Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбора темы «Методы стимулирования в деятельности учащихся» обусловлена тем, что эффективность освоения любого вида деятельности во многом зависит от приобщения ребенка к этому виду деятельности.
Деятельность протекает более эффективно и дает лучшие результаты, если у ученика есть сильные, яркие и глубокие стимулы, вызывающие желание активно действовать, преодолевать неизбежные трудности, упорно продвигаясь к намеченной цели.
Деятельность наиболее успешна, если учащиеся положительно относятся к обучению, имеют познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности, а также если у них есть чувство ответственности и обязательств.
Для формирования мотивов стимулирования деятельности используется весь арсенал методов организации и проведения деятельности - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, а также методы самостоятельной работы под руководством учителя.
Объект исследования деятельность учащихся
Предмет изучения методы стимулирования деятельности учащихся.
Цель исследования определить методы стимулирования студенческой активности.
Задания:
- рассмотреть теоретические аспекты педагогического стимулирования;
- дать понятие и сущность методов стимулирования деятельности учащихся;
- определить классификацию методов стимулирования деятельности учащихся;
- выявить особенности применения методов педагогического стимулирования;
- предложить рекомендации по применению методов стимулирования деятельности учащихся.
Методы исследования: Теоретический - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты педагогического стимулирования
1.1. Понятие и сущность методов стимулирования деятельности учащихся
Стимулирование - это мотивация, воздействие; поощрение, подталкивание, противодействие, активация, совершенствование, склонение, подталкивание (словарь синонимов русского языка) [1]
В Древней Греции стимулом называли деревянную палку с заостренным концом, которой погонщики быков и мулов тыкали ленивых животных. Как видите, стимуляция имеет не очень приятную для людей этимологию. Но что, если человеку, как животному, нужны постоянные раздражители, одни из которых он черпает из внутренних источников, находит внутри себя, а другие создаются внешними силами.
В настоящее время под методами стимулирования активности и поведения понимаются методы воздействия на мотивационную сферу личности, направленные на то, чтобы побудить учащихся улучшить свое поведение, развить в них положительную поведенческую мотивацию. Прямая и непосредственная цель стимулов - ускорить или, наоборот, подавить определенные действия [2].
Различные исследования структуры человеческой деятельности неизменно подчеркивают необходимость в ней стимулирующего компонента.
Любая деятельность происходит более эффективно и дает качественные результаты, если в то же время у личности есть стимулы, которые побуждают действовать активно, с полной самоотдачей, преодолевать неизбежные трудности, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, упорно продвигаясь к намеченной цели.
Все это напрямую связано с учебной деятельностью, которая более успешна, если учащиеся положительно относятся к учебе, если у них есть познавательный интерес, потребность в приобретении знаний, навыков и умений, если у них есть чувство долга, ответственности, и т.п. ...
Для формулирования таких стимулов к учебной деятельности используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности - вербальные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также методы самостоятельной учебной работы.
Таким образом, каждый из способов организации деятельности одновременно оказывает не только познавательное и информационно-обучающее, но и стимулирующее действие. В этом смысле можно говорить о стимулирующе-мотивационной функции любого метода обучения [4].
Однако опыт учителей и науки накопил большой арсенал методов, специально направленных на создание положительных стимулов для обучения. Они стимулируют познавательную деятельность, способствуя обогащению учащихся учебной информацией. Функция стимуляции в этом случае, так сказать, выделяется, способствуя реализации воспитательной функции всех остальных методов.
Как отмечалось выше, группу методов поощрения обучения можно разделить на две большие подгруппы. В первом из них представлены методы формирования познавательных интересов у студентов. Во втором - методы, в основном направленные на формирование чувства долга и ответственности в учебе. Давайте дополнительно охарактеризуем каждую из этих подгрупп методов поощрения обучения детей школьного возраста.
1.2. Классификация методов стимулирования деятельности учащихся
Традиционные методы поощрения. Самые известные и широко применяемые с древних времен методы стимуляции [6]:
- поощрение
- наказание
- соревнование.
В настоящее время очень актуален вопрос использования поощрений и наказаний, поскольку важность поощрений и наказаний в системе образовательного влияния очень локальна, хотя они не относятся к числу образовательных инструментов, которые необходимы в повседневной жизни и в повседневной жизни. каждый шаг.
Однако большинство учителей используют их как доминирующие, не принимая во внимание тот факт, что сегодня теория и практика обучения имеют богатый арсенал различных методов и приемов.
