Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы заключается в том, что человечность как черта личности признана множеством ученых из сферы гуманитарного знания как важная часть нравственного развития. Формирование человечности является центральной проблемой главного социально-педагогического направления развития нашего общества и стремления к его гуманизации.
Данная проблема решается в первую очередь через воспитание и образование человека.
Современная концепция воспитания детей и студентов основана на принципе, что процессы образования и обучения демократизированы и гуманны. В нынешних условиях социально-экономических преобразований страны первостепенное значение имеют проблемы воспитания детей и молодежи с использованием системы гуманистического образования.
Особенно актуальны развитие и внедрение основных идей и положений гуманистического воспитания в современном образовании и воспитании людей.
Гуманитарное образование направлено на формирование природы ценность отношений между участниками в педагогическом процессе, в воспитании чувства и видение мира в «реальный человек», на создание благоприятных условий для личностного развития и саморазвития личности, самосознания. - реализация собственных индивидуальных способностей.
Гуманистическое воспитание осуществляется в актах социализации, правильного воспитания и саморазвития, каждый из которых способствует гармонизации личности, формирует новый менталитет русского. В современном обществе востребованы не только личные качества, такие как практичность, динамизм, интеллектуальное развитие, но прежде всего культура, интеллект, образование, планетарное мышление и профессиональная компетентность. Это то, что гуманистический подход направлен. Это еще раз подчеркивает актуальность этой проблемы.
Гуманизм провозглашает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление способностей, считает «благополучие человека высшим критерием, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой человека. в то же время гуманизм рассматривается как антипод всякого фанатизма, нетерпимости, неуважения к взглядам и знаниям других».
Объект исследования – воспитание.
Предмет – гуманистическое воспитание.
Цель состоит в том, чтобы изучить детально гуманистический подход к воспитанию.
Цель достигается через следующие задачи:
Изучить понятие и историографию;
Изучить основные положения и взгляд Ушинского на данный вид воспитания;
Изучить цели и задачи гуманистического воспитания;
Изучить методы и место личности в воспитании.
Курсовая состоит из введения, двух глав, в каждой главе выделено два параграфа, заключения и списка литературы.
1. Становление гуманистического воспитания
1.1 Понятие гуманистического воспитания и историография становления
Гуманистическое воспитание — это процесс формирования человеческих качеств личности, дающий человеку возможность чувствовать себя способным и защищенным.
Сторонники гуманизма - психологи, философы и педагоги-неоднократно подчеркивали, что именно в определенном опыте формируются общие ценности нашей жизни. Например, Курц утверждает, что ценности рождаются там, где есть сознательный процесс выбора, в котором люди живут и действуют. Ценности — это то, что является предпочтительным, то есть очень уважаемым. Теоретик Маслоу и практик гуманистической психологии пишет о важности работы над формированием интересов и ценностей. Он утверждает, что лучший способ побудить людей к совершенствованию, стать «лучшим человеком» — это удовлетворить основные потребности человека и его потребности (потребность в истине). Задача гуманистической педагогики-помочь им реализовать и сделать их внутренними ценностями. Если образование способно побудить человека осознать и реализовать свои высшие потребности, то оно послужит тем самым сохранению его психического здоровья, поможет ему обезопасить себя от так называемых «болезней дегуманизации». Маслоу назвал эти метапататологии «болезнями» и каталогизировал их. Он включает в себя отчуждение, бессмысленность, безразличие, скуку, тоску, ноогенные неврозы, экзистенциальную пустоту, духовные кризисы, апатию, неблагополучие, чувство никчемности, неприятие жизни, беспомощность, потерю свободной воли, цинизм, вандализм, бесцельную деструктивность и т.д. [7]
Сосуществовали авторитарные и гуманистические подходы к образованию.
Сосуществование авторитарной и гуманистической педагогики не было мирным, оно происходило в ожесточенном противостоянии с педагогикой подавления, господствовавшей на протяжении многих веков. Гуманистический подход к организации педагогического процесса, существовавших в истории педагогики фрагментарно: в Древней Греции - идею размещены, нас с тобой Сократа, идея Платона на развитие внутреннего у Меня есть ребенок, идею Приоритета индивидуальных интересов на общественные интересы Аристотеля и принцип естественности Демокрит; В эллинистическую эпоху-введение Цицероном в педагогический поворот понятия «гуманизм» как идеал воспитания, принципы индивидуализации учения Квинтилиана.
С 18 века гуманистический подход принял форму как самостоятельное направление педагогики и развивался вместе с развитием отдельных государств. Взлеты и падения в развитии гуманистической мысли связаны с социальными и правительственными преобразованиями. [12]
Специальный ГРУ гуманистической педагогики был отмечен в Европе в XIX веке, когда гуманистические принципы воспитания и обучения, возникшие на ранних стадиях развития, стали завершать развитие их значительной базы.
Прогресс, который во многом способствовал отчуждению личности и остро поставил вопрос о необходимости сделать человека целью, смыслом и критерием социального прогресса. Основными социально-образовательными условиями гуманизации образования в рассматриваемый период стали кризис социально-культурного сектора в целом и кризис преподавания наук и систем образования, в частности, не отвечающие требованиям современности; стремительное развитие антропологии, генетики, социальной психологии и социологии, определенное влияние на интеграцию гуманистических идей; появление новых педагогических концепций, характеризующихся углублением интереса к ребенку, его личностным ростом, свободой и саморазвитием и определяющими альтернативные методы проблем образования; попытки реализовать гуманистические идеи в деятельности новых школ, распространенные практически во всех европейских странах. Короче говоря, за отчетный период в Европе сформировались социальные, научные и педагогические предпосылки, необходимые для формирования конкретной парадигмы гуманистического воспитания.
Гуманистическая педагогика как своеобразное психолого-педагогическое направление науки и практики возникла в конце 50 - х-начале 60-х гг.
XX век в США. На самом деле он выступал как педагогическое воплощение идей гуманистической психологии. Основное внимание уделяется уникальной и целостной личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей (самореализации), открытой для восприятия