Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Формирование речевой культуры дошкольника – одна из основных задач образовательной и воспитательной работы в физическом воспитании. Помимо развития речи они способствуют развитию координации движений, внимания, общей и мелкой моторики, памяти. Комплекс игр и упражнения можно использовать как на физкультурных занятиях, так и на зарядке, как в досугах, праздниках, так и свободной деятельности детей, в том числе на прогулке, в подвижных играх.
Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно – временные связи предметов и явлений при помощи движений. Роль подвижных упражнений для формирования мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, памяти, восприятия, деятельности слухового и зрительного анализаторов неоценима.
Соответствующие условия можно создавать на физкультурных занятиях. В процессе выполнения общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков на основе хорошо знакомых стихов, песенок, потешек, считалок, закличек, подобранных с учетом сюжета занятия. При выполнении упражнений дети одновременно проговаривают речитатив.
Актуальность и значимость проблематики интеграции речевого и физического развития определяются практикой дошкольного воспитания.
Теоретические основы работы представлены исследованиями ряда ученых: И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова и др. Использованы практические подходы к коррекции и устранению у детей с разным развитием речи Т.В. Тумановой, Н.В. Клюевой, Т.Б. Филичевой, Т.А. Репиной и др.
Существуют противоречия между значимостью общего речевого развития
для дошкольника, использования потенциала интегрированной двигательно-речевой деятельности в образовательном процессе и практикой работы дошкольных организаций в виде обособленных отдельных занятий, с недостаточным использованием педагогами специальных педагогических методов и средств. Особенно это касается дошкольников, имеющих разные уровни речевого развития и не всегда адекватно воспринимающих инструкции на занятиях физической культурой.
Объект исследования: процесс занятий физической культурой дошкольниками с разным речевым развитием.
Предмет исследования: понимание инструкций на занятиях физической культурой дошкольниками с разным речевым развитием.
Цель исследования: изучение понимания инструкций на занятиях физической культурой дошкольниками с разным речевым развитием.
На основании определения цели, объекта и предмета выдвигается гипотеза данного исследования:
- предполагается, что понимание дошкольниками инструкций на занятиях физической культурой зависит от уровня речевого развития.
Исходя из цели и гипотезы исследования, нам необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по взаимосвязи физического и речевого развития дошкольников;
2. Определить особенности понимания речевой инструкции детьми с разным развитием речи;
3. Оценить значимость понимания инструкции в процессе занятий физической культурой дошкольниками с разным речевым развитием.
4. Рекомендовать способы формирования понимания инструкции.
Методы работы:
- анализ и обобщение научно-методической литературы;
- педагогическое наблюдение;
- эксперимент;
- анализ и обобщение полученных результатов.
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей речевого и физического развития детей дошкольного возраста
1.1. Взаимосвязь речевого и физического развития детей дошкольного возраста
Взаимосвязь между уровнем сформированности речевых компонентов и физическим развитием, особенно центральном уровне (речевые и моторные зоны коры головного мозга), давно привлекает внимание ученых (М. М. Кольцова, Н. А. Берштейн, Е. Ф. Архипова, Е. А. Аркин и др.).
В. П. Дудьев определял моторную сферу (от лат. motor – приводящий в движение) как двигательную активность организма, отдельных его органов или их частей; комплекс двигательных способностей (реакций, умений и навыков, сложных двигательных актов) человека, проявляющихся в общей моторике, в мелкой моторике кистей и пальцев рук, в артикуляционной моторике и т. д., включающий в себя произвольные и непроизвольные движения [1].
По мнению Е. А. Аркина, раннее детство характеризуется высокой двигательной активностью. Характер двигательной активности также определяет этапы формирования ребенка в целом. Овладевая двигательным аппаратом и пользуясь им все с большим совершенством, ребенок не только осваивает пространственную ориентацию.
В 5 лет функция равновесия значительно улучшается, и дети могут выполнять ряд упражнений, например, ходить по гимнастическому бревну, стоять на одной ноге.
Развивается правильная координация движений рук и ног при ходьбе.
Старшие дошкольники отличаются высокой двигательной активностью, обладают определенным уровнем двигательных умений и навыков; им лучше удаются движения на скорость и гибкость, а их сила и выносливость пока отстают по показателям. У ребенка развиты основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скоростные и силовые качества):
– сохраняет статическое равновесие (от 15 секунд), стоя на линии (пятка
одной ноги примыкает к носку другой ноги);
– подбрасывает и ловит мяч двумя руками (от 10 раз);
– прыгает в длину с места, приземляясь на обе ноги и не теряя равновесия;
– бегает свободно, быстро и с удовольствием, пробегает со старта дистанцию 30 м; ловко обегает встречающиеся предметы, не задевая их;
– бросает теннисный мяч или любой маленький мячик, шишку, снежок
и др. удобной рукой на 5–8 м;
– хорошо владеет своим телом, сохраняет правильную осанку [6].
Развитие физических качеств – одно из важных условий полноценного физического развития детей дошкольного возраста.
Объем двигательных навыков и умений, которые необходимо сформировать у дошкольников, может быть расширен в соответствующих условиях дошкольных образовательных организаций, при проведении подготовительной работы с детьми и при соответствующей квалификации воспитателей.
Наряду с быстротой в старшем дошкольном возрасте активно развивается мышечная сила. В то же время следует отметить, что в старшем дошкольном возрасте детям не всегда удается точно контролировать мышечное напряжение.
