Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития творческих способностей школьников является достаточно сложной для исследования, но рассмотрение всех возможных подходов к ее изучению актуально в настоящее время. Происходящие в обществе перемены обусловили необходимость обновления системы образования. В соответствии с изменившимся социальным заказом общества изменились и ориентиры в самой этой системе. Естественным образом повысился интерес к образованию, центральным звеном которого является развитие самостоятельной творческой личности. Отечественные и зарубежные специалисты в области педагогики и психологии подчеркивают противоречия между выдвигаемой современным обществом потребностью в воспитании творческой личности и недостаточной разработанностью условий и средств реального достижения этой цели на всех этапах обучения.
Не случайно в педагогике и психологии сейчас ведется интенсивный поиск рациональной организации образовательного процесса, стимулирующего развитие творческой активности учащихся в целом и творческих способностей, в частности. Однако в общей сложности проблема развития творческих способностей пока остается и теоретически, и практически недостаточно разрешенной задачей. Сложность обусловлена наличием большого числа разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление качеств творческих способностей. Именно изучение и анализ этих факторов в их взаимосвязи актуализирует тему настоящей работы. Теоретическую основу исследования составили положения о закономерностях психического развития личности в процессе деятельности (вопрос обстоятельно осмыслен в трудах Б.Г. Ананьева, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.).
Подходы к пониманию термина «способности» отражены в исследованиях Е.Г. Алиевой, Т.Н. Артемьева, Э.А. Голубевой, В.Н. Дружинина, Д.Н. Завалишиной, В.А. Крутецкого, Б.Ф. Ломова, Б.М. Теплова, М.А. Холодной, В.Д. Шадрикова и др. Методические аспекты формирования творческих способностей изучались В.И. Андреевым, Б.Д. Богоявленской, А.С. Козловым, С.Н. Орловой, B.В. Темником, А.В. Хуторским, М.В. Шергиным и др.
Объект исследования – организация учебной деятельности школьников.
Предмет исследования – процесс развития творческих способностей школьников в учебной деятельности.
Гипотеза исследования – процесс развития творческих способностей школьников в учебной деятельности будет эффективным, если систематически использовать нестандартные задания на уроках.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность использования нестандартных заданий, направленных на развитие творческих способностей школьников в учебной деятельности.
Выдвинутая гипотеза и обозначенная цель позволили сформулировать следующие задачи:
1) раскрыть понятие творческих способностей;
2) обобщить опыт российских педагогов по развитию творческих способностей школьников в учебной деятельности;
3) организовать и провести исследование развития творческих способностей школьников;
4) описать собственный опыт развития творческих способностей школьников в учебной деятельности, проанализировать полученные результаты.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме исследования; обобщение передового педагогического опыта) и эмпирические (наблюдение, беседа, формирующий педагогический эксперимент, качественная и количественная оценка результатов исследования).
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие творческих способностей
Современный этап развития образования требует от школы такого подхода к содержанию обучения, при котором каждый ученик не заучивал бы весь объем информации, а творчески переосмыслял ее. Поэтому приоритетной задачей, стоящей перед педагогами, является создание условий для всестороннего развития каждого школьника, обеспечение дальнейшего становления личности, развитие самостоятельному творческому поиску. На примере разных предметов учителя показывают, что независимо от содержания дисциплины необходимо применять творческий подход к ее освоению, потому что в обычной жизни, где, собственно, используются полученные знания, встречается множество нестандартных ситуаций, разрешение которых зависит от умения креативно мыслить. В философии проблема творчества изначально решалась в контексте мифологических и религиозных традиций. Творчество считалось неотъемлемым свойством Бога, по своей природе непознаваемого. Отсюда оно также не могло быть подвергнуто рациональному осмыслению, о чем в свое время писал русский ученый, гуманист и мыслитель Н.А. Бердяев: «Непостижимо, что есть творчество» [1, с. 114]. Размышляя о творчестве, философ связывал его с духовной свободой. Дарованная свыше, свобода позволяет человеку осуществлять самоопределение, которое, в том числе, становится источником его творческой активности: «Творчество всегда есть самоопределение, выход из пределов своего замкнутого бытия» [1, с. 114].
В современной психолого-педагогической теории и практике осмысление феномена творчества, развитие творческой личности, формирование условий, при которых протекают творческие процессы, становится значимым явлением. Так, например, советский и российский ученый, педагог В.И. Загвязинский [16] говорил о том, что творчеством является созидание чего-то нового, а это неизбежно ведет за собой преобразование старого, ранее познанного. В качестве нового выступает некий результат или оригинальный путь. К числу наиболее существенных характеристик творчества он отнес новизну и преобразование. Применительно к деятельности школьников В.И. Загвязинский называл творчеством способность мышления, «когда ребенок открывает для себя новый способ преобразования окружающего мира» [16, с. 66].
Советский и российский философ, историк культуры В.С. Библер придерживался концепции, согласной которой способность мыслить – уже само по себе творческий акт, о чем говорится в монографии «Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога)». Согласно выводам, сделанным в книге ученого, мышление осуществляется посредством внутреннего диалога, дискуссии множества «Я». Разговор происходит с множеством воображаемых собеседников, каждый из которых обладает своей логикой и креативным подходом к решению актуальных проблем. В результате «совместного» спора осуществляется творческое переосмысление действительности [2].
В небольшой главе под названием «Вместо заключения», где В.С. Библер обобщает представленную им концепцию, он предлагает читателю еще раз проследить за ходом его мыслей. С этой целью автор монографии вводит в содержание трех воображаемых оппонентов – Поэта, Теоретика и Философа, представляющих разные состояния мыслящего субъекта: первый оппонент становится воплощением интуитивной стороны творческого мышления, второй – рациональной, третий интегрирует все, что сделано всеми. Включая указанных оппонентов в воображаемый диалог, познающий субъект слышит, что каждый из них понимает процесс мыслительного творчества по-разному.
