Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность: в настоящее время агрессивное поведение у детей вызывает сильнейшую озабоченность воспитателей, педагогов школ и работников правоохранительных учреждений. Оно затрагивает всех, кто работает с детьми. Поэтому необходимо понимать причины такого поведения и условия его становления.
Дошкольный возраст характеризуется многочисленными изменениями в организме ребенка: возросшая физическая выносливость в старшем дошкольном возрасте, повышение работоспособности, высокая утомляемость. Работоспособность дошкольников обычно резко падет через 25-30 минут. Дети очень утомляются при повышенной эмоциональной насыщенности познавательной деятельности, мероприятий. Все это необходимо учитывать, имея в виду повышенную эмоциональную возбудимость данного возраста. В возрасте 6-7 лет для получения популярности решающее значение имеют различные требования со стороны группы. Имеют значение интеллектуальный уровень, развитие речи, физическое развитие, ловкость, степень овладения различными видами деятельности. Ценятся также внешний вид и красивая одежда, общительность, готовность делиться игрушками.
Не имея адекватных средств общения, ребенок кулаками стремится занять лидирующее место в группе. Такие вспышки могут проявляться, если желания ребёнка по какой-либо причине не выполняются. Начало школьного обучения обозначает переход от игровой деятельности к учебной, как ведущей деятельности младшего дошкольного возраста, в котором формируются основные психические новообразования. Экспериментально доказано, что появление агрессии или её запрет может нарушить период адаптации ребёнка младшего школьного возраста.
Проблема исследования: в настоящее время существует множество различных методик, разработок, связанных с коррекцией агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Проблемой служит выбор методов коррекции, который во многом зависит от причин агрессивного поведения, способов выражения агрессии, индивидуальных особенностей личности ребенка.
Цель: изучить использование коллективных игр в профилактике агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: агрессивное поведение у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: коллективные игры как профилактика агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть понятие агрессивного поведения в психолого-педагогической литературе;
2) Определить особенности проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста;
3) Раскрыть роль коллективных игр в профилактике агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста;
4) Выявить уровень агрессии у детей старшего дошкольного возраста;
5) Разработать программу по коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством коллективных игр;
6) Провести контрольный этап исследования.
Методы исследования:
‒ теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение;
− эмпирические: изучение психолого-педагогической и методической литературы, тестирование.
Структура работы: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение, список литературы из 25-ти источников, 2 приложения.
1.Теоретические основы использования коллективных игр как профилактика агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Понятие агрессивного поведения в психолого-педагогической литературе
В настоящее время агрессия является довольно распространенным явлением. Данное понятие рассматривается в трудах различных ученых, каждый из которых понимает агрессию и агрессивное поведение по-своему.
Так, Г.А. Бреслав определили агрессию в качестве «поведения, направленного на причинение вреда или ущерба иному живому существу, который имеет основания избегать такого обращения с собой» [4, с. 65]. Такое понимание «агрессии» включает:
- преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;
- такое поведение, предусматривающее причинение вреда или ущерба живым организмам;
- жертвы должны иметь мотивацию избегания такого негативного обращения с собой.
С точки зрения психологического словаря, агрессия - «мотивированное деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам в обществе, а также наносит вред объектам нападения [21, с. 94].
Проявление агрессии весьма разнообразно.
Различают два основных типа агрессивных проявлений:
- целевая агрессия;
- инструментальная агрессия.
Первая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту. Вторая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.
Агрессивное поведение – прежде всего, внешнее выраженное действие, поведение, направленное против другого; мотивированное деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам взаимодействия между людьми [4, с. 83]. Как правило, подобное поведение характеризуется краткосрочностью протекания, меняется в зависимости от особенностей условий ситуации, при смене самой ситуации. Другими словами, агрессивное поведение выступает результатом взаимодействия личностных, ситуативных и трансситуативных факторов.
