Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования
Уже в 1950-х годах роман Толстого вдохновил американского ученого, лауреата Нобелевской премии в области физики Чарлза Таунса на изобретение лазера: «Идея вспыхивающих лучей смерти настолько мистическая, что захватывает воображение читателя». Таунс также вспоминает мифологический сюжет, отсылая читателя к богу-громовержцу Юпитеру, посылающего молнии. В 1970-х годах. Джордж Лукас дал герою «Звездных войн» джедаю Люку Скайуокеру не что иное, как лазер – световой меч, который с тех пор заменяет в мальчишеских играх шпагу или меч.
Объектом исследования является процесс развития понимания поэтики имени в романе А. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина».
Предметом исследования являются способы, и средства развития поэтики имени в романе А. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» при изучении персонажей в произведении в романе А. Толстого.
Цель данной работы – обоснование способов формирования понимания поэтики имени в романе А. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» на основе изучения поведения персонажей.
Задачи работы:
• Рассмотреть теоретические вопросы изучения формирования творчества А. Н.Толстого в контексте культуры первой трети ХХ века
• Рассмотреть место творческой деятельности А. Н. Толстого
• Проанализировать теорию о значении имени в литературе
Гипотеза исследования – предполагается, что на основе доступных источников литературы, исследовательский анализ влияния понимания поэтики имени при изучении романа А. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина»
С этой целью были использованы следующие приемы и методы изучения материала: формальный, образно-стилистический, сравнительный, культурно-антропологический, социокультурный, источниковедческий, классификации, типологии и систематизации.
Практическая значимость исследования определяется возможностью его использования в учебных курсах. Курсовая работа может служить основанием для дальнейших теоретических исследований по вопросам формирования понимания поэтики имени в романе А. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» учащихся 8-х классов средней общеобразовательной школы.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе впервые рассмотрено формирование понимания поэтики имени в романе А. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» учащихся 8-х классов средней общеобразовательной школы в рамках реализации ФГОС при изучении романа А. Н. Толстого.
Во введении дается общая характеристика исследования и определяется его характер. Оно содержит формулировку заглавной темы, цель и задачи, а также аннотированный обзор использованных источников, приемы и методы работы с ними. Выделяется актуальность и проблематика исследования, его практическая значимость. Раскрывается основная гипотеза и структура работы.
Структура работы: содержание, введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение, список использованных источников.
Каждая часть работы завершается обобщением и содержит предварительные выводы, которые впоследствии суммируются в заключении, в котором также подводится основной итог работы, делаются обобщающие выводы.
Глава 1. Творчество А. Н. Толстого в контексте культуры
1.1. А. Н. Толстой. Биография
Алексей Толстой родился 10 января 1883 года в городе Николаевске Самарской губернии. Его мать, Александра Тургенева, была дочерью отставного военного, очень набожного и аскетичного человека, и приходилась внучатой племянницей декабристу Николаю Тургеневу. С ранней юности она много читала и сама занималась литературным творчеством: писала книги для детей и взрослых, печаталась в самарских газетах, а позднее и в петербургских журналах. Отец — граф Николай Толстой — был предводителем самарского дворянства, двоюродным братом историка Михаила Толстого и министра внутренних дел Дмитрия Толстого. Отец будущего писателя имел тяжелый характер, поэтому еще до рождения сына, в мае 1882 года, Александра Тургенева ушла от мужа к председателю уездной земской управы Алексею Бострому. Трое старших детей остались с отцом. [13, c.21]
В 1897–1898 годах Толстой учился в Сызранском реальном училище. После этого семья переехала в Самару, где будущий писатель продолжил обучение. Все предметы давались ему одинаково хорошо, трудности были только с иностранными языками. В 1901 году Алексей Толстой получил аттестат и уехал в Петербург, где поступил в Технологический институт на отделение механики.
В 1905-м Толстого направили на практику в уральский город Невьянск, на металлургический завод. Там он написал рассказ «Старая башня», основанный на местных легендах и посвященный главной достопримечательности Невьянска— «падающей» башне.
В то же время, вдохновившись поэзией Николая Некрасова и Семена Надсона, Алексей Толстой попробовал сочинять стихи. Первый поэтический сборник — «Лирика» — он издал за свой счет в 1907 году. Впоследствии, однако, писатель стыдился своих ранних стихотворных опытов, считал их неумелыми подражаниями и предпочитал не вспоминать о них вовсе. В 1911 году он выпустил книгу стихов по мотивам русского фольклора «За синими реками» и после этого к поэзии больше не возвращался.
