Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Современная школа стоит перед необходимостью кардинальных преобразований в системе обучения и воспитания молодого поколения. Учреждения дополнительного образования как составная часть системы образования России, представляют собой уникальную систему поддержки детства и юношества, особый мир творчества, фантазии, положительных эмоций, где человек с раннего возраста учится принимать решения, выбирать способ действия, строить свои отношения со взрослыми людьми и сверстниками на основе диалога в бесконфликтном пространстве взаимоуважения [7, стр.16].
Дополнительное образование детей и подростков представляет собой важнейшую составляющую образовательного пространства, сложившегося в современном обществе. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации № 273 «Об образовании», главная цель образования определяет становление саморазвития и самоопределение личности, способной к открытому, творческому взаимодействию с обществом, окружающей средой и государством на основе общепринятых гуманистических принципов и ценностей. В сентябре 2014 года в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 1726-р утверждена Концепция развития дополнительного образования детей согласно которой возможность получения дополнительного образования обеспечивается государственными и муниципальными учреждениями различной ведомственной принадлежности (образование, культура, спорт и другие), а также негосударственными, т.е. коммерческими и некоммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями.
В Концепции отмечается, что в последние годы растет востребованность дополнительного образования детей, в том числе на платной основе. Увеличивается число детей дошкольного возраста, участвующих в изучении дополнительных образовательных программ. Заметно растет мотивация семей и детей к участию в различных конкурсных мероприятиях, также возрастает активность подростков и молодежи в использовании образовательных ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Конституционные гарантии не предусматривают общедоступность и бесплатность дополнительного образования детей; в результате большое количество малообеспеченных семей, не может позволить себе оплачивать дополнительное образование своих детей. Между тем, сфера дополнительного образования детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, способствует формированию профессиональной ориентации, а также выявлению и поддержке детей, проявивших выдающиеся способности.
Дополнительное образование способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всего образовательного процесса: выровнять стартовые возможности развития личности ребенка; способствовать выбору его индивидуального образовательного пути; обеспечить каждому ученику ситуацию успеха; содействовать самореализации личности подростка и педагога.
Характерными чертами подросткового возраста являются любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации. Подростки стремятся овладеть огромным количеством знаний, порой, не обращая внимания на их систематизацию.
На сегодняшний момент, картина сферы молодежного досуга выглядит совсем не привлекательно. Большинство подростков предпочитает проводить свободное время, бездумно развлекаясь или выбирая пассивно-созерцательную позицию. Подобная узость взглядов молодых людей заставила работников сферы внешкольного образования и воспитания начать работу по поиску новых путей, форм и методов в организации внешкольной деятельности юношества, выступить против примитива и архаичности [16, стр. 85].
Подростковый возраст является сензитивным периодом нравственного воспитания личности. Именно в этом возрасте с обобщением опыта нравственных отношений расширяются представления, понятия, суждения о моральных нормах, существующих в обществе. Все сильнее проявляется стремление утвердить себя в среде сверстников, иметь собственное мнение, собственные моральные оценки и суждения. Усвоение моральных понятий теперь уже связано с элементами самовоспитания, с осознанием собственных нравственных качеств.
Современный подросток в процессе своей социализации наблюдает часто далеко не лучшие образцы взрослого поведения - средства массовой информации, компьютерные игры, так любимые подростками, нередко демонстрируют тип агрессивной личности, добивающейся своей цели любыми способами. Именно таким «образцам» стремятся подражать в своих действиях многие подростки, поскольку, по их суждениям, «такие люди получают все и сразу», «надо быть жестким, чтобы добиться своего».
Особое влияние на нравственное воспитание подростков оказывает их участие в деятельности творческих коллективов учреждений дополнительного образования. Поскольку их ребята посещают добровольно, то и нравственные отношения проявляют тоже по собственному желанию.
Работники дополнительного образования, в своем стремлении к взаимопониманию с молодым поколением, умело учитывают тот необходимый факт, что форма проведения молодежного досуга должна рождаться ее собственной инициативой, диктоваться ее потребностями, отвечать ее интересам.
В настоящее время дети подросткового возраста сталкиваются со многими проблемами, связанными с успешной социализацией, с раскрытием своего творческого потенциала, с поиском «себя». Все это связано с возникновением у них совокупности психологических особенностей - «подросткового комплекса». «Подростковый комплекс» у ребенка трудно не заметить, поскольку он имеет четкие проявления [13, стр. 78]:
1) ребенок становится очень чувствительным к негативным оценкам посторонними своей внешности;
2) ребенок крайне самонадеян и высказывает неоспоримые суждения по отношению к окружающим;
3) для подростка характерна полярность психики:
3.1. внимательность граничит с черствостью;
3.2. болезненная застенчивость с развязностью;
3.3. желание быть признанным окружающими - с показной независимостью;
3.4. борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров;
3.5. целеустремленность, настойчивость и импульсивность, может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать;
3.6. повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
3.7. потребность в общении сменяется желанием уединиться;
3.8. развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
3.9. романтический настрой нередко граничит с цинизмом, расчетливостью;
3.10. нежность, ласковость могут проявиться на фоне недетской жестокости.