Целью агрессивного поведения чаще всего является причинение вреда другому. Подобное поведение не отожествляется с установками, мотивами или эмоциональными состояниями, хотя они могут оказывать влияние на характер протекания поведенческих стратегий.
Ю. Б. Можгинский считает, что агрессивное поведение может быть частью «нормального» поведения, а может иметь патологический характер. Болезненная агрессивность включается в симптоматику психической патологии. Воспитание или перевоспитание, специальное психологическое влияние не могут существенно изменить в нужную сторону патологическое поведение [37, с. 14].
По мнению С. Н. Данченковой, все множество агрессивных действий можно характеризовать с помощью трех шкал: физическая — вербальная, активная — пассивная, прямая — непрямая. Комбинация этих шкал дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий [6, с. 15].
Все многообразие агрессивных действий относится к трем различным классам на основании ведущего уровня саморегуляции поведения и места агрессивных проявлений в общей структуре деятельности субъекта.
По этим основаниям к первому классу относятся акты агрессивного поведения, осуществляемые на деятельностном уровне, их причина заключается в соответствующих агрессивных мотивах, а саморегуляция поведения происходит на наиболее высоком, личностном уровне.
Ко второму классу, как считают исследователи, относятся акты агрессивного поведения, релевантные уже не деятельности в целом, а соотносимые с уровнем действий.
К третьему классу относятся акты агрессивного поведения, совершенные субъектами, находившимися в наиболее глубокой степени аффекта. В таких случаях регресс достигает индивидного уровня, в результате чего активность теряет не только целесообразность, но зачастую носит неупорядоченный, хаотичный характер, что проявляется в форме двигательных стереотипий.
Л. А. Дубровина предложила структуру агрессивного проявления [8, с. 132]:
1. По направленности: агрессия, направленная вовне; аутоагрессия, направленная на себя.
2. По цели: интеллектуальная агрессия; враждебная агрессия.
3. По методу выражения: физическая агрессия; вербальная агрессия.
4. По степени выраженности: прямая агрессия; косвенная агрессия.
5. По наличию инициативы: инициативная агрессия; оборонительная агрессия.
Согласно О. В. Калининой, агрессивность как свойство личности, проявляющееся в агрессивном поведении, относится к группе нравственно-психологических свойств личности, которые выражают отношение человека к другим людям [10, с. 89].
Агрессивное поведение включает в себя наступательность (напористость), неуступчивость, мстительность, нетерпимость к мнению других.
Мстительность характеризуется склонностью человека к мести, т. е. к агрессии в ответ за причиненное зло.
Наступательность (напористость) — стремление навязать свою волю, подчинить.
Неуступчивость — несговорчивость, нежелание уступать в споре, желание настоять на своем.
Нетерпимость к мнению других — нежелание учитывать другие точки зрения, отличные от своих собственных; проявление авторитарности при принятии решений.
Бескомпромиссность — нежелание идти на взаимные уступки, что приводит к возникновению конфликтной ситуации.
Другим интегральным свойством личности, «подпитывающим» агрессивность и способствующим враждебному агрессивному поведению, является конфликтность. Она включает в себя вспыльчивость, обидчивость и подозрительность.
1.2. Особенности проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста
Для понимания сущности агрессивного поведения подростков, необходимо знание характеристик детей старшего дошкольного возраста. У старших дошкольников по мере их роста и развития существенно изменяются их физические возможности и способности, которые связаны с интенсивными анатомическими процессами, созреванием организма. Еще не завершено развитие скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры к 6 годам у детей.
У старших дошкольников совершенствуется координация движений. В данное время осваиваются больше навыки по рисованию, изготовлению игрушек из бумаги и картона. Наиболее интенсивно подлежат развитию крупные мышцы [12, с. 56].
Особенность нервной деятельности у детей старшего дошкольного возраста − неустойчивые нервные процессы, преобладает возбуждение над торможением.
