Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Сама природа музыки диктует и подсказывает живое отношение к процессу обучения. С опытом приходит понимание, что методик-универсалий не существует, а педагогика сама по себе суть творчество в своем бесконечном развитии. Что же касается несовершенства современной методики преподавания игры на гитаре и, как следствие, ее дисбаланса с практикой, то мы видим выход из сложившейся ситуации в дополнении и систематизации методических разработок гитарной педагогики с опорой на фундаментальные исследования других инструментальных школ.
В современной музыкальной педагогике к основным музыкальным способностям относят: музыкальный слух (мелодический, гармонический, тембродинамический, полифонический), ритм, память, мышление, воображение, способность чтения с листа, а также охвата формы музыкального произведения и др. На их развитие сильно влияет уровень состояния игрового аппарата.
На уроках классической гитары развитие способностей происходит в работе над музыкальными произведениями. От разумных рациональных методов изучения зависят скорость и качество формирования исполнительской культуры, а также степень ресурсосбережения всего процесса обучения.
Качественному формированию игрового аппарата способствуют: соблюдение законов классической механики в процессе звукоизвлечения; грамотное применение ногтевого способа игры; максимальное приближение двух приемов игры «апояндо» и «тирандо» по мелкой моторике и звуку; развитие координации движения обеих рук на основе логики движений с учетом принципа приоритета правой руки.
Следует отметить, что за последнее время было накоплено значительное количество основательных научных исследований в области гитарной педагогики, среди которых ценнейшими, на наш взгляд, являются работы: В.В. Домогатского, В.А. Кузнецова, Н.П. Михайленко, Н.H. Дмитриевой, М.А. Самохиной, А.А. Скрынникова и др.
Объект работы – гитарное искусство.
Предмет работы – использование современных методик в обучении игры на гитаре.
Цель работы – рассмотреть современные методики преподавания гитары.
Задачи работы:
- рассмотреть предпосылки появления акустической гитары как музыкального инструмента и её эволюцию в процессе исторического развития;
- выявить основные принципы и задачи обучения игре на гитаре;
- рассмотреть методику визуализации Р. Провоста;
- изучить прогрессивную технику «фортепианной игры» на гитаре;
- рассмотреть современную методику игры на гитаре в технике «фингерстайл».
Методологию работы составили метод сравнения, классификации и анализа теоретических источников.
Глава 1. Гитара как музыкальный инструмент: история и особенности обучения игре
1. 1. Предпосылки появления акустической гитары как музыкального инструмента и её эволюция в процессе исторического развития
Предпосылками появления нового инструмента – акустической гитары стали поиски усиления звучания (что являлось недостижимым для её классической «сестры») с целью сохранения своеобразия своего голоса в ансамблях, недопустимости его потери в среде яркой тембровой окрашенности других групп оркестра – струнных, духовых и ударных. Поэтому изначально инструмент создавался с ориентацией на стиль звукоизвлечения, который в классической гитарной технике чаще всего именуется мавританским, или расгеадо, известным также как «бой», «чёс», «страм» (англ. strum – бренчание).
Следует отметить, что рассматриваемый метод звукоизвлечения обрёл популярность в народной музыке, на нём же основано современное гитарное исполнительство в стилях рок, поп и джаз.
В конце XIX – первом десятилетии XX века она стала использоваться в процессе исполнения блюзовых композиций, превратившись к середине прошлого столетия в их важнейший, незаменимый атрибут. Выйдя на первые позиции, гитара в блюзе, как в вокально-инструментальном жанре, стала выполнять не только аккомпанирующую роль, но и солирующую функцию.
«Укрепление сольных «позиций» инструмента привело к появлению целой плеяды замечательных профессиональных джазовых гитаристов: Биг Билл Бронзи, Джон Ли Хукер, Чарли Кристиан, позднее Уиллс Монтгомери, Чарли Берд, Джо Пасс, демонстрирующих уникальные возможности владения инструментом» .
В России история гитарного искусства насчитывает более 230 лет. У истоков его возникновения стояли: композитор, изобретатель и основоположник русской семиструнной гитары А. О. Сихра, композитор и гитарист С. Н. Аксёнов, концертирующий исполнитель Н. П. Макаров. В ХХ столетии огромный вклад в становление отечественной школы внесли советский классический гитарист, композитор, дирижёр и педагог А. М. Иванов-Крамской, классический гитарист и педагог А. К. Фраучи, а также известные джазовые музыканты Николай Николаевич Громин и Алексей Алексеевич Кузнецов.
В настоящее время акустическая гитара является основным инструментом, применяемым в таких жанрах, как авторская песня, фолк. Важное место отведено ей в цыганской и кубинской народной музыке, а также роке, блюзе и др. Принято считать, что некими «общими знаменателями» состояния сознания исполнителей-гитаристов, работающих в перечисленных стилевых направлениях, являются физическая, эмоциональная и интеллектуальная мобильность, импровизационность, свобода и «творческость».
