Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Внимание к личности, вопросам достоинства человека становится одним из главных проявлений истинного демократизма в общественной жизни. Вступление Российской Федерации в Совет Европы определило необходимость приведения отечественного законодательства в соответствие с международными и европейскими нормами в сфере охраны прав и свобод личности.
Уяснена и получила утверждение в Конституции РФ идея правового государства, для которого важной ценностью выступает человек, а главным гарантом его прав и свобод предстает суд. Юридическая система государства зафиксировала весь перечень прав, закрепленных в международных пактах и соглашениях, фактически ставших новшеством для российского конституционного законодательства. Раздел Конституции о правах и свободах отечественных граждан выступает в известном смысле украшением правовой системы современного государства, самым совершенным правовым выражением ее демократических целей.
Тем не менее, с осуществлением таких прав в практической жизни не все обстоит удачно. К сожалению, не в полной мере озвученные положения Конституции РФ на сегодняшний день по различным причинам можно материализовать.
Институт Уполномоченного по правам человека выступает для нашего государства новоиспеченным. Тем не менее, в мировой практике он захватывает лидирующее место в системе органов, которые осуществляют контроль за работой аппарата управления, результативно охраняющих права человека. Его содержание и деятельность способствовали открытию новой главы в отношениях между страной и ее гражданином, между субъектами, которые наделены властью, и контролируемыми.
Объектом курсовой работы выступают общественные отношения, которые возникают в связи с функционированием института Уполномоченного по правам человека в нашей стране.
Предметом курсовой работы является законодательство, которое регулирует компетенцию, порядок замещения должности, а также формы функционирования Уполномоченных по правам человека в Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации.
Цель исследования заключается в раскрытие правовых характеристик статуса Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Отмеченная цель обусловила постановку следующих задач:
- выделить основные понятия Уполномоченного по правам человека и его статус в РФ;
- рассмотреть особенности развития института уполномоченного по правам человека;
- выделить специализированные органы уполномоченного по правам человека в РФ;
- рассмотреть назначение и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека РФ;
- обозначить гарантии Конституции, предоставляемые Уполномоченному по правам человека РФ;
- выделить функции Уполномоченного по правам человека в РФ;
- сделать акцент на проблемах деятельности уполномоченного по правам человека в РФ. Пути их совершенствования.
Методологическая основа исследования. При написании курсовой работы для реализации цели и решения указанных задач использовались общие принципы познания, общенаучные подходы: системный, функциональный; методы анализа и синтеза и другие.
Теоретическую основу данной работы составили научные труды таких авторов, как: Автономова А.С., Баглая М.В., Богдановой Н.А., Бойцовой В.В., Воеводина Л.Д., Лукашевой Е.А. и других.
ГЛАВА 1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТЬЯ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕНОГО ПО ПРОВАМ ЧЕЛОВЕКА В РФ
1.1 Основное понятие Уполномоченного по правам человека и его статус в РФ
В законодательстве большинства демократически-развитых государств личность, ее права и свободы провозглашаться высшей ценностью.
Правовое государство для выполнения своей главной функции защиты и охраны прав и свобод личности имеет систему процедур, механизмов, институтов, которые гарантируют защиту прав и свобод личности. Институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмен) в правовых системах государств выступает главным механизмом защиты прав личности и упрочения законности в функционировании государственных органов .
При всем многообразии в названиях термин «омбудсмен» выступает собирательным и представляет собой родовое понятие, вид определенной службы, которая не похожа на другие государственные и общественные организации.
Есть разнообразные подходы к дефиниции института омбудсмена, выявляющие сущность и природу такого термина. Международная ассоциация правоведов формально устанавливает институт омбудсмена как службу, которая предусмотрена конституцией либо актом законодательной власти и возглавляемую автономным публичным должностным лицом высокого ранга, ответственного перед законодательной властью, получающего жалобы от пострадавших граждан на государственные органы, служащих, нанимателей либо действует по своему усмотрению и имеет право проводить расследование, представлять корректирующие действия и представлять доклады .
Иное международное определение института омбудсмена звучит как «государственная служба, предусмотренная Конституцией и возглавляемая независимым публичным должностным лицом высшего ранга, которое ответственно только перед законом» .
В нашей стране, Конституция Российской Федерации рассматривает омбудсмена как лицо, которое уполномочено парламентом выполнять контроль за соблюдением прав и интересов граждан в функционировании органов исполнительной власти и должностных лиц . Еще один научный труд содержит аналогичное определение: омбудсмен в большинстве стран определенное должностное лицо парламента, которое наблюдает за законностью действий государственных органов и исполнением прав и свобод граждан .