Учреждения дополнительного образования призваны помочь каждому ребенку в решении данных проблем.
Таким образом, нами выбрана тема исследования: развитие возможностей подростков в дополнительном образовании.
Объект исследования: система дополнительного образования.
Предмет исследования: развитие возможностей подростков в дополнительном образовании.
Цель исследования: выявить возможности подростков, которые они могут реализовать с помощью системы дополнительного образования.
Задачи исследования:
1) изучить систему дополнительного образования в России;
2) изучить функции дополнительного образования;
3) изучить вопрос развития возможностей п
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1) Алиева Л.В. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума. - М.: Педагогика. - 2000. - № 7. - С. 50.
2) Артёменко З.В. Азбука форм воспитательной работы: Справочник. - Минск: Новое знание. - 2001. – 315 с.
3) Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования: от традиционной педагогики к педагогике развития. - Внешкольник. - 1997. - № 9. - с. 6-8.
4) Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. - М.: Просвещение. - 1998. – 102 с.
5) Беляева Н.М. Современные модели организации внешкольного воспитания. – Дополнительное образование. - 2007. - №3. - С.16-22.
6) Бруднов А.А. Внешкольное дополнительное образование - насущное веление времени: проблемы, поиски, решения. Воспитание школьников. - 1992. - № 3-4.
7) Бруднов А.А. Развитие дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения. Воспитание школьников. - 1995. - №2. - С. 16-17.
8) Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование детей в современной школе. Образование в современной школе. - 2002. - № 3. - С. 21-23.
9) Бутрим Г.А. Внешкольным учреждениям - должное внимание. Проблемы образования. -1996. - №3. - С. 98-109.
10) Воспитательная работа с учащимися вне школы. Под ред. Л.М. Николаевой. - М.: Педагогика. - 1981. - 144 с.
11) Доценко В.С. Дети вне школы. Формы и методы работы с детьми и подростками по месту жительства. - М.: Просвещение. - 1970. - 83 с.
12) Евладова Е.Б. Образование основное и дополнительное: проблема взаимосвязи. Внешкольник. - 2000. - № 3. – С. 9-15.
13) Желина Н.Я. Приоритетное внимание работе с подростками. - 1999. - № 6. - С. 77-80.
14) Жук О.Л. Педагогика досуга. Проблемы образования. - 1996. - №3. - С.30-35.
15) Журлова И.В. Клубная деятельность - форма организации молодежного досуга. Дошкольное образование. - 2000. - № 5. - С. 17-19.
16) Зыкова Г.Н. Досуг детей - моя забота. В кн.: Говорят организаторы воспитательной работы в школе. Из опыта работы. Под ред Л.К. Балясной. -М.: Просвещение. - 1976. - С. 83-90.
17) Калечиц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная воспитательная работа с учащимися. Учебно-методическое пособие для студентов-заочников 3-4 курсов педагогических институтов. - М.: Просвещение. - 1980. - 88 с.
18) Коваль М.Б. Становление и развитие системы воспитательной деятельности внешкольных объединений. - М.: Просвещение. - 1991. -72 с.
19) Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников: Кн. для учителя. - Мн.: Народ. Асвета. - 1990. - 174 с.
20) Литвинович В.Г. Формы и методы социально-педагогической деятельности. Проблемы образования. - 1996. - №3. - С.42-51.
21) Ловцова С.З. Учреждение внешкольного воспитания и обучения. И школа: содержательные аспекты взаимодействия. Проблемы образования. - 2007. - №3.
22) Махов Ф.С. Когда заканчиваются занятия: о некоторых проблемах организации свободного времени подростков. - Л.: Общ-во Знание РСФСР. - 1982. - 36 с.
23) Медынский Е.Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника. - М.: - 1993. - 59 с.
24) Медынский Е.Н. Энциклопедия внешкольного образования. - М.: Просвещение. - 1924. – 532 с.
25) Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников: Книга для классных руководителей. - М.: Просвещение. - 1981. - 176 с.
26) Подготовка старшеклассников к жизни: В помощь учителю / Р.Г. Гурова, А.Я. Журкина. Е.И Кокорина и др.; Сост. Р.Г. Гурова. Г.Б. Рычкова. - М.: Просвещение. - 1979. - 158 с.
27) Попова Г.Н. Содержание дополнительного образования: региональный компонент. Педагогический поиск. - 1997. - № 5. - С. 3.
28) Сущенко Т.И. Внешкольный педагогический процесс как феномен воспитания творческой личности. Проблемы образования. -1996. -Вып.3. - С.14-24.
29) Тетерский С.В. Педагогический потенциал детско-молодёжных общественных объединений. Педагогика. - 2001. - №6. с. 43.