Например, Поэт, отстаивающий примат интуиции, считает: «понимать творчество – значит понимать ум», «уловить внутреннюю жизнь изобретателя идей можно только одним образом – через диалог внутренних «Я» [2]. Рациональная сторона, представленная Теоретиком, пытается свести процесс мыслительного творчества к алгоритму. Из данных примеров видно, что Поэт и Теоретик – две полярные точки, две крайности, в которые впадает познающий субъект, если не выдерживает баланс. Философ примиряет антагонистов, отыскивая приемлемый для всех вариант. По его убеждению, творчество совмещает в себе и интуитивное, и рациональное начала, которые и проявляются в творческом мышлении. Теоретическое мышление осуществляется по законам логики, которая фиксируется «со стороны» и одновременно рассматривается как мышление, в рамках чего человек продуцирует мысли. Интуитивное начало помогает «схватывать» едва осознаваемые образы, обрывки мышления. Точкой пересечения интуитивного и рационального мышления является понятие: «это потенция произведения в науке, взятая как самоцель, замкнутая на себя» [2]. Именно в понятии, убежден В.С. Библер, концентрируется поток мышления. В этой точке пересечения формируется диалог различных логик.
Монография ученого представляет для нас интерес, поскольку в ней раскрывается механизм развития творческих способностей. Он применим не только в научной деятельности, но и в других областях. Концептуальные подходы к проблеме способностей в свое время разрабатывал психолог и философ С.Л. Рубинштейн, который интерпретировал искомое понятие как сложную синтетическую особенность личности, обуславливающую пригодность к деятельности. Он доказал, что способности совершенствуются и развиваются в процессе деятельности человека, то есть «отрабатываются на том, что он делает» [18, с. 314]. Значительный вклад в осмысление природы способностей в онтогенезе внес советский психолог А.Н. Леонтьев. Он полагал, что формирование способностей происходит как присвоение знаний и овладение навыками [10]. Основателем школы дифференциальной психологии Б.М. Тепловым были исследованы музыкальные способности. Ученый связывал понятие «способности» с индивидуально-психологическими особенностями, которые отличают одного человека от другого.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Бердяев Н.А. Человек и машина // Философия свободы. – М.: Книга по Требованию, 2019. – 608 с.
2) Библер В.С. Мышление как творчество: введение в логику мыслительного диалога [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mishlenie_kak_ tvorchestvo.pdf. –Дата обращения: 20.10.2021.
3) Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 2016. – 1556 с.
4) Будаева С.Д. К вопросу развития творческого мышления подростков в процессе решения неопределенных проблемных ситуаций // Вестник Башкирского государственного университета. – 2017. – № 1. – С. 67-73.
5) Голубева Э.А. Способности и склонности: монография. – М.: Книга по Требованию, 2019. – 262 с.
6) Гридина Т.А. Экспериментальное исследование вербальной креативности: словотворчество и речепорождение / Т.А. Гридина, Е.И. Пипко // Филологический класс. – 2012. № 3(29). – с. 12-18.
7) Кемалова Г.Б. Развитие творческих способностей личности // Архивариус. – 2016. – №2(6). – С. 159-162.
8) Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ МарТ; Ростов н/Д.: Изд. Центр МарТ, 2016. – 466 с.
9) Кондратьева Н В. Сущность понятия «творческие способности» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 9. – С. 106-114.
10) Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, 2015. – 364 с.
11) Листопад А.А. Содержание понятия «творческие способности» как психолого-педагогическое явление // Journal of Psychology. Special Pedagogy. Social Work (PSPSW). – 2017. – № 46. – с. 26 - 33.
12) Лук А.Н. Мышление и творчество. – М.: Лаборатория знаний, 2018. – 133 с.
13) Нурудинова А.М. Эффективные условия для развития творческих способностей у школьников // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – №4(59). – С. 141-144.
14) Орлова С.Н. Развитие творческого мышления личности: монография. – Красноярск: СибГТУ, 2016. – 196 с.
15) Пахомова А.М. Исследование взаимосвязи творческого мышления и интеллекта младших подростков на вербальном и невербальном уровнях // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2017. – № 4. – С. 139-141.
16) Педагогический словарь / под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Академия, 2018. – 352 с.
17) Пластинина Ю.Л. Развитие познавательных и интеллектуальных способностей школьников через продуктивную учебную деятельность на уроках географии // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2013. – №1(12). – С. 190-192.
18) Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – СПб.: Питер, 2018. – 720 с.
19) Слободчиков В.И. Психология образования человека. – М.: ПСТГУ, 2016. – 565 с.
20) Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / Авт.-сост. М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. – М.: Спутник+, 2016. – 311 с.
21) Тагаева Д.А. Развитие творческих способностей учащихся при обучении геометрии в средней школе // Вестник науки и образования. – 2016. – №7(19). – С. 91-93.
22) Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л.М. Семенюк. – М.: Институт практической психологии, 2016. – 608 с.
23) Терещенко Д.П. Возрастные особенности формирования творческих способностей обучающихся среднего школьного возраста // Вестник науки и образования. – 2019. – №9. – С. 61-68.
24) Тиникова Р.Н. Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы // Концепт. – 2019. – №2. – С. 59-65.
25) Туник Е.Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления. – СПб.: Питер, 2016. – 320 с.
26) Чернецкая Н.И. Особенности развития творческого мышления в младшем школьном и подростковом возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – №8. – С. 56-60.
27) Шабанова В.А. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству (в системе дополнительного образования): дисс. … канд. пед. наук. – М., 2014. – 222 с.