1. 2. Основные принципы и задачи обучения игре на гитаре
Правильные, умелые и последовательные шаги в музыкальном обучении в целом, и в частности в обучении игре, дают заметный результат даже при средних музыкальных способностях.
Методика игры на инструменте вбирает в себя лучшие традиции передовых мастеров прошлого, скрупулезно оценивает труды настоящего, для лучшего обучения в будущем. Развитие музыкальных особенностей, в любом случае, протекает с общим культурным развитием ученика. Хоть и музыкальное образование носит статус «дополнительного» с иерархии знаний, но играет большую роль.
Говоря о развитии музыкальных способностей, стоит упомянуть о донотном периоде обучения. Так как музыкальные способности развивают параллельно общему музыкальному развитию, не нужно пренебрегать вопросами посадки, постановки рук, извлечению звука и др. Нивелировать самый старт длительного марафона по музыкальному миру является грубой ошибкой.
«Гитара требует четкой фиксации без участия рук. Устойчивое положение создается своеобразным треугольником: тремя точками опоры. Но подавляющее большинство детей играет, пытаясь держать инструмент еще и руками. С самого начала это следует искоренять. Правая рука кладется предплечьем на обечайку. Она не должна быть статичной, а при необходимости подвижной, уметь плавно перемещаться вдоль струн, без зажатия» (рис. 1).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акишина, Е. М. Современная музыка и горизонты музыкального образования: монография / Екатерина Акишина. - Москва : Музыка, 2017. - 175 с.
2. Алешникова, Л. П. Методика обучения игре на инструменте (гитара): учебно-методическое пособие / Л. П. Алешникова. - Белгород : Эпицентр, 2017. - 37 с.
3. Андреев А. Современная школа игры на шестиструнной гитаре. / А. Андреев. - М. , 2017. - 223 с.
4. Бахмин А. А. Самоучитель игры на шестиструнной акустической и электрогитаре / А. А. Бахмин. - М.: АССЦЕНТР, 2017. - 82 с.
5. Дьяконова И. Г. Классическая гитара вчера, сегодня, завтра. // ГитаристЪ / И. Г. Дьяконова. - М., 2018. – 375 с.
6. Карпов Л. В. Развитие базовой исполнительской техники формирования звука в процессе обучения игре на гитаре / Л. В. Карпов — СПб., 2017. — 221 с.
7. Карпов Л. В. Характеристика видов исполнительской техники игры на классической гитаре / Л. В. Карпов // Таврические студии. Серия: Искусствоведение. -2016. -№ 11 (25). -С. 99–104.
8. Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание // Материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (7–8 апреля 2012 г.). - Тамбов, 2012. – 276 с.
9. Лихачёв Ю.Я. Программа по гитаре. Современная развивающая методика обучения / Ю. Я. Лихачев. - СПб.: Композитор, 2013. – 253 с.
10. Мельниченко В.А. Современная методика обучения игре на шестиструнной гитаре: авторская образовательная программа / В. А. Мельниченко. - Омск: ГРАН-центр, 2016. – 345 с.
11. Методика музыкального образования: урок музыки как учебный предмет и урок искусства : учебно-методический комплекс по дисциплине : учебно-методическое пособие / Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова"; сост. Н. П. Шишлянникова. - Абакан : Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, 2017. - 75 с.
12. Михайленко Н.П. Методика преподавания игры на шестиструнной гитаре / Н. П. Михайленко. – К.: «Книга», 2017. – 248 с.
13. Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен [Текст] : сборник научных трудов / Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена ; [редкол.: ред.-сост. - М. В. Воротной и др.]. - Санкт-Петербург : Скифия-принт. - 2017. - 284 с.
14. Орочко, А. Ю. Гитара: учебник для начинающих гитаристов, профессионалов и любителей / А. Ю. Орочко. - Санкт-Петербург : Композитор, 2017. - 114 с.
15. Петров, П. В. Как научиться играть на гитаре, зная всего 8 аккордов / П.В. Петров. - М.: Современная школа, 2018. - 849 c.
16. Петров, П. В. Гитара : самоучитель : безнотная методика : буквенно-цифровое обозначение аккордов / П. В. Петров. - Москва : АСТ, 2017. - 286 с.
17. Подружись с гитарой: учебно-практическое пособие / авт.-сост. Вячеслав Разумовский. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2017. - 316 с.
18. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей, Рос. акад. наук. / Б. М. Теплов. – М.: РГБ, 2017. – 377 с.
19. Худяков, В. В. Гитара. Этапы мастерства. Тетрадь 1: учебный курс теории и практики в двух тетрадях. - Санкт-Петербург : Композитор, 2017. - 371 с.
20. Цыпин Г. М. Современный педагог-музыкант: традиции образовательного процесса и вызовы времени / Г. М. Цыпин // Вестник Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. - 2018. - № 32 (51). - С. 93–101.