Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность заключается в том, что средства обучения, а также содержание, методы, организационные формы являются составной частью системы обучения (проектируемой модели) и образовательного процесса, а также важнейшей составляющей учебно-материальной базы любого образовательного учреждения.
Учебные пособия — это материальные объекты и объекты естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в учебном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности преподавателя и учащихся для достижения целей обучения, воспитания и развития.
Являясь компонентом различных системных образований в педагогической науке и практике, материальные средства обучения оказывают наиболее непосредственное влияние на все остальные компоненты в полном соответствии с установленными системообразующими связями функционирования, преобразования, взаимодействия и т.д.
Например, достаточно широкое использование новых информационных технологий неизбежно приводит к более широкому применению на практике проектных, исследовательских, проблемных методов, которые предусматривают различные формы самостоятельной деятельности учащихся (индивидуальной, групповой), не ограничиваясь традиционным уроком.
Неизбежно, цели и содержание обучения также подвержены определенным изменениям. Именно с появлением новых инструментов и технических достижений стало возможным включить в программу те разделы науки, которые ранее были недоступны студентам. Уже сегодня студенты получают реальные возможности раскрыть свой творческий потенциал, развить природные задатки и способности, осваивая новые методы и технологии обучения, что стало возможным только с появлением новых технологий.
Классификация учебных пособий не может быть четкой и единообразной. Особенность средств обучения заключается в том, что они используются коллективно, вместе и никогда не исключают друг друга. Задача преподавателя - выбрать наиболее эффективные (с его точки зрения) средства обучения для активного процесса обучения.
Выбор средств обучения в каждом конкретном случае зависит от целей и задач, содержания обучения, закономерностей образовательного процесса, познавательных способностей учащихся, используемых организационных форм и методов обучения, а также дидактических возможностей самих средств обучения.
Использование средств обучения должно обеспечивать наилучшее решение образовательных, познавательных и воспитательных задач.
Средства обучения влияют на эмоции учащихся, активизируют их. Активизация проявляется как непосредственное интенсивное переживание ученика, которое придает определенное направление его мышлению, служит стимулом для его деятельности, источником уверенности в правильности выбранного пути.
Роль средств обучения заключается в активизации работы преподавателей, что позволяет учащимся увеличивать темпы изучения учебного материала, широко опираясь на их самостоятельную работу.
Предмет исследования – средства обучения.
Объект исследования – система средств обучения.
Цель исследования – рассмотреть характеристику и систему средств обучения.
Задачи:
1. Рассмотреть средства обучения;
2. Изучить классификацию и виды средств обучения;
3. Изучить характеристику современных средств обучения;
4. Изучить перспективы развития средств обучения.
Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, выводов и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ВИДЫ, СИСТЕМЫ И ЗНАЧЕНИЯ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.
1.1. Понятие средства обучения
Средства обучения — это различные объекты, используемые преподавателем и учащимися в процессе обучения.
Под средствами обучения следует понимать самые разнообразные материалы и инструменты образовательного процесса, благодаря использованию которых поставленные цели обучения достигаются более успешно и в рационально сокращенные сроки.
Основной дидактической целью средств является ускорение процесса усвоения учебного материала.
Выбор средств обучения определяется:
в конце урока или занятия;
содержание учебного материала;
прикладные методы обучения;
предпочтения учителей.
Функции средств обучения:
1. Когнитивная функция состоит в том, что средства обучения служат непосредственному познанию действительности; предоставляют более точную и полную информацию об изучаемом объекте и явлении, позволяют наблюдать объекты и явления, которые недоступны или трудно наблюдать непосредственно с помощью органов чувств (например, школьный микроскоп позволяет видеть объекты, недоступные невооруженным глазом).
2. Формирующая функция заключается в том, что средства обучения формируют познавательные способности, чувства и волю учащихся, их эмоциональную сферу.
3. Дидактическая функция состоит в том, что средства обучения являются важным источником знаний и навыков, облегчают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную деятельность. Все функции действуют в образовательном процессе в единстве, дополняя друг друга.
Как элемент дидактической системы «методы обучения» дают ответ на вопрос: как учить? Каждый учитель ежедневно и неоднократно возвращается к этому вопросу и пытается найти на него ответ на протяжении всей своей деятельности. Извечный вопрос школьной и педагогической науки. Народная мудрость, народная практика обучения и воспитания накопили немалый опыт «как учить?» Поговорки, пословицы и поговорки украинского народа звучат просто и понятно: «Каждое дело начинай с головы»; «Хрюкать будет скучно, пример для подражания»; «Хороший пример лучше сотни слов»; «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»; «Мало говори, много слушай и больше думай»; «Пока не потеешь, пока не можешь»; «Лучше один раз переписать, чем десять раз прочитать»; «Мудрый, думающий, как это сделать»; «Не откладывайте на завтра то, что вы можете сделать сегодня»; «Я плохо прочитал книгу, когда только схватил крем»; «Если просишь, стыдись на часик или просишь, можно пожизненно помочь». Народная педагогика поставила рядом два гиганта человеческого разума - познание и обучение. Все, что люди получили в результате знаний, обучения, передавалось подрастающему поколению.
