Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В современном мире возрастает потребность социума в людях коммуникабельных, с хорошо развитой грамотной речью, умеющих организовать сотрудничество в любой сфере деятельности. Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности: непрерывно идет запрос, передача, хранение самой разной информации. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности является актуальной социальной, педагогической и практической проблемой в работе учителя начальных классов. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования требует от педагогов таких подходов в обучении детей, которые будут способствовать формированию необходимых умений, соответствующих запросам современного общества.
Степень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные УУД формируются и совершенствуются в процессе общения обучающихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
На данный момент существует проблема, связанная с необходимостью применения разнообразных современных форм и методов обучения, направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников и отказом от внедрения педагогами данных методических рекомендаций в практику. Важно помнить о том, что коммуникативные универсальные учебные действия являются основой школьного обучения и педагог должен выстраивать свою работу так, чтобы их формирование осуществлялось на каждом уроке.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников математике.
Предмет исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Целью нашего исследования является теоретическое изучение и выявление средств развития коммуникативных универсальных учебных действий в начальный период обучения математики.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать проблему формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
2. Изучить и выделить средства развития коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики.
3. Определить уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
4. Разработать рекомендации к организации уроков в начальный период обучения математики, с учетом средств развития коммуникативных универсальных учебных действий.
Общей теоретико-методологической базой выступили работы таких ученых как А.Г. Асмолов, Н.Т. Барлиев, Ю.В. Касаткина, О.А. Карабанова, Е.Р. Голубева, Е.Е Кравцова, С.Г. Воровщиков, И.А. Гришанова, Н.М. Назарова, М. М. Бахтина, К. П. Зайцева и другие.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в начальный период обучения математике
1.1. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий как психолого-педагогическая проблема
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют изменения образовательного пространства, иного определения целей образования. На данном этапе развития современного общества становится очевидным, что требования к уровню подготовки выпускника по конкретным предметам не означают его успешной социализации после окончания образовательного учреждения, умения выстраивать отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей Родины. Современному выпускнику школы важно не только усвоить определённый объём знаний, но и освоить универсальные учебные действия (УУД), которые дают учащемуся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности. Всё это придаёт особую актуальность задаче формирования в начальной школе всех четырёх видов УУД: коммуникативных, познавательных, личностных и регулятивных.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции своего собеседника, партнёров по общению или совместной деятельности, умение слушать и корректно вступать в диалоги, принимать участие в коллективных обсуждениях проблем, интегрироваться в группы сверстников и продуктивно производить взаимодействие и сотрудничество со взрослыми и сверстниками. Совместная постановка цели и задач занятия, умение самостоятельно делиться на пары, группы, команды, самостоятельно выбирать лидера группы или команды.
Проблема развития коммуникативных универсальных учебных действий нашла отражение в исследованиях А.Г. Асмолова, Т. Н. Беркалиева, О.А. Карабановой, Ю. В. Касаткиной и других. Однако, практика показывает, что большинство обучающихся испытывают трудности коммуникативного характера, поэтому одной из основных задач начального образования является создание благоприятных условий для развития коммуникативных универсальных учебных действий. Следовательно, возникает необходимость в их теоретическом осмыслении и поиске путей их развития [13].
А.Г. Асмолов дает следующее определение категории коммуникативные УУД – это способность субъекта осуществлять коммуникативную деятельность, использовать правила общения в конкретных учебных задачах [1].
По Н. Т. Беркалиеву, коммуникативные УУД – это умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей [5].
В научных работах Ю. В. Касаткиной встречается следующее высказывание: «коммуникативные УУД – это правильное распределение ролей внутри коллектива, умения слушать и грамотно вступать в диалог, умение строить продуктивное взаимодействие с взрослыми и сверстниками» [18].
В своей работе «Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны» О.А. Карабанова дает следующую характеристику коммуникативным действиям: они «обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя» [15]. Рассмотрев различные точки зрения относительно содержания определения коммуникативных универсальных учебных действий, мы сделали вывод о том, что коммуникативные универсальные действия включают способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях, самостоятельную организацию речевой деятельности в устной и письменной форме.
В группу коммуникативных действий входят: - речевые действия как средства регуляции собственной деятельности. К этим действиям относится речевое отображение чувств, мыслей, содержание совершаемых действий в виде социализированной речи или внутренней речи;
- проектирование учебного сотрудничества со сверстниками и педагогом, которое заключает в себе определение цели и способов взаимодействия, способность брать ответственность за организацию совместной деятельности, умение с помощью вопросов извлекать недостающую информацию, умение разрешать разногласия в ходе взаимодействия, контроль, оценка, коррекция этапов сотрудничества;
- способность действовать с учётом позиции партнёра по коммуникации. Эта способность включает в себя представление о возможности существования различных точек зрения, умение убедительно обосновать свою позицию в рассматриваемом вопросе, анализируя разные точки зрения приходить к единому выводу;
- умение правильно выстроить общение с партнёром по совместной деятельности. К этому коммуникативному действию относятся такие умения как, умение полно и точно выражать свои мысли, используя при этом монологические и диалогические формы речи в соответствии с синтаксическими и грамматическими нормами языка, умение предоставить содержание в устной и письменной форме;
- умение выстраивать сотрудничество и взаимодействие согласно морально-этическим и психологическим принципам. Под этим умением подразумевается уважительное отношение к партнёру по сотрудничеству и к
его точке зрения, стремление устанавливать отношения, основанные на доверии, взаимопонимании и эмпатии.