В своих исследованиях Е. М. Мастюкова утверждает, что для освоения языка ребенку необходима сформированность производящих звуки органов речи. Надо, чтобы артикуляция, фонация и дыхание были достаточно скоординированы в своей работе. Необходимо также, чтобы артикуляционные образы звуков соотносились с соответствующим акустическим образом [12].
Особенно важна для развития речевых навыков координация работы периферического артикуляционного аппарата с работой речевых центров коры головного мозга.
Из сказанного следует, что при наличии у ребенка нарушений речи, когда речевое общение с ним приобретает довольно затруднительный характер или становится вовсе невозможным, развитие моторных функций тоже будет страдать.
1.2. Особенности физического воспитания детей с нарушениями речи
А.Н. Гвоздев особо подчёркивал роль двигательной сферы. Он писал, что развитие моторной сферы является определяющим в ходе усвоения фонетической стороны языка, так как в онтогенезе звуковые элементы вступают в речь ребенка постепенно с выработкой артикуляционных навыков.
Двигательная и кинестетическая основы речи играют важную роль в ее развитии, особенно на первых порах, когда ребенок, слыша речь взрослого, активно реагирует на нее мимикой, вокализациями и общей двигательной активностью. В дальнейшем, подражая речи взрослых, ребенок отрабатывает и «запоминает» определенные кинемы, необходимые для реализации слова. Поэтому в усвоении фонетики большую роль играет развитие речедвигательных умений [8]. Трудности проговаривания лишают ребенка способности уточнить услышанный звук и, следовательно, яснее воспринять его. Нарушение взаимодействия между слуховым и речедвигательным анализаторами ведет к недостаточному овладению звуковым составом слова, а это, в свою очередь, препятствует накоплению словарного запаса, формированию грамматического строя речи.
В.П. Дудьев писал, что с психофизиологических позиций взаимосвязь двигательной и речевой функциональной системы носит опосредованный характер. Становление речи связано с функцией речедвигательного анализатора, но кроме этого оно зависит от состояния моторной сферы и двигательной активности ребенка в целом.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. М. : АСТ : Астрель, 2008. 254 с.
2.Ахутина Т.В. Выготский и А.Р.Лурия: становление нейропсихологии // Вопр. Психол. 1996, № 5. с. 83-98.
3.Ахутина Т.В. Выготский: культурно-исторический и естественно-научный подходы к интериоризации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Психология. 2004, №3. с. 41-56.
4.Вайзман Н. П. Психомоторика детей-олигофренов / Н. П. Вайзман. – М.: Педагогика, 1976. – 104 с.
5.Вареник, Е.Н. Физическое и речевое развитие дошкольников: взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре. М.: Сфера, 2017. - 141с.
6.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: учеб. для студ. – М.: Владос, 2002. –272 с.
7.Выготский, Л.С. Лекции по психологии/ Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1999. - 142с.
8.Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. – СПб.,
1995.
9.Дудьев В. П. Особенности произвольной двигательной деятельности детей с общим недоразвитием речи / В. П. Дудьев // Дефектология. – 1995. – № 6.
10.Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. М. : Сов. Россия, 1973. 125 с.
11.Конопкин, О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека // Вопросы психологии. – 1995. – № 1. – С. 5–11.
12.Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб. : Союз, 1999.
13.Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
14.Леонтьев А. А. Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания // Вопросы порождения речи и обучения языку. М., 1967.
15.Лурия А.Р. Внимание и память. М.: Просвещение, 2001. 436 с.
16.Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихологический анализ предикативной структуры высказывания // Теория речевой деятельности. М., 1968. 219–233.
17.Мастюкова Е.М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 1985.
18.Немов, Р.С. Психология. Книга 1: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. / Р.С. Немов. - 3-е изд. - М.: Владос, 1997. - 688 с.
19.Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе : пособие для учителей и студентов де фектолог. фак. пед. ин-тов / под ред. В. В. Воронковой. М.: Школа-Пресс, 1994.
20.Петкевич Т.С. Понимание вербальной инструкции детьми дошкольного возраста в исследованиях отечественных авторов // Академия педагогических идей «Новация». – 2017. – № 02 (февраль). – АРТ 09-эл. – 0,3 п. л. – URL: http://akademnova.ru/page/875548
21.Приходько О. Г. Актуальные проблемы логопедии в российском специальном образовании // Материалы Междунар. науч.-практ. конф. науч. работников, преподавателей вузов, руководителей и логопедов образовательных учреждений, реабилитационных центров, молодых ученых (21 марта 2013 г.) / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2013.
22.Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т. Как продиагностировать физическую подготовленность дошкольника // Дошкольное воспитание - 2004. -№ 1.- с.37- 45.
23.Репина З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи: учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995.
24.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2006. 705 с. (Мастера психологии)
25.Рябова Е. И., Терентьев А. Е. Взаимосвязь физического и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое образование в России. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-fizicheskogo-i-rechevogo-razvitiya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 14.09.2021).
26.Соловьева Т.В. Оздоровительно-коррекционная направленность занятий физическими упражнениями с дошкольниками, имеющими нарушения речи // Адаптивная физическая культура. - 2006. - №3 (27) – С.57
27.Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и моторной алалией). – М.: Классикс стиль, 2003. – 160 с.
28.Степанова О. Логопедическая работа в дошкольном образовательном учреждении. Организация и содержание / О. Степанова. – М.: Форум, 2010. -128 с.
29.Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
30.Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: Учебное пособие / Авторы-составители О.Э. Аксёнова, С.П. Евсеев; под ред. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2004. – 296 с.
31.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. – М., 1991. – 44 с
32.Якубович, М. А. Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физического воспитания: пособие для учителя / М. А. Якубович, О. В. Преснова. — Москва: ВЛАДОС, 2006.