Фрагмент для ознакомления
2
Введение
С древних времен педагоги ищут способы наиболее эффективного обучения детей, ставятся задачи определить такие методы и технологии, чтобы оно протекало быстро и качественно, с разумными затратами сил учителей и учеников. Испробовано уже многое, не осталось ни одного более или менее очевидного пути, по которому бы не пытались идти учителя. Все самое ценное сосредоточено в арсенале научной дидактики, практическая задача которой – указать учителям наиболее рациональные пути скорейшего приобретения знаний, умений, навыков, выработанные предшествующими поколениями учителей.
Актуальность темы исследования заключается в том, что на современном этапе развития школьного образования наблюдаются тенденции к снижению качества знаний и усилению негативного отношения к обучению в целом, из-за общего снижения уровня познавательной активности у школьников на уроках физики.
Поэтому, необходим иной подход к организации обучения, позволяющий изменить позиции ученика и учителя в учебном взаимодействии. В современной практике обучения физики большую популярность получили занимательные задачи. В изученной литературе описано множество занимательных задач, представлены классификации, которые рассматривают в основном общепедагогические аспекты способов обучения.
Развитие познавательных способностей учащихся – длительный процесс. Поэтому система работы учителя по активизации учебной деятельности школьников должна строиться с учетом постепенного, планомерного и целенаправленного достижения желаемой цели- развития познавательных творческих способностей учащихся.
Познавательная деятельность ребенка представляет собой очень сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние воздействия являются определяющими в развитии познавательной активности, но по мере развития сознания, все большую роль приобретают внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребности.
Познавательная активность как движущая сила учения школьника является основой формирования ценностных ориентаций развивающейся личности.
Именно познавательный интерес пробуждает в личности способность к вдохновению и творческой активности в любом виде деятельности, что подтверждается психолого-педагогическими исследованиями ученых (Ю.П. Азаров, Н.В. Болотникова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Новикова, Г.И. Щукина и другие).
Таким образом, опираясь на актуальность изучаемой проблемы, нами была выбрана тема работы: «Активизация познавательной деятельности на уроках физики средней общеобразовательной школы посредствам занимательных задач по физике.».
Объект исследование: процесс обучения физике.
Предмет исследования: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики.
Цель исследования: Показать роль решения занимательных задач на уроках физики.
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность познавательной деятельности и познавательных способностей учащихся;
- дать определение познавательной деятельности в психолого-педагогической литературе;
-провести исследование активизации познавательной деятельности учащихся посредством занимательных задач на уроках физики.
- проанализировать использование элементов занимательности на уроках физики .
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
1.1.Понятие «познавательная деятельность» в психолого-педагогической литературе
Одна из важных задач, которые общество ставит перед образовательными учреждениями, - это развитие познавательной активности подрастающего поколения. Практическое решение этой проблемы зависит от того, насколько молодые люди способны развивать познавательные процессы и стремление к самопознанию.
Учебно-познавательная деятельность поиска ориентирована на открытие чего-то нового, ранее неизвестного. Студент сталкивается с проблемой, которую он должен решить самостоятельно или в сотрудничестве с другими. Для решения этой задачи ребенку необходимы определенные качества и способности, которые необходимо развивать учителю. В их перечень включены основные понятия проблемы поисковой активности младших школьников: учебная деятельность, познавательная активность, познавательная самостоятельность, познавательный интерес. Без этих факторов невозможно организовать поисковую деятельность [4].
Ведущие учителя всегда были вовлечены в проблему формирования и развития познавательных процессов. В основе этой проблемы лежит понимание взаимосвязи между этими частями учебной деятельности. В Древней Греции ученые пытались разработать такой компонент исследовательско-образовательной деятельности школьников, как познавательная деятельность. Эвристический дискурс как метод развития познавательной деятельности существует уже тысячи лет, и впервые как «сократический дискурс» от имени известного философа Сократа, проводившего со своими учениками философские дискурсы, направленные на разъяснение Истины. не через прямое общение, а через разум самого ученика [Голован].
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что развитие познавательной активности, интеллектуальной работоспособности, познавательной активности является важным аспектом жизнедеятельности человека и осуществляется на протяжении всей его жизни. Ученые (Аристотель, Ф. Бэкон, И. Кант, Г. Лейбниц, Д. Локк), психологи (Дж. Брунер, П. Гальперин) и учителя (М. С. Матюшкин, И. А. Щукин) подчеркивали необходимость взятия предмета. . активная позиция по отношению к познанию окружающего мира.
Прежде чем дать определение понятиям «познавательная деятельность», «познавательная деятельность», рассмотрим тесно связанные с ними понятия «деятельность» и «деятельность».
Активность - напряженная деятельность, активное состояние. Подтверждение связи деятельности деятельности мы также находим в трудах философов. В философии термин «деятельность» обычно используется в тесной связи с толкованием термина «деятельность». Деятельность - это особая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержанием которой является изменение и целенаправленное изменение, понимание, приобретение знаний, признание, признание законов объективного мира; набор знаний во всех областях [6].