Народная дидактика - это компонент народной педагогики, достижения народа в области образования и обучения, их взгляды на знания и их роль в жизни человека, источники, способы получения знаний (природа, жизнь, книга, школа, общество, общение, окружающая среда), принципы, методы, приемы народного образования, его средства; о содержании народного образования, условиях преобразования различных знаний как личности. Народная дидактика, дающая жизненные ориентиры в обучении детей, его организации, формах, способах реализации, не игнорирует воспитательные действия. В поле ее зрения всегда были: формирование мировоззрения и мировоззренческой позиции человека, формирование общей культуры человека, его идеальности, жизненных ориентаций и идеалов, воспитание бережного, разумного отношения к окружающему миру, подготовка подрастающего поколения к жизни и труду, к выполнению различных жизненно важных социальных и общественных функций.
Цель народной дидактики:
1. дать умственное воспитание человеку, который является рычагом для воспитания общей культуры, средством формирования мировоззрения, обеспечения общего развития молодежи, подготовки их к жизни и работе;
2. сформировать настоящего человека, образованного, культурного, духовно богатого, доброжелательного, трудолюбивого, подготовленного к определенному виду работы.
Народная дидактика стремится научить каждого жить и работать. Содержание образования в народной дидактике:
усвоение знаний о живой и неживой природе, обществе, производстве и самом человеке;
усвоение родного языка, в соответствии с которым ребенок входит в сферу человеческого общения, познает окружающий мир и другие языки («Сколько языков ты знаешь, сколько раз ты человек»);
изучение фольклора - активный распространитель знаний;
усвоение знаний, связанных с различными видами работ: кулинарией, медициной, гигиеной, зоологией, ботаникой, метеорологией, рукоделием, строительством, ремеслами и промыслами, работой мастеров;
усвоение знаний, связанных с выдающимися событиями в истории народа, героями, именами борцов за светлую судьбу народа;
усвоение знаний, связанных с определенными аспектами социальных наук (правительство, законодательство, социальные процессы, национальная идентичность народа)
усвоение географических знаний (сторона, часть света, названия населенных пунктов, рек, гор, океанов, происхождение названий городов и деревень).
усвоение физических и математических знаний.
Частью содержания дидактики было приобщение детей к физическому воспитанию и народному творчеству. Народная дидактика по своему содержанию направлена на то, чтобы дать каждому индивиду систему знаний, умений и навыков, которые охватывали бы основные виды человеческой деятельности - образовательную, производственно-трудовую, семейно-бытовую, общественную и общественную. Содержание образования в народной дидактике определяется жизненными потребностями трудовой деятельности человека.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Баксанский О.Е. Астрономия. Психолого-дидактические технологии обучения в современной школе // О.Е. Баксанский - Москва: 2018, 429 c.
2. Бурняшева Л.А. Активные и интерактивные методы обучения в образовательном процессе высшей школы // Л.А. Бурняшева - М.: КноРус, 2016, 706 c.
3. Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании // О.Б. Воронкова - М.: Феникс, 2018, 234 c.
4. Давидчук А.Н. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет// А.Н. Давидчук - М.: Сфера, 2017, 631 c.
5. Давыдова О.И. Интерактивные методы в организации педсоветов в ДОУ // О.И. Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богославец - М.: Детство-Пресс, 2018, 176 c.
6. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании // И.Г. Захарова - М.: 2003, 65 с.
7. Зыкова Т.С. Дидактический материал по предметно-практическому обучению // Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова - М.: Просвещение, 2011, 896 c.
8. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы // Н.И. Кудряшев - Москва: Наука, 2015, 192 c.
9. Лачугина Ю.Н. Психология и педагогика // Ю.Н. Лачугина - Ульяновск: УлГТУ, 2008, 52 с.
10. Махмутов М.И. Современный урок // М.И. Махмутов М.: Просвещение, 2003.
11. Мешков Н.И. Педагогика. Краткий курс лекций // Н.И. Мешков, И.В. Харитонова - Саранск: Мордовский гос. институт, 2010, 149 с.
12. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования // Н.А. Морева -М.: Академия, 2008, 442 с.
13. Пидкасистый П.И. Педагогика // П.И. Пидкасистый - М.: Просвещение, 2000, 56 с.
14. Подласый И.П. Педагогика // И.П. Подласый - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004, 365 с.
15. Пурин В.Д. Педагогика среднего профессионального образования // В.Д. Пурин - Ростов н/Д: Феникс, 2006, 256 с.
16. Рапацевич Е.С. Золотая книга педагога // Е.С. Рапацевич – Минск: Современная школа, 2010, 719 с.
17. Скакун В.А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов // В.А. Скакун - М.: Академия, 2007, 128 с.
18. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для вузов // В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов - М.: Академия, 2008, 566 с.
19. Харламов Ф.И. Педагогика // Ф.И. Харламов - М.: Гардарики, 2005, 520 с.
20. Хуторский А.В. Современная дидактика // А.В. Хуторский - СПб: АРТ, 200, 109 с.