Фрагмент для ознакомления
2
Число детей с проблемами здоровья за последнее время значительно увеличилось. Так в 2021 году их численность увеличилось на 9,4 %. В связи с существующей тенденцией сохраняется активный исследовательский интерес к психолого-педагогическим характеристикам детей подросткового возраста с особенностями развития и оценке состояния их психологического здоровья.
Онтогенез подростка с особенностями развития характеризуется рядом отличительных черт: с одной стороны, у него происходит наложение проблем, связанных с инвалидностью на возрастные проблемы, с другой ‒ этот период можно выделить как сензитивный для формирования рефлексии и самостоятельности, как механизмов саморазвития личности. Особенности развития создают иную ситуацию развития подростка: изменяется уровень его психических возможностей, ограничиваются контакты с людьми, т.е. меняется место, занимаемое подростком в жизни, изменяется внутренняя позиция отношения к себе.
Любая патология изменяет жизнь подростка, создает особую как внутреннюю, так и внешнюю среду развития. Ситуация болезни как врожденной, так и приобретенной ставит человека в определенные рамки, чем искажает психическое и социальное развитие.
Проблематика обращения современной психологии к изучению особенностей подросткового возраста, в первую очередь связана с тем, что данный период, является наиболее важным в процессе формирования здоровой и автономной личности. Во многом, именно в данном возрасте закладывается основа для дальнейшей реализации подростка уже во взрослой жизни. Вместе с тем подростковый период связан также с рядом определенных трудностей, способных нарушить благоприятное развитие ребенка с особенностями развития. К факторам, негативно влияющим на психологическое благополучие подростка, в первую очередь следует отнести высокий уровень школьной тревожности, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, деструктивный стиль воспитания и проблемы детско-родительских отношений.
Как правило, подростки с особенностями развития обладают заниженной самооценкой, что связано пониманием ими своего дефекта. Обычно, такие подростки считают себя «ненужными» для общества.
Следует отметить, что зачастую в семьях, где есть подросток с особенностями развития, преобладает гиперопека, то есть воспитание, при котором подростку не прививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности. Родители не позволяют ему самостоятельно выполнять какую-либо работу, все делают за него. Как следствие, этот ребенок становится зависимым от родителей, у него может сформироваться эгоцентризм, а также заниженная самооценка. Гиперопека приводит к невозможности реализовать свои способности, к чувству своей неполноценности, к дезадаптации в обществе. Также причиной заниженной самооценки подростков с ограниченными возможностями здоровья, может быть ограниченность его социальных контактов.
К трудностям, вызывающим дискомфорт, подростков с ограниченными возможностями здоровья относят, кроме проблем общения, проблемы, связанные с ограничениями, вызванными инвалидностью: сложности с передвижением, речевые проблемы, сложности поиска путей самосовершенствования.
Таким образом, напряженность процессов роста и развития, которые во многом определяют сущность подросткового организма, в совокупности с систематическим влиянием вышеперечисленных факторов снижают ресурсы соматического и психического здоровья ребенка, необходимые для развития его потенциала, реализации его талантов, развития резистентности к болезням, и в целом, ведения полноценной жизни.
Проблемы психологического здоровья подростков является объектом многочисленных научных исследований. В разное время, данный вопрос разрабатывали в своих теоретических трудах и практической деятельности Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, Я.Л. Коломинский, И.В. Дубровина, О.В. Хухлаева. Изучением характерных черт детей подросткового возраста с особенностями развития занимались такие ученые как В.А. Лапшин, Б. П. Пузанов, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, В.В. Лебединский.
Целью данного исследования является изучение влияния на психологическое здоровье детей подросткового возраста с особенностями развития.
Объект исследования: психологическое здоровье подростков.
Предмет исследования: основные факторы, влияющие на психологическое здоровье детей подросткового возраста с особенностями развития.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что к основным факторам, влияющим на психологическое здоровье детей подросткового возраста с особенностями развития относятся уровень тревожности, уровень удовлетворенности школьной жизнью, особенности поведения в конфликтной ситуации.
Задачи исследования:
1) проанализировать содержание понятия психологического здоровья в целом, и психологического здоровья подростков;
2) дать психолого-педагогическую характеристику детям подросткового возраста с особенностями развития;
3) выделить проблемы психологического здоровья в подростковом возрасте у детей с особенностями развития;
4) эмпирически исследовать психологическое здоровье детей подросткового периода с особенностями развития.
Методы исследования:
1) анализ теоретических источников;
2) эмпирические методы исследования: тестирование (методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (А.А. Андреев); методика «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин); методика «Уровень конфликтности личности» (В. И. Андреев)).