Ученые часто отмечают взаимозависимость понятий активности и познания (поскольку познание - это активная деятельность индивида), усиление одного понятия другим: "активность познания", "познавательная деятельность", "познание, направленное на поиск неизвестного". Так, Аристотель, рассматривая познавательную деятельность человека, отмечал, что знания не является продуктом пассивного созерцания действительности, а возникают, функционируют и развиваются в процессе активной продуктивной деятельности. Итак, активность познания тесно связана с познавательной деятельностью, они взаимосвязаны и человек получает знания, т. е. познает, активно действуя.
Познавательная активность и когнитивное внимание возникают при возникновении когнитивных потребностей, равно как и потребность в деятельности, направленной на получение новых знаний.
Информация в контексте нашего исследования - это работа психологов, определяющих характер, особенности развития и разнообразие деятельности человека на протяжении всей жизни. Принимая во внимание теорию отношений и классификацию форм деятельности, разработанную Д. Узнадзе, Ильин дает усовершенствованную самоклассификацию форм человеческой деятельности, которая отражает тенденцию развития познавательной активности от удовлетворения любопытства в предыдущие годы. жизнь, обучение на более высоком уровне развития в школьные годы и, наконец, к интеллектуальному труду на более высокой ступени развития личности [8].
Таким образом, познавательная активность - это человеческая черта, которая проявляется в стремлении к самостоятельной деятельности и живому участию во всем [9].
Определение «активность» в трудах философов, учителей, психологов также следует из понятия «деятельность», но диалектика взаимосвязи этих понятий раскрывается по-разному. Некоторые исследования рассматривают деятельность как широкую и всеобъемлющую категорию, охватывающую деятельность. Последняя в данном случае трактуется как специфическая форма деятельности социальной системы, т.е. деятельность - это общее понятие относительно деятельности.
В.Э. Миллериан определяет деятельность как высшую ступень в развитии деятельности. Поэтому, по мнению автора, понятие «деятельность» шире, чем «активнеость » [7].
Эти концепции были определены в работах других ученых. Например, Г. Щукина - «живая и активная деятельность, направленная на выполнение поставленной задачи» [8]; у Т. Доленко - «сознательная, произвольная, целенаправленная умственная и физическая работа, необходимая для приобретения знаний, развития навыков и умений». PER. Абасов считает, что, несмотря на диалектический подход к этим понятиям, их необходимо различать
Фрагмент для ознакомления
3
1.Бойко Ю. В., Исследования познавательной активности учащихся по школьным предметам [Электронный ресурс]. 22.07.2010 URL: https://открытыйурок.рф/статьи/578737/, (дата обращения 10.10.2021).
2.Доронина Н. Н., Чернова О. А. Познавательная активность детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. 2018. №4. С. 176- 178. URL: https://moluch.ru/archive/190/48075/.
3.Жернакова Н. И. Диагностические методики для определения уровня развития у детей познавательной активности [Электронный ресурс] 19.02.2015. URL: https://nsportal.ru/user/700945/page/diagnosticheskiemetodiki-dlya-opredeleniya-urovnya-razvitiya-u-detey-poznavatelnoy, (дата обращения 05.10.2021).
4. Иванова Л.А., Тихомирова С.А. Экспериментальное учебное пособие по физике для учащихся 10 класса 1 часть. - М., 1993.
5.Пашнев, Б.К. Методические материалы для учителя по изучению познавательного интереса учащихся «Определение уровня развития познавательного интереса школьника» [Электронный ресурс] // 2018. – Электрон. версия печат. публ. – URL: https://урок.рф/library/metodicheskie_materiali_dlya_uchitelya_po_izuchen iyu_poz_171654.html (дата обращения: 10.10.2021г.).
6. Монастырский Л.М. Физика за два года. Пособие для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений. - М., 1994.
7. Тарасов Л.В. Современная физика в средней школе.- М.: Просвещение, 1990.
8. Тарасов Л.В. Мир, построенный на вероятности. - М.: Просвещение, 1984
9. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения.- М.: Просвещение, 1975.
10. Горелов Л.А. Занимательные опыты по физике-М.:Просвещение, 1985
11. Марон А.Е., Марон Е.А. Дидактические материалы. Физика 8 класс — М.: Дрофа, 2009
12. Алексеева М.Н. Физика-юным: Теплота. Электричество. Книга для внеклассного чтения. 7 класс — М.: Просвещение, 1980
13. Ланина И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики — М.: Просвещение, 1985.
14. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе - М.: Просвещение. 2000 г. – 256 с.
15. Занков Л.Е. Наглядности и активизация учащихся в обучении. - М.: Просвещение, 1990.
16. Нестандартные уроки. Физика7-10 классы.Сост. С.В.Боброва- Волгоград:издательство «Учитель»,2002 г.
17. Бугаев А.Н.,Методика преподавания физики в ср.школе. М: Просвещщение,2003г..
18. Фридман Л.Н. Наглядность и моделирование в обучении - М.: Просвещение, 2004. – 122 с.
19.Запорожченко Л.И. Педагогическая модель развития познавательной активности // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. – №8 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-model-razvitiya-poznavatelnoyaktivnosti(дата обращения 10.10.2021)
20.Активизация познавательной деятельности учащихся. Современные педагогические технологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://pedtehno.ru/content/aktivizaciya–poznavatelnoy–deyatelnosti– uchashchihsya.html Friday, 16 Nov 2018 22:06:32.(Дата обращения 10.10.2021)