У детей 5-6 лет активно созревает кора головного мозга, ребенок способен логически мыслить, анализировать и обобщать все события, которые происходят в окружении. Ребенок в это время способен акцентировать внимание на каком-либо роде занятий, возникают типологические особенности ВНД, формируется характер. Дети очень восприимчивы к взрослым, их поведению. Если родители хвалят ребенка, то данный ребенок испытывает радость, и, наоборот. Ребенок в 5-6 лет достаточно хорошо уже понимает, что можно и что нельзя, дисциплинируется его поведение.
В 5 лет у ребенка достаточно резко меняется ритм физического развития. Наблюдается ослабление ряда звеньев мышечной системы и суставов. Поэтому часто возникает нарушение осанки, плоскостопие, искривление конечностей.
К 6 годам у дошкольников еще не завершено строение стопы. Поэтому важно предупреждать возникновение плоскостопия, причина которого - обувь большего размера, чем нужно, лишняя масса тела, заболевания.
К 6 годам у ребенка уже достаточно развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но слабы мелкие мышцы. Дети, в этой связи, легко усваивают задания в ходьбе, беге, прыжки.
В шесть лет дети готовы к осознанности установленных перед ними задач, умеют оценить ситуацию, управлять достижениями, в этой связи возможно при помощи словесных указаний формировать у детей прочные знания и умения их двигательной деятельности. По мере роста детей их двигательная деятельность более многообразна. Дети уже лучше владеют движениями, знакомы им и разные гимнастические упражнения, подвижные игры. Проявляется самостоятельность [8, с. 17].
Дети разучивают разные упражнения, пытаются повторять за воспитателем технику выполнения, пытаются планировать свои игровые действия, стремятся к результативности. Дети оценивают движения свои и своих друзей в группе.
У детей в двигательной деятельности складываются наиболее сложные формы общения между собой и с взрослыми. У детей появляется и совершенствуется чувство уважительного отношения к старшим, стремятся дети и подражать им. У них возникает желание помочь другим, научить его. Значительная роль отводится направленности на достижение коллективного результата игры. У детей в 6 лет поведение обусловлено возникающими мотивами соперничества, соревнования. Имеются и случаи негативного отношения детей к тем, кто плохо выполняет то или иное задание, игру и пр.
Посредством знакомства с правилами игры ребенок приобретает опыт, необходимые для выработки саморегуляции.
Старшие дошкольники осознают последовательность событий. Происходит усовершенствование основных процессов: возбуждение, торможение.
Необходимо правильно организовать двигательную активность дошкольников. Если ее недостаточно, число заболеваний органов дыхательной системы возрастает на 20 %. Потребность в двигательной активности у детей у многих может быть выше. Педагог должен контролировать двигательную деятельность дошкольников, с учитывать их индивидуальность, предупреждать гипердинамию.
Важно формировать условия, чтобы слабые, а также сильные дети могли совершенствовать свои качества, развивать их. В этой связи, как можно больше внимания нужно уделять двигательным качествам, их развитию у детей дошкольников, улучшать работу по физическому воспитанию в ДОУ, создавать хорошие материальные условия жизни.
Быстрота движений, ловкость, сила и выносливость важны для укрепления здоровья, физического усовершенствования. Развитые физические качества важны в игровой деятельности детей, направлены на проявление уверенности, активности, самостоятельности, самоконтролю.
Проявляются физические качества посредством определенных умений, двигательных навыков. Существуют двигательные навыки только при наличии физических качеств. Взаимосвязь навыков и физических качеств можно объяснить общностью условно рефлекторного механизма данных процессов [22, с. 60].
Главное место среди физических качеств отводится ловкости, представляющей собой способность индивида координировать движения и целесообразно решать двигательные задачи.
Ребенок 5 – 6 лет знает свое полное имя и фамилию, возраст, домашний адрес и телефон, имя и отчество родителей и других членов семьи. Может рассказать о своей семье, домашнем труде взрослых, заботе их друг о друге, совместных делах дома. Проявляет заботу о близких, замечает заботу о себе.
Развивается инициатива, наблюдательность, умение планировать собственную деятельность, произвольность поведения.
