Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Психолого-педагогические основы развития детей в дошкольном возрасте 6
1.2. Характеристика математического мышления и его структура 8
1.3. Особенности развития математических представлений у старших дошкольников 12
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 16
2.1. Сущность и классификация математических игр в дошкольном образовании 16
2.2. Возможности использования математических игр на различных этапах развития дошкольников 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
ПРИЛОЖЕНИЯ 32
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность изучения педагогических основ развития математического мышления у дошкольников в настоящее время приобретает огромный интерес в дошкольной педагогике и психологии [2, С. 58]. Важность данного вопроса определяется тем, что в настоящее время, в связи с изменением системы возрастных ценностей и новообразований, характеризующих тот или иной период развития человека совершенствование его мыслительных операций приобретает особую значимость.
Не является исключением и период дошкольного детства с его основными психическими новообразованиями [4, С. 67]. Период дошкольного детства является сенситивным для развития личностного потенциала ребёнка [1, С. 14]. Именно на данном возрастном этапе всестороннего становления и развития ребёнка дошкольника возможно формирование тех или иных способностей, развитие определённых склонностей к разнонаправленным видам деятельности.
В связи с этим, особую значимость приобретает проблема формирования у детей дошкольного возраста математического мышления, являющегося важным в процессе дальнейшего обучения в школе. Учёными (Л.С. Выгодский, Н.С. Магомедова, В. В. Давыдов, Л. В. Куликов, Л. В. Занков) был отмечен тот факт, что в настоящее время, в связи с изменением жизненного уклада человека к детям дошкольного возраста предъявляются новые требования, связанные с овладением ими разнонаправленными умениями и навыками [9, С. 34]. При этом, всё более возрастающие требования в своей основе характеризуют единый механизм психолого-педагогического становления и развития детей дошкольного возраста, основным элементом которого является их подготовка к последующему обучению в школьной ситуации.
Это объясняется тем, что большинство существующих образовательных программ ориентировано, прежде всего, на несколько основных моментов формирования мыслительных особенностей детей:
1.На возможность передачи общественно необходимой суммы знаний;
2.на их количественный прирост;
3.на отработку того, что ребенок уже умеет делать.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что важную роль в формировании основ психолого-педагогического становления и развития детей дошкольного возраста играет именно подходы к формированию математических представлений. Одним из нестандартных средств развития математических представлений являются игровые приёмы
Математические игры представляют собой вид игровых технологий, в котором происходит ознакомление ребёнка с различными математическими понятиями, а также развитие его логического мышления. Эффективность математических игр для развития математических представлений у дошкольников связана с тем, что в процессе решения различных задач ребёнок входит в образ персонажа и для этого активирует такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Также математические игры являются эффективным средством развития познавательного интереса к изучению математики, что особенно важно в дошкольном возрасте: у ребёнка формируется положительная мотивация к началу обучения в школе.
Проблема исследования. Включение в процесс математических игр предполагает их соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей, их интересам и склонностям. Однако не всегда педагоги учитывают данные факторы, в связи с чем данный метод развития математических представлений теряет свою эффективность.
Объект исследования: математические игры
Предмет исследования: использование игровой деятельности для формирования математических представлений детей.
Цель работы: проанализировать эффективность использования игровых приёмов для развития математических представлений дошкольников.
Исследование проводилось в 2021 году. В задачи исследования входило:
1. Провести обзор основных психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать структуру математического мышления.
3. Выявить особенности математических представлений у старших дошкольников.
4. Проанализировать сущность и классификацию математических игр
5. Определить возможности применения математических игр на различных возрастных этапах в условиях ДОУ.
Гипотеза исследования: использование игровых приёмов для развития математических представлений дошкольников станет эффективным только в том случае, если будут учтены их психолого-педагогические особенности, связанные с возрастными характеристиками.
Методы исследования: анализ литературных источников и интернет-ресурсов по исследуемой проблеме, анализ педагогического опыта сотрудников ДОУ.
Структура работы. Данная курсовая работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список литературы, приложение.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Психолого-педагогические основы развития детей в дошкольном возрасте
К детям дошкольного возраста относятся дети в возрасте 3-7 лет, посещающие младшую, среднюю, старшую и подготовительную группы детского сада. Этот возраст имеет важное значение как в физическом, так и в психическом развитии: наряду с изменением деятельности различных систем организма начинают активно формироваться новые психологические механизмы деятельности, поведения и общения. Это период начала установления дружеских отношений со сверстниками прежде всего в процессе игровой деятельности.
К настоящему времени создано множество работ по психолого-педагогическим особенностям дошкольников, связанных с развитием их взаимоотношений в процессе игровой деятельности.
Различные авторы (Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, B.C. Мухина, З.М. Истомина, А.Н. Леонтьев, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.) отмечали особенности развития интеллектуальной и мотивационной сферы детей дошкольного возраста в процессе их участия в сюжетно-ролевых играх и общения со сверстниками, выявляя при этом готовность к началу школьного обучения [12, с.47; 18, с.81; 26, с.52].
Согласно исследованиям различных авторов, ребёнок-дошкольник развивается очень активно. При этом происходит совершенствование основных видов его деятельности и психических процессов. Так, в памяти ребёнка возникают как количественные, так и качественные изменения: повышается её объём, появляются опосредованность и произвольность [18, c.82].