Проза увлекла Толстого гораздо больше. Незадолго до защиты диплома он бросил университет и посвятил все свое время творчеству. Как вспоминал писатель, в ранних его рассказах преобладали сюжеты «об уходящем и ушедшем мире разоряющегося дворянства» — из таких произведений состоял выпущенный в 1911 году цикл повестей и рассказов «Заволжье». По-прежнему интересовали Толстого и фольклорные мотивы: одной из его первых изданных книг стал сборник «Сорочьи сказки». О творчестве писателя хорошо отзывались многие его современники: Максим Горький, Максимилиан Волошин, даже известный скептик Иван Бунин.
До 1914 года Алексей Толстой написал несколько сборников сказок, роман «Хромой барин», 10 рассказов и повестей, 14 пьес, многие из которых шли в Малом театре. «Чтобы одновременно в течение года печататься в шестнадцати разных изданиях, нужно было работать, не разгибая спины».
«Трудился он тогда споро и весело»,— вспоминал писатель Корней Чуковский. Однако Толстой не все время проводил за письменным столом: он успевал появляться на всех литературных встречах, театральных премьерах и других важных светских событиях Петербурга.[11, c.157]
Когда началась Первая мировая война, Толстого освободили от службы из-за проблем со здоровьем и отправили на фронт военным корреспондентом от газеты «Русские ведомости». В 1916 году он побывал в Англии и Франции, создал несколько рассказов, пьес и военных очерков — «Касатка», «Прекрасная дама», «На горе».
К революции Алексей Толстой отнесся враждебно. В июле 1918 года он переехал в Одессу, оттуда — в Константинополь, затем в Париж и наконец, поселился в Берлине. «Час был тяжелый,— рассказывал он в письме Ивану Бунину об отъезде из Одессы. — Но тогда точно ветер подхватил нас, и опомнились мы скоро, уже на пароходе. Что было перетерплено — не рассказать. Спали мы с детьми в сыром трюме рядом с тифозными, и по нас ползали вши. Два месяца сидели на собачьем острове в Мраморном море. Место было красивое, но денег не было. Три недели ехали мы (потом) в каюте, которая каждый день затоплялась водой из солдатской портомойни, но зато все искупилось пребыванием здесь (во Франции)».
Однако и в этот период постоянных переездов писатель продолжал работать. Даже в трюме корабля до Константинополя он устроил себе подобие рабочего места: столом и стулом служили перевернутые ящики из-под консервов. Еще в Одессе Толстой написал повесть «Граф Калиостро» и комедийную пьесу «Любовь— книга золотая».
В 1922 году вышла автобиографическая повесть «Детство Никиты»: в ней Толстой рассказал о своей жизни в имении отчима, а прообразом матери главного героя стала мать самого писателя. В произведении сохранились также подлинные имена учителя Аркадия Ивановича и детского приятеля автора — Мишки Коряшонка. В том же году писатель выпустил роман «Сестры» — первую часть трилогии «Хождение по мукам».
Ни в Париже, ни в Берлине Толстому не нравилось. «Жизнь здесь приблизительно как в Харькове при гетмане,— писал он Ивану Бунину. — марка падает, цены растут, товары прячутся». В мае 1923 года писатель ненадолго приехал в СССР, а позже вернулся на родину навсегда.
Приехав в Советский Союз, Алексей Толстой, по выражению Корнея Чуковского, «сразу же впрягся в работу, не давая себе никакой передышки».
Уже в 1923 году он выпустил свой первый фантастический роман «Аэлита», работу над которым начал еще в Берлине. В 1924-м вышли повесть «Похождения Невзорова, или Ибикус», сказка «Кот сметанный рот», пьеса «Бунт машин».
Три года спустя Толстой вернулся к жанру фантастики и создал еще одно известное произведение — «Гиперболоид инженера Гарина». Современники, однако, не одобрили ни «Аэлиту», ни «Гиперболоид…». Хвалил эти произведения только Максим Горький, негативно же отзывались о них даже друзья Толстого — Корней Чуковский и Иван Бунин. «Без фантастики скучно все же художнику, благоразумно как-то… Художник по природе — враль, вот в чем дело!» — отвечал на критику писатель.
Постепенно Алексей Толстой наладил отношения с советской властью. Он стал депутатом Верховного Совета СССР и членом Академии наук, был одним из любимых писателей Иосифа Сталина.
До 1930-х годов Толстой писал преимущественно рассказы и работал над второй книгой трилогии «Хождение по мукам» — «1918 год». Затем он обратился к исторической тематике и в 1934 году выпустил два тома романа «Петр Первый». За это произведение он получил первую из трех своих Сталинских премий. Писатель планировал издать и третий том, однако он так и остался незавершенным.