3) методы обработки данных (качественный и количественный анализ
полученных результатов).
Научная новизна проведенного исследования состоит в получении новых знаний о влиянии определенных факторов на психологическое здоровье детей подросткового возраста с особенностями развития.
Практическая значимость работы состоит в понимании взаимосвязи
рассматриваемых факторов и психологического здоровья детей подросткового возраста с особенностями развития. Полученные результаты диагностик представляют практический интерес для педагогов, психологов и руководителей образовательных учреждений, в целях реализации целостного подхода к развитию здоровой личности подростка. Результаты данного исследования могут быть включены в работу любого специалиста, имеющего прямые контакты с детьми подросткового возраста с особенностями развития.
Структура и объем работы: исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения влияния на психологическое здоровье детей подросткового возраста с особенностями развития
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с особенностями развития в подростковом возрасте
Дети с особенностями развития – это люди, ограниченные в каких-то определенных возможностях, которые значительно ограничены в жизнедеятельности, социально дезадаптированы вследствие нарушения роста и развития, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, трудовой деятельности. Многие из них болеют, некоторые странно выглядят, но во всем остальном они такие же, как мы все. Эти дети могут быть лишены возможности слышать или видеть, но они все понимают, думают, чувствуют, умеют дружить и любить.
За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к детям с ограниченными возможностями. Это был путь духовной эволюции общества, на котором встречались как страницы равнодушия, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия.
В наше время в России стоит острый вопрос, связанный с проблемами детей с особенностями развития в современном социальном обществе. Проблема детей с особенностями развития касается почти всех сторон нашего общества: от законодательных актов и социальных организаций, которые призваны оказывать помощь этим детям, до атмосферы, в которой живут эти дети и их семьи.
По данным Рособрнадзора от 05.03.2010 лица, имеющие особенности развития - это люди, имеющие недостатки в физическом или психическом развитии, вследствие чего им требуется создание условий для преодоления препятствий в освоении образовательных программ [8].
К данной категории лиц относятся: глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети-инвалиды, инвалиды.
По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям особых детей относятся:
– дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
– дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
– дети с нарушением речи (логопаты);
– дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
–дети с умственной отсталостью;
– дети с задержкой психического развития.
Ни для кого не секрет, что в семьях, в которых появляется ребенок с особенностями развития испытают огромный эмоциональный стресс. Родители переживают дефект своего ребенка, для родителя это становится клеймом на всю жизнь их ребенка. Близкие таких детей, как правило скрывают от окружающих данный факт. Ведь, редко можно встретить человека, который будет всем рассказывать, что в его семье живет такой ребенок. Отсюда, еще с рождения у большинства детей с особенностями развития появляется комплекс, непонимание со стороны окружающих, зачастую они себя считают изгоями общества, что особенно проявляется в подростковом возрасте.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович // Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Издательство «Ин-т практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК». - 1997. - 352 с.;
2. Григорьева, Л. Г. Дети с проблемами в развитии / Л. Г. Григорьева. – Москва: Академкнига, 2002. – 213 с.;
3. Дубровина, И. В. Школьная психологическая служба [Текст] / И.В. Дубровина. - М., 1997. - 186 с.;
4. Ермолаева М.В. Психология развития. – М, 2003. - 246 с.
5. Коломинский Я.Л. Психологическая культура как условие психологического здоровья личности // Материалы 2-й Международной научно-практической конференции «Психологическое здоровье в контексте развития личности». – Брест, 2003;
6. Лебединский, В. В. Нарушение психического развития / В. В. Лебединский. – Москва: Педагогика. – 2004. – 306 с.;
7. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты. М., 1982. - с.108-117;
8. Письмо Рособрнадзора от 05.03.2010 № 02-52-3/10-ин " О направлении методических рекомендаций по организации и проведению единого государственного экзамена (ЕГЭ) для лиц с ограниченными возможностями здоровья" [Электронный ресурс] :Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
9. Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007;
10. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб.пособие для студентов / С. Я.Рубинштейн. – Москва: Просвещение, 1986. – 192 с.;
11. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Амелишко Е.М. Психология общения в учебно-педагогическом процессе.: Методическое пособие для учителей. –– Мн.: Технология, 2000. - 100 с.;
12. Хухлаева, О. Е. Психологическое здоровье учащихся как цель работы школьной психологической службы. Режим доступа - http://psy.1september.ru/article.php?ID=200701402;
13. Шувалов, А. В. Психологическое здоровье человека [Текст] / А.В. Шувалов // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология, 2009. - Вып. 4 (15). - с. 87–101.
14. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989 – 560 с.