Параллельно с развитием памяти, происходит преобразование внимания детей: повышение его устойчивости, объёма, распределения, переключения, способности к сосредоточению. Ребёнку 3-4 лет оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 7-10 минут, к семи годам это время увеличивается до 30 минут (Приложение 1). Также при выполнении каких-либо трудовых действий он способен удерживать в памяти несложное условие[2,с.48;7,с.33].
В дошкольном возрасте также активно развиваются все компоненты устной речи. Дети используют практически все части речи, занимаются словотворчеством, демонстрируют богатый лексикон и умение выражать мысли [8, с.30; 22, с. 28; 24, с.102].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреев, В.И. Педагогика / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2017. - 608 с.
2. Борисенко, М. Г. В помощь маленькому мыслителю. Развитие элементарных математических представлений. Для детей от 0 до 3 лет / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина.- М.: Паритет, 2014. - 128 c.
3. Веракса, Н. Е. Веракса, А. Н. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов., М., 2014. 59 с.
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. - М.: издательский центр "Смысл", 2013. - 486с.
5. Габийе, Анник Большая книга математических упражнений для дошкольников / АнникГабийе. - М.: Эксмо, 2016. - 499 c.
6. Голованов, В.П. Современное дополнительное образование детей в контексте личностно-персонифицированного развития / В.П. Голованов // Воспитание школьников : теоретический и научно-методический журнал / ред. Г.С. Семенов. – 2017. – №3 2017. – С. 3-12
7. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса / Л.А. Гордон // Радяньска школа. - 2014. - №11. - С. 28 – 32.
8. Грин, Д. Математические методы анализа алгоритмов / Д. Грин, Д. Кнут. - М.: [не указано], 2014. - 527 c.
9. Гуц, А.К. Математическая логика и теория алгоритмов / А.К. Гуц. - М.: [не указано], 2016. - 581 c.
10. Дейч, Б. А. Дополнительное образование детей: история и современность : Учебное пособие. – 2-е изд, испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 335. – (Профессиональное образование) . – Режим доступа : http://www.biblio-online.ru/book/3E0CE1E3-5D81-4A9C-B953-21B379B710BB
11. Деркач, В. И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем: моногр. / В.И. Деркач. - М.: Итар-Тасс, 2015. - 152 c.
12. Егорычев, Г.П. Интегральное представление и вычисление комбинаторных сумм / Г.П. Егорычев. - М.: [не указано], 2013. - 266 c.
13. Золотарёва, А. В. Дополнительное образование детей: история и современность : Учебное пособие. – 2-е изд, испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 353. – (Университеты России) . – Режим доступа : http://www.biblio-online.ru/book/EABD9BB4-F9D6-4DE7-9823-BF8686C16729
14. Золотарёва, А. В. Дополнительное образование детей: история и современность : Учебное пособие. – 2-е изд, испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 353. – (Университеты России) . – Режим доступа : http://www.biblio-online.ru/book/EABD9BB4-F9D6-4DE7-9823-BF8686C16729
15. Истомина, Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка детей старшего дошкольного возраста. Тетрадь для дошкольников. В 2 частях. Часть 1 / Н.Б. Истомина. - М.: Ассоциация XXI век, 2015. - 451 c.
16. Истомина, Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка детей старшего дошкольного возраста. Тетрадь для дошкольников. В 2 частях. Часть 2 / Н.Б. Истомина. - М.: Ассоциация XXI век, 2015. - 929 c.
17. Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников / Е.В. Колесникова. - М.: Сфера, 2015.- 112 c.
18. Колмогоров, А.Н. Математика XIX века (том 1): математическая логика, алгебра, теория чисел, теория вероятностей / А.Н. Колмогоров, А.П. Юшкевич. -М.: [не указано], 2015. - 368 c.
19. Лавров, И.А. Задачи по теории множеств, математической логике и теории алгоритмов / И.А. Лавров, Л.Л. Максимова. - М.: [не указано], 2016. - 114 c.
20. Манин, Ю.И. Лекции по математической логике. Часть 2 / Ю.И. Манин. - М.: [не указано], 2013. - 221 c.
21. Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие дошкольников / З.А. Михайлова. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 574 c.
22. Нищева, Н. В. Играйка 10. Считайка. Игры для развития математических представлений у старших дошкольников / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2013.- 673 c.
23. Нищева, Наталия Валентиновна Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах / Нищева Наталия Валентиновна. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 364 c.
24. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования [Электронный ресурс] – URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/ot_rojdeniya_do_shkoly.pdf
25. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: моногр. / И.А. Помораева, В.А. Позина.- М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 248 c.
26. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементов математических представлений в средней группе детского сада / И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 670 c.
27. Попов, А.И. Введение в математическую логику / А.И. Попов. - М.: [не указано], 2011. - 575 c.
28. Слисенко, А.О. Математические методы построения и анализа алгоритмов / А.О. Слисенко, С.В. Соловьев. - М.: [не указано], 2011. - 571 c.
29. Чень, Ч. Математическая логика и автоматическое доказательство теорем / Ч. Чень, Р. Ли. - М.: [не указано], 2013. - 867 c.
30. Шилов, Г.Е. Математический анализ (конечномерные линейные пространства) / Г.Е. Шилов. - М.: [не указано], 2015. - 871 c.
31. Эдельман, С.Л. Математическая логика / С.Л. Эдельман. - М.: [не указано], 2015. - 319 c.