Два года спустя, в 1936-м, вышла самая известная сказочная повесть Алексея Толстого — «Золотой ключик, или Приключения Буратино», литературная обработка сказки итальянского писателя Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы». Изначально Толстой собирался просто перевести произведение на русский язык, но затем передумал:
«… выходит скучновато и пресновато. С благословения Маршака пишу на ту же тему по-своему». [11, c.167]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бурьяк А. Алексей Толстой, или Победа гибкости над грубой силой. [Электронный ресурс]. URL: http://bouriac.narod.ru/PORTRAYS/Tolstoy_Alexey.htm. (Дата обращения: 16.02.2015.)
2. Воронцова Г. Н. А. Н. Толстой в жизни и творчестве: учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. М.: Русское слово, 2004. 112 с.
3. Воспоминания об А.Н. Толстом. М. : Сов. писатель, 1982. 495 с.
4. Голлербах Э.А. Н.Толстой. Л.: Издание Э. Голлербаха, 1927. 80 с.
5.Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск: Петрозаводский гос. ун-т, 1995. 224 с.
6. Иванов Н.Н. Взаимодействие эпического и лирического в русской прозе 1910- х годов (На материале произведений М. Горького, С.Н. Сергеева-Ценского, А.Н. Толстого): Автореф. дис. … канд. филол. наук: 11.10.21 / Н.Н. Иванов. М., 1990. 23 с.
7. Ковский В. Обновленные традиции (реалистический талант Алексея Толстого и современность) // Реалисты и романтики: из опыта русской советской классики. М., 1990. С. 124–136.
8. Крандиевская-Толстая Н.В. Воспоминания. Л.: Лениздат, 1977. 432 с.
9. Крюкова А.М. А.Н. Толстой и русская литература: творческая индивидуальность в литературном процессе. М.: Наука, 1990. 257 с.
10. Лынова Е.П. Эстетика державности в прозе А.Н. Толстого: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.01 / Е.П. Лынова. Армавир, 2006. 20с.
11. Оклянский Ю. Биография и творчество. Портреты. Встречи. Рассказы литературоведа. М.: Сов. писатель, 1986. 388 с.
12. Петровская Н.Ю. Концепция личности и истории в творчестве А.Н. Толстого: автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.01.01 / Н.Ю. Петровская ; Бир. гос. пед. ин-т. М., 2000. 18 с.
13. Поляк Л.М. Алексей Толстой – художник. М.: Наука, 1964. 46с.
14. Рымаренко О. С. Писатели-фантасты как генераторы научных идей // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2017. № 6 (27). С. 81-89.
15.Степун Ф. А. Сочинения. М.:Рос. полит. энциклопедия (РОССПЭН), 2000. 1000 с.
16.Серпикова, М.Б. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для студентов всех специальностей университета / М.Б. Серпикова – Москва : МИИТ, 2008. – 216 с.
17.Стернин, И. А. К теории речевых культур носителя языка / И. А. Стернин // Вопросы психолингвистики. – 2009. – №9. – С.22-29.
18.Стернин, И. А. Типы речевых культур / И. А. Стернин. – Воронеж : Истоки, 2013. – 23 с.
19.Титова, Е. В. О стилистическом статусе просторечия в русском языке (лексикографический обзор) / Е. В. Титова // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2009. – №3 – С.306-311.
20.Токарев, Г. В. Вопросы изучения художественного стиля в школе / Г. В. Токарев // Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2018. – № 1. – С. 137- 141.
21.Толстой А. Н. Гиперболоид инженера Гарина. Краснодар: Краевое книгоиздательство, 1950. 307 с.
22.Трубинова, Е. А. Формирование языковой компетенции во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС / Е. А. Трубинова // Молодой ученый.– 2013. – № 12 (59). – С. 454-456.
23.Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. Заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – Москва : Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.
24. Халил Х.И. Берлинский период творчества А.Н. Толстого: поэтика пародийности: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.01 / Х.И. Халил; С.-Петерб. гос. ун-т. СПб., 2009. 22с.
25. Федорова А.В. Персонажно-топологические характеристики образа России в ранней прозе А.Н. Толстого: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.01 / А.В. Федорова; Вологодской гос. пед. ин-т. Вологда, 2004. 22с.
26. Флоренский П.А. Имена // Флоренский П.А. Собр. cоч. в 4-х т. Т. 3(2). М., 2000.
27. Щербина В. А.Н. Толстой. Творческий путь. М., 1956. 246 с.