Обширность понятий рассматриваемого термина обусловлена, прежде всего, исторически разнообразной средой, философскими взглядами и влиянием конституционно-политических систем. Параллельно при всей обширности форм данного института существует достаточно оснований предполагать о его единой концепции. Для института уполномоченного по правам человека свойственным выступает, прежде всего, то условие, что данная должность наличествует в рамках парламентаризма и обращена на контроль конкретной деятельности государственных органов.
Следовательно, по мнению А.Ю. Сунгурова, под омбудсменом следует понимать достойное доверия независимое лицо, которое уполномочено парламентом на защиту прав отдельных личностей и которое осуществляет опосредованный парламентский надзор в форме обширного контроля за всеми государственными должностями, но без права модификации принятых ими решений .
Приняв общеуправляемое определение «омбудсмен», правовед Н.Ю. Хаманеева отмечает следующие общие характеристики института омбудсмена, которые составляют целостную концепцию данного института.
1. Институт омбудсмена характеризуется как значительное дополнение правообеспечительного механизма, который действует в стране. Введение этого института выступает последовательным итогом демократизации общества.
2. Основная задача функционирования омбудсмена – это защита прав граждан, что конкретизирует его позицию как части системы охраны правопорядка в более широком смысле, имеющегося наряду с парламентским, судебным, административным и другими формами контроля и надзора.
3. Должность омбудсмена принадлежит к высшим должностям нашей страны.
4. Главнейшая черта института омбудсмена – это его независимость. Во многих государствах данная должность избирается парламентом, предоставляя отчет только ему. В главную функцию омбудсмена входит надзор за деятельностью исполнительных органов. Такой контроль проявляется внешним и своего рода чрезвычайным. Он реализовывается по инициативе омбудсмена или по жалобам граждан.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)/ Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237.
2. Информационный бюллетень. Межпарламентская ассамблея государств – участников Содружества Независимых Государств. 2005. № 35 (ч. 1). С. 242 - 262.
3. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.
4. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД 2О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 7. Ст. 801.
Судебная практика
5. Апелляционное определение Челябинского областного суда от 09.10.2014 по делу № 11-10850/2014 « О признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от дачи ответа на обращение заявителя» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 02.10.2021.
6. Определение Верховного Суда РФ от 10.02.2010 № 78-Г09-47 «Об отмене решения Санкт-Петербургского городского суда от 24.11.2009 и признании недействующими положений пункта 6 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 30.12.1997 № 227-77 «Об Уполномоченном по правам человека в Санкт-Петербурге» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 02.10.2021.
Научная и учебная литература
7. Вагизов Р.Г. Понятие омбудсмена (уполномоченного по правам человека) в современной правовой доктрине // Российская юстиция. - 2020. - № 11.
8. Дадашева М.Д. Проблемы законодательного урегулирования института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Гражданин и право. - № 10. - 2017. - С. 11.
9. Институт Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ: Учеб. пособие / под ред. А.Ю. Сунгурова. – СПб., 2013. - С. 29.
10. Комарова В.В. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации // Государство и право. - 2019. - № 9. - С. 21.
11. Коровникова Е.А. Деятельность Уполномоченного по правам человека в контексте осуществления парламентского контроля в Российской Федерации / Юридический мир. - 2010. - № 8. - С. 13.
12. Лебедев А.И. В аппарате Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Московский журнал международного права. - 2018. - № 1. - С. 129.
13. Москалькова Т.Н. Институт уполномоченных по правам человека в государственном механизме России // Административное право и процесс. - 2018. - № 12. - С. 52 - 59.
14. Общая теория прав человека / Рук. авт. кол. и отв. ред. Е.А. Лукашева. – М.: НОРМА, 2016. - С. 369.
15. Пустынцев Б. Региональный омбудсмен или еще один депутат? // Развитие института Уполномоченного по правам человека в российских регионах. Т. 2. Региональный омбудсмен., 2019. - С. 194.
16. Сунгуров А.Ю. Региональный уполномоченный по правам человека – первые шаги в России // Развитие института Уполномоченного по правам человека в российских регионах. Т. 2. Региональный омбудсмен / Под ред. А.Ю. Сунгурова. Приложение к журналу «Северная Пальмира». – СПб., 2019. -С. 198.
17. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. – М.: Наука, 2017. - С. 287.
18. Чиркин В.Е. Контрольная власть // Государство и право. - 2020. № 4. - С. 18.