Но, несмотря на такую популярность и очень широкое распространение методов поощрения и наказания, учителя часто используют эти методы неправильно или плохо продуманные - и поэтому в лучшем случае это неэффективно с педагогической точки зрения, а в худшем может привести к непоправимой ошибке, ибо за которые ребенку иногда приходится платить всю свою жизнь.
Поощрение - это поощрение позитивных проявлений человека с помощью высокой оценки своих действий, порождение чувства удовольствия и радости, основанное на осознании признания другими людьми его усилий и усилий. Поощрение укрепляет положительные навыки и привычки. Действие этого метода основано на возбуждении положительных эмоций. Поэтому внушает доверие, создает приятную рабочую атмосферу (даже если это сложно) и повышает ответственность.
Метод вознаграждения самый человечный и простой в использовании. Он действует ободряюще и повышает уверенность учащихся в своих действиях, желание получить поддержку, например, снова поделиться положительными эмоциями и ощущениями, постепенно превращая добрые дела в привычку [5].
Один из видов награды - одобрение. Это можно сделать с помощью слов, жестов, мимики, оценок, публичной демонстрации достижений, представления их в качестве примера для подражания другим ученикам.
Поощрение может заключаться в внимании учителя или сверстников к действиям поощряемого человека, от которого ученик чувствует свои успехи, повышает его веру в себя, свои способности и навыки.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бермус А.Г. Практическая педагогика. Руководство. М .: Юрайт, 2020, 128 с.
2. Богданова Т.Г. Основы специальной педагогики и специальной психологии. Психология глухих. Учебник по ПО с открытым кодом. М .: Юрайт, 2019, 236 с.
3. Бороздина Г.В. Основы педагогики и психологии. Учебник. М .: Юрайт, 2016. 478 с.
4. Галигузова Л.Н., Мещерякова-Замогильная С.Ю. Дошкольная педагогика. Учебник и мастерская по ПО с открытым кодом. М .: Юрайт, 2019, 254 с.
5. Галигузова Л.Н., Мещерякова-Замогильная С.Ю. Дошкольная педагогика. Учебник и мастерская. М .: Юрайт, 2018, 286 с.
6.Герцман Е.В. Музыкальные педагогические системы: древняя музыкальная педагогика. Учебник для вузов. М .: Юрайт, 2020. 77 с.
7.Гуревич П.С. Психология и педагогика. Учебник и мастерская для бакалавриата. Учебник. М .: Юрайт, 2019, 430 с.
8. Дрозд К.В. Актуальные вопросы педагогики и образования. Учебник и мастерская для бакалавриата. М .: Юрайт, 2019, 266 с.
9.Есаулов И.Г. Педагогика и репетиторство по классической хореографии. Учебник. М .: Планета музыки, 2020. 256 с.
10.Есекешова М., Сагалиева Ю. Педагогика высшей школы. Руководство. М .: Фолиант, 2018. 256 с.
11. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание дошкольников. Учебник академического бакалавриата. М .: Юрайт, 2019, 178 с.
12.Коджаспирова Г.М. Педагогика. Учебник по ПО с открытым кодом. М .: Юрайт, 2019, 720 с.
13.Крыско В.Г. Основы общей педагогики и психологии. Учебник по ПО с открытым кодом. М .: Юрайт, 2019, 472 с.
14. Кузнецов В.В. Общая и профессиональная педагогика. Учебник и мастерская для прикладного бакалавриата. М .: Юрайт, 2019.156 с.
15.Куцебо Г.И., Пономарева Н.С. Общая и профессиональная педагогика. Учебник для вузов. М .: Юрайт, 2019, 128 с.
16.Куцебо Г.И., Пономарева Н.С. Общая и профессиональная педагогика. Учебник по ПО с открытым кодом. М .: Юрайт, 2019, 128 с.
17Рожков М.И., Макеева Т.В. Социальная педагогика. Учебник академического бакалавриата. М .: Юрайт, 2017. 288 с.
18. Руденко А. М. Основы педагогики и психологии. Учебник. М .: Феникс, 2018. 384 с.
19. Савенков А.И. Педагогика. 2-часовой исследовательский подход. Часть 1. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. М .: Юрайт, 2019, 232 с.
20. Тиллаева, Ш. М. Педагогическая стимуляция / Ш. М. Тиллаева, Ш. Х. Курбанова. - Текст: прямой // Молодой ученый. - 2016. - №19 (123). - С. 394-396. - URL:https://moluch.ru/archive/123/33805/ (дата обращения: 22.09.2021).