Может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил. Эмоционально переживает несоблюдение норм и правил. Без контроля взрослого может выполнять трудовые обязанности. Поведение становится более сдержанным. Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, помогает.
В этом возрасте старший дошкольник продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.
Ребенок 5 - 6 лет желает показать себя миру, часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.
В 5-летнем возрасте характерны преходящие навязчивые повторения «неприличных» слов, в 6-летнем - детей одолевают тревога и сомнения в отношении своего будущего: «А вдруг я не буду красивой?» [12, с. 64].
Дошкольник с трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных взрослыми границ, с целью заполучить то, что хочет.
В общении со сверстниками дети старшего дошкольного возраста познают правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходят от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков: Учеб.пособие [Текст]. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. — 379 с.
2. Амельченко, В. С. Агрессия у детей и подростков [Текст] / В. С. Амельченко. — СПб. Речь, 2005. — 336 с.
3. Алфимова, М. В., Трубников, В. И. Психогенетика агрессивности / М. В. Алфимова, В. И. Трубников // Вопросы психологии. — 2000. — № 6. — С. 117—125.
4. Бреслав, Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности [Текст] / Г. Э. Бреслав. — СПб.: Речь, 2007. — 144 с.
5. Давыдов, В. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учебник для студентов пед. Институтов / Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон, А. В. Петровский. — М. : Просвещение, 2017. — 288 с.
6. Данченкова, С.Н. Детская агрессивность / С.Н. Данченкова // Молодой ученый. – 2019. - № 6. – С. 15-21.
7. Детская агрессия: причины и последствия. – 2020. – 15 августа. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.unicef.org/ (дата обращения: 07.09.2021).
8. Дубровина, Л. А. Деятельность социального педагога по коррекции агрессивного поведения подростков [Текст] / Л. А. Дубровина // Новый взгляд. — 2017. — № 7. — С. 132-141.
9. Ильин, Е. П. Психология агрессивного поведения [Текст] / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2014. — 368 с.
10. Калинина, О. В. Детская агрессивность [Текст] / О. В. Калинина. — Ярославль: Академия развития, 2003. — 184 с.
11. Коллективные игры как средство профилактики агрессивного поведения дошкольников [Электронный ресурс]. – URL: http://www.psihdocs.ru/kollektivnaya-igra-kak-forma-profilaktiki-agressivnogo-poveden.html?page=9 (дата обращения: 28.09.2021).
12. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. - М.: Просвещение, 2018. - 322 с.
13. Можгинский, Ю. Б. Агрессивность детей и подростков [Текст] / Ю. Б. Можгинский. — М.: Когито-Центр, 2009. — 181 с.
14. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред.В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 184 с.
15. Пикина, А. Коррекция агрессивного поведения и тревожности // Персональный сайт Пикиной Анастасии. [Электронный ресурс]. – URL: http://socpedagoganastasiya.blogspot.ru/2011/03/blog-post.html (дата обращения: 27.09.2021).
16. Платонова, Н. М. Агрессия у детей и подростков. Учеб. пособие / под ред. Н. М. Платонова. СПб.: «Речь», 2016. - 336 с.
17. Рисунок несуществующего животного [Электронный ресурс]. – URL: https://studfile.net/preview/4650374/ (дата обращения: 27.09.2021).
18. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М.: Флинта, 2017. - 196 с.
19. Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения со сверстниками. // Дошкольное воспитание. - 2017. - №8. - С. 73-76.
20. Смирнова, Е.О., Холмогорова В.М. Конфликтные дети. - М., 2016. - 222 с.
21. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: Практикум. - Ростов н/Д.: Феникс, 2014. - 704 c.
22. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск: Ильин В.П. – М., 2016. - 192 с.
23. Чижова, С. Ю. Детская агрессивность: 100 ответов на родительские «почему?» [Текст] / С. Ю. Чижова. — Ярославль: Академия развития, 2003. — 160 с.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/#ixzz45rQvFxpn (дата обращения: 15.09.2021)
25. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Знание, 2014. - 464 с.