В соответствие с преобладающей ролью коммуникации, коммуникативные УУД делят на три группы:
1. коммуникация как кооперация (коммуникативные универсальные учебные действия, направленные на сотрудничество для достижения общей цели);
2. коммуникация как взаимодействие (коммуникативные универсальные учебные действия, направленные на учёт позиции другого человека);
3. коммуникация как условие интериоризации (коммуникативные универсальные учебные действия, служащие средством передачи информации) [1, с.118].
Коммуникация как взаимодействие — коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности.
Е.В Голубева считает, что если у детей младшего школьного возраста господствует эгоцентрическая позиция в межличностных и пространственных отношениях. В общении данная позиция ребенка проявляется в сосредоточении на своем видении или понимании вещей, что существенно ограничивает способность ребенка понимать окружающий мир и других людей, препятствует взаимопониманию в реальном сотрудничестве, и, кроме того, затрудняет самопознание, основанное на сравнении с другими [8].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. – Москва: Просвещение, 2008. – 151 с.
2. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова. – Москва: Просвещение, 2010. – 159 с.
3. Баранова, А.С. Развитие коммуникативных УУД через групповую деятельность на уроках литературного чтения в начальной школе / А.С. Баранова // Символ науки. ‒ 2015. ‒ № 9‒ 2. ‒ С. 146‒ 148.
4. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М. : Искусство, 1979. 424 с.
5. Беркалиев, Т. Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы [Текст] / Т. Н. Беркалиев. — СПб, 2007. – 134 с.
6. Витковская, И.М. Как организовать групповую работу младших школьников / И.М. Витковская // Начальная школа. – 2004. – № 12. – С. 45 – 46.
7. Воровщиков, С.Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции / С.Г. Воровщиков; Науч. Рук. М.: Педагогика, 2015. 95 с.
8. Голубева, Е.В., Голубева И.В. Развитие языковой личности на «Уроках одного слова» //Начальная школа. 2014. № 3. С. 23-27.
9. Горбунова, Т.Н. Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся начальной школы / Т.Н. Горбунова // Начальная школа. – 2008. -№11. – С. 41-56.
10. Гришанова, И. А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников [Текст] : автореф. дис. д-ра педагог. наук : 13.00.01 / И. А. Гришанова; Удмурт. гос. ун-т. – Ижевск, 2010. – 39 с.
11. Джалилова К.С. Возрастные особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Новая наука: Проблемы и перспективы. 2015. № 5-1. С. 18-20.
12. Дроздова О.А. Смирнова Т.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников как ведущий результат обучения // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 5-1 (59). С. 182-184.
13. Жуковина Ю.В. Специфика формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Наука и современное общество: взаимодействие и развитие. 2015. № 1 (2). С. 56-59.
14. Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно – воспитательной деятельности. [Текст] / К.П. Зайцева // Начальная школа. – 2011, № 4. – С. 78 – 83.
15. Карабанова О. А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны.– М., 2003. 18, c. 21.
16. Климанова Н.С. Коммуникативные универсальные учебные действия / Н.С. Климанова // Доклад на методическом объединении учителей начальных классов. – 2016. [Электронный ресурс]. URL: nsportal.ru/...mo/.../kommunikativnye-universalnye-uchebnye-deystviya (дата обращения 10.10.2021).
17. Клубович, О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС / О.В. Клубович // Начальная школа до и после. – 2011. - №10.– С. 50-51
18. Клюева, Н. В. Учим детей общению [Текст] / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. – М. : Ярославль: Академия развития, 1998. – 234 с.
19. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению вшколе / Е.Е.Кравцова. – СПб.: ВАКО, 2015. 95 с.
20. Менкес, М.В. Групповая и парная форма работы на уроках математики / М.В. Менкес. – 2016. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/627441/ дата обращения 12.10.21.
21. Назарова, Н. М. Феноменология совместного обучения: интеграция и инклюзия [Текст] / Н. М. Назарова. - Москва : Перо, 2018. - 239 с.
22. Петрова, Л.Ю. Формирование коммуникативных УУД учащихся начальных классов на уроках математики посредством математических пирамид / Л.Ю. Петрова, Ю.А. Кочеткова // Научная и техническая информация в планировании и осуществлении научных исследований и реализации проектов. – 2014. – С. 90-93.
23. Сафуллина, Э.В. Использование групповых методов обучения на уроках // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань: Бук, 2014. – С. 8-11.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Стандарты второго поколения. – Москва: Просвещение, 2015. – 53 с.