феномену зрелости личности. Представители различных психологических направлений в своих исследованиях делают акцент в основном на составляющих компонентах данного понятия.
Так Г. Олпорт считает, что зрелость личности – это «непрерывный процесс развития личности, продолжающийся на протяжении всего жизненного пути человека» [20, с.78]. Автор считает, что становление зрелости личности происходит в ходе преодоления индивидом трудностей, сложных жизненных ситуаций.
По мнению. Г.Олпорта, зрелость личности определяется такими качествами, как:
- границы «Я», широта которых, определяет степень зрелости;
- социальные отношения с окружающими, а точнее их глубина и теплота;
- позитивное отношение к самому себе – самоуважение;
- самопонимание;
- реалистичное восприятия окружающего мира [20, с. 81].
То есть Г.Олпорт связывает зрелость личности с ее личностными качествами. Такого же мнения придерживается и А.Маслоу, но личностные качества при этом он связывает с личностными потребностями индивида. А.Маслоу считает, что чем выше человек поднимается по ступеням иерархии потребностей, тем выше уровень его зрелости, так как «на верхней ступени иерархии самоактуализация человека реализуется в полную силу, и он приобретает большую зрелость» [19, с.52].
В концепции К. Роджерса зрелость рассматривается с позиции «Я – концепции». Бессознательные механизмы, формируемые еще в раннем возрасте, выступают «конструктами и социальными паттернами поведения человека» [15, с.56]. По мнению К.Роджерса, в ходе онтогенетического развития личность накапливает определенный опыт, который становится значимым компонентом образа «Я» человека.
Работы К.Роджерса позволили С.Л. Братченко, М.Р. Мироновой сформулировать следующие внутриличностные критерии зрелости личности:
- принятие, понимание «Я»;
- свобода личности;
- гибкость;
- открытость и целостность.
Помимо внутриличностных критериев зрелости личности, авторы отмечают и межличностные, к которым относят такие, как:
- понимание, принятие других;
- адаптивность к жизненным проблемам и трудностям;
- конструктивные межличностные взаимоотношения [20].
Если обратиться к гештальтпсихологии, то можно отметить тот факт, что представители данного направления к перечисленным выше составляющим зрелости личности добавляют еще один немаловажный компонент – автономность. Ф. Перлз рассматривает данный критерий, как «способность личности доверять своему опыту» [7, с.69].
Э. Фромм к автономности добавляет еще способность - любить, под которой понимает «способность личности уважать других и их интересы» [2, с.4]. Помимо этого, автор отмечает такую важную особенность, характеризующую зрелость личности, как проявление уважения, эмпатии в межличностных отношениях. Данный взгляд Э. Фромма базируется на концепции Г. Салливана, согласно которой в аспекте межличностных отношений формируется зрелая личность, способная испытывать дружеские отношения с окружающими близкими людьми.
В психологии развития (Г. Крайг, Э.Эриксон и др.) отмечается, что зрелость формируется и развивается в процессе онтогенеза и на каждом возрастном этапе личность овладевает тем или иным компонентом зрелости [21]. Данное обстоятельство представители означенной концепции связывают с сензитивными периодами.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. - СПб: Питер, 2001. - 272 с.
2. Балык, А.С., Цыбуленко, О.П. Психологическая зрелость личности: теоретические концепции и подходы / А.С. Балык, О.П. Цыбуленко // Общество: психология, педагогика, социология. – 2016. - №12. – С. 2-5.
3. Бокарев, В.А. Рост ксенофобии и экстремистских настроений как следствие усиливающейся пассионарности современной молодежи / В.А. Бокарев // Теория и практика общественного развития. – 2018. - №23. – С. 24-31.
4. Брюхова, Н.Г. Психология развития и акмеологизация личности зрелого человека / Н.Г. Брюхова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2011. - № 18. - С. 46–50.
5. Воюшина, Е.А. Подходы к определению критериев зрелости личности / Е.А. Воюшина // Актуальные вопросы современной психологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). - Краснодар: Новация, 2017. - С. 11-14.
