Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Организм людей зрелого и пожилого возраста в разной степени подвергается инволюционным процессам, которые могут привести к развитию неблагоприятных факторов для жизни человека: старению, развитию хронических заболеваний, сокращению периода активной жизнедеятельности. Важным направлением современной социальной политики российского государства является организация образования людей пожилого возраста. Качественная реализация данного направления сопряжена с решением проблемы улучшения состояния психологического, социального, физического здоровья людей данной возрастной категории. В свою очередь, оптимизации состояния здоровья человека содействует включение его в организованную физкультурнорекреационную деятельность. Таким образом, организация оздоровительной физкультурно-рекреационной деятельности представляется неотъемлемым элементом геронтообразования и фактором его эффективности. Содержание физкультурно-оздоровительных занятий при этом должно определяться, исходя из характера необходимых оздоровительных воздействий, физической подготовленности, физиологических возможностей занимающихся. Одновременно положительные эффекты физической активности во многом обусловлены соответствием содержания и способов организации физкультурно-рекреационной деятельности интересам, потребностям, а также возрастным особенностям пожилых людей.
Актуальность исследования определяется остротой проблемы увеличения численности пожилого населения и, как следствие, проблемы сохранения здорового образа жизни и активной деятельности на долгие годы.
Методы и организация исследования. В ходе работы применялись анализ научно-методической литературы, эксперимент, тестирование, метод экспертной оценки, методы математической статистики.
Степень разработанности темы. В работах Б. Г. Ананьева, Е. Н. Артемовой, М. Б. Биржакова, В. Ф. Буйленко, И. В. Зориной, Л. П. Шматько, А. Д. Чудновского и др., рассматриваются масштабные проблемы рекреационной деятельности не только в России, но и за рубежом. В работах В. Козыревой, Г.А. Папиряна, Л. Канетти, Е. А. Соболевой, Г. А. Яковлевой, М. А. Жукова анализируются подходы и методики рекреационной деятельности с пожилыми людьми.
Цель исследования: оценить влияние физической рекреации на самочувствие лиц зрелого и пожилого возраста в отдельно взятой группе.
Объект исследования: физическая активность лиц зрелого и пожилого возраста.
Предмет исследования: физическая рекреация лиц зрелого и пожилого возраста.
Задачи исследования:
Проанализировать научно-методическую литературу по особенностям физической рекреации лиц зрелого и пожилого возраста.
Разработать комплекс упражнений физической рекреации для лиц зрелого и пожилого возраста.
Провести анализ результатов исследования.
В экспериментальном исследовании приняли участие 30 человек в возрасте от 45 до 70 лет.
Глава 1. Возрастные физиологические особенности лиц зрелого и пожилого возраста
1.1 Физиологические особенности организма людей зрелого и пожилого возраста
В настоящее время наблюдается тенденция демографического старения населения. Вследствие этого возникает необходимость исследования социальной активности данной категории людей. Особый интерес вызывает поиск путей реализации социальной активности. Положительный эффект в преодолении негативных стереотипов старости, а также позитивное влияние на социальное самочувствие человека в последние фазы жизненного цикла может оказать социокультурная и психическая активность людей пожилого возраста. Она подразумевает использование и активизацию всех жизненных ресурсов, на которые способен человек в старости для развития новых возможностей. Это необходимо для улучшения качества жизни пожилого человека. Кроме этого, ведёт к переосмыслению в общественном сознании роли и места пожилых людей в обществе и положительно сказывается на преодолении стереотипов в поведении и отношениях. Подавляющее большинство пожилых людей соглашается с тем, что в их возрасте учёба, образование не нужны, и что их удел - заниматься внуками, забыв о своих желаниях и интересах. Многие считают естественным и нормальным, что с возрастом нарушается психика. Существование таких представлений о пожилых людях и самих лиц пожилого возраста негативно влияет на самооценку, формирование депрессивного состояния, на взаимодействие с окружающими.
Особенно остро проблема физической активности влияет на жизнедеятельность пожилых людей. Возможности граждан пожилого возраста существенно уменьшаются, вследствие процесса старения сопровождающегося ростом числа заболеваний сердечно-сосудистой, костно-мышечной систем, органов дыхания и других болезней. Потеря двигательной активности может способствовать сужению социальных связей пожилого человека, уменьшению адаптации к новому образу жизни, отказу от привычных занятий. Кроме того, в пожилом и старческом возрасте человек особо нуждается не только общении, но ив совместной деятельности (например, досуговой или бытовой) со своими сверстниками. Однако ограничения в движении вследствие наличия одного или нескольких заболеваний приводят к тому, что пожилые ведут малоподвижный образ жизни и большую часть времени проводят дома или в стационарных или полустационарных учреждениях социального обслуживания, где этой проблеме не уделяется достаточно внимания. Очевидно, что такая категория, как люди пожилого возраста, нуждается в должном внимании со стороны государства и общества.
Одной из главных трудностей можно считать именно смену статуса пожилых людей, их стремление к максимальному продлению активной старости, к желанию не угасать как член общества, являться его частью и вносить определенный вклад. Вызвано это прекращением трудовой деятельности или её ограничением. Пожилыми людьми пересматриваются ценностные установки, ориентиры, образ жизни. Все это приводит к возникновению определенных затруднений в психологической и социально-бытовой адаптации к новым условиям. Люди старшего возраста сталкиваются с одиночеством по разным причинам. Это связано с наличием таких феноменов, как отчуждение, эгоизм, эгоцентризм, индивидуализм. Одиночество может вызвать самые разные реакции у пожилого человека – от активного протеста, до болезненного и мучительного страдания. Заболевания, перешедшие в хроническую стадию, приводят к снижению возможностей самообслуживания, адаптации к любым изменениям. На фоне этого могут возникать определенные проблемы с окружающими, в том числе и с близкими, даже с детьми и внуками. Психика пожилых и старых людей отличается иногда раздражительностью, обидчивостью, возможны старческие депрессии, ведущие порой к самоубийству, уходу из дома. Люди пожилого и старческого возраста, прежде всего, одинокие - но нужно помнить, что помощь нужна не только пожилому человеку, но и его семье.
Зрелый и пожилой возраст - это закономерно наступающие этапы индивидуального развития человека. Процессы созревания и старения происходят непрерывно, неравномерно и неодновременно. Они затрагивают не в равной степени различные ткани, органы и системы организма. К первому периоду зрелого и зрелого возраста относят мужчин от 21 до 35 лет, ко второму мужчин 36- 60 лет, пожилыми считаются мужчины - 61 – 74 лет. Период от 75 лет и старше относят к старческому возрасту. В данном разделе мы будем рассматривать физиологические особенности организма людей второго периода зрелого возраста. [6].
Старение, продолжительность жизни, адаптивные реакции и реактивность организма. Механизмы и закономерности старения организма человека изучает геронтология. Существует целый ряд теорий старения на клеточном, молекулярном и организменном уровнях. Общим в большинстве этих теорий является признание роли возрастных мутаций в генетическом аппарате клетки. Однако большинство исследователей считают, что старение на клеточном и молекулярных уровнях происходит медленнее, чем в целостном организме.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Уч. пособие для студентов вузов/ Г.С. Абрамова. –М.: Академич. Проект, 2015. – 185 с.
2. Аксенова, О. Э. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре / О. Э. Аксенова. – Санкт-Петербург : Питер, 2006. – 431 с.
3. Аксельрод, С. Л. Спорт и здоровье / С. Л. Аксельрод. – Москва : Владос, 2004. – 472 с.
4. Альперович В. Д. Проблемы старения: демография, психология, социология. М.: ООО «Издательство Астрель»: «Издательство АСТ», 2014. 352 с.
5. Выдрин В.М. Физическая рекреация - вид физической культуры / В.М. Выдрин // Культура физическая и здоровье. - 2004. - № 2. - С. 18-21.
6. Белорусова, А.В. Особенности занятий физическими упражнениями с лицами среднего и пожилого возраста /А.В. Белорусова. – М.: Физкультура и спорт, 2014. – 267 с.
7. Бондаренко, И. Н. Основные факторы оптимизации процессов социокультурной адаптации пожилых людей. Старшее поколение в пространстве и времени российской культуры/ И. Н. Бондаренко. – М., 2014. – 57 с.
8. Быков, Е.В. Влияние уровня двигательной активности на формирование функциональных систем / Е.В. Быков, А.В. Исаев, А.В. Ненашева, С.А. Личагина, А.М Мкртумян. –ТПФК., 2013. – 200 с.
9. Гаврилов, Д.Н. Педагогические и организационные особенности двигательного режима людей зрелого и пожилого возраста / Д.Н. Гаврилов. –М., 2016. – 92 с.
10. Гусалов, А. Х. Физкультурно-оздоровительная группа / А. Х. Гусалов. – Москва : Физкультура и спорт, 2001. – 80 с.
11. Дубровский, В.И. Физические методы реабилитации в спорте: Методические рекомендации / В.И. Дубровский. –М., 2015. –174 с.
12. Ильин, В.П. Гимнастика для людей среднего и пожилого возраста / В.П. Ильин. – М., Физкультура и спорт, 2015. – 154с
13. Мосина О.А., Платова Н.Э., Никитина Я.А. Организация физической рекреации людей пожилого возраста как направление геронтообразования // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2019. - № 2. - С. 79-84
14. Платонов, В. Н. Теория и методика спортивной тренировки / В. Н. Платонов. – Киев: Высшая школа, 1984. – 336 с.
15. Шендрик И.Н. Адаптация наоборот: как подготовить работника к выходу на пенсию // Кадровое дело. - 2010 - N 9 - С. 68-75.
16. Шмелева Н. Б. «Третий» возраст и основные проблемы. Технологические аспекты социальной работы с пожилыми людьми // Российский журнал социальной работы. 2005. №2. С. 63–67.