6. Горбунова, О.В. К проблеме определения понятия «зрелость личности» / О.В. Горбунова // Вектор науки ТГУ. - 2014. - № 2. - С. 88–91.
7. Дерманова, И.Б., Манукян, В.Р. Личностная зрелость: к определению психологического содержания / И.Б. Дерманова, В.Р. Манукян // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. – 2016. - № 4. - С. 68–73.
8. Доронина, Н.Н., Король, А.И. Исследование нравственных качеств молодежи / Н.Н. Доронина, А.И. Король / Научные ведомости. - 2015. - №6 (203). – Выпуск 25. – С. 187 – 193.
9. Журавлев, А.Л. Социально-психологическая зрелость: обоснование понятия / А.Л. Журавлев // Психологический журн. - 2017. - Т. 28. - № 2. - С. 44–55.
10. Захарова, О.В. Ценностные ориентиры современной молодежи / О. В. Захарова // Молодой ученый. - 2018. - № 4 (190). - С. 190-192.
11. Зубок, Ю.А., Чупров, В.И. Молодежный экстремизм: сущность и особенности проявления / Ю.А. Зубок, В.И. Чупров // Социс. – 2016. - №5. – С.34-37.
12. Игнатов, И.П., Сопунова, С.Г. Нравственно-духовное воспитание молодежи как ценностный ориентир современного общества / И.П. Игнатов, С.Г. Сопунова // История и педагогика естествознания. – 2018. - №11. – С.8-12.
13. Каташев, И.А., Линьков, В.В. Критерии нравственного развития / И.А. Каташев, В.В. Линьков // Наука и школа. – 2016. - №14. – С.196 – 207.
14. Килоева, Ф.М. Нравственная ориентация как ценностная ориентация личности / Ф.М. Килоева // Инновационная наука. – 2015. – №12. – С.202-203.
15. Леонов, Н.И., Главатских, М.М. Социально-психологическая зрелость личности: интегративный подход / Н.И. Леонов, М.М. Главатских // Известия Саратовского ун-та. - Философия. Психология. Педагогика. - 2014. - Т. 14, вып. 1. – С.55-61.
16. Маленова, А.Ю., Потапова, Ю.В. Зрелость личности и ее критерии как предикторы изучения ситуации сепарации / А.Ю. Маленова, Ю.В. Потапова // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2014. - № 2. - С. 21–29.
17. Нагоева, Л.Х. Ценностные ориентиры: понятие и феномен / Л.Х. Нагоева // Новые технологии. – 2011. - №4. – С. 23-27.
18. Никитина, Н.Д., Федотов, В.А. Духовно-нравственные ориентиры студенческой молодежи / Н.Д. Никитина, В.А. Федотов // Вестник Чувашского университета. – 2016. - №14. – С.2-8.
19. Порхачева, Л.В., Джус, К.Я. Особенности развития личности в период ранней взрослости / Л.В. Порхачева, К.Я. Джус // Современные проблемы психологии личности: теория и практика. - 2018. - № 3. - С. 51–53.
20. Психологическая зрелость личности / под общ. ред. Л.А. Головей. – СПб: Скифия-принт, СПбГУ, 2014. – 240 с.
21. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2016. - 651 с.
22. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб: Питер, 2014. - 480с.
23. Русалов, В.М. Психологическая зрелость: единая и множественная характеристика? / В.М. Русалов // Психологический журнал. - 2016. - Т. 27. - № 5. - С. 83-97.
24. Семенов, В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи / В.Е. Семенов // Социологические исследования. - 2007. - № 4. - С. 37
25. Сухобская, Г.С. Понятие «зрелость социально-психологического развития человека» в контексте андрогогики / Г.С. Сухобская // Новые знания. - 2012. - № 4. - С. 17-20.
26. Фиданян, Т.Т. Психолого акмеологические аспекты нравственно-этического развития личности / Т.Т. Фиданян // Наука и современность. – 2012. - №21. – С. 2-6.
27. Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции 12 декабря 2020 г. / под ред. Г. Ю. Лизуновой. – Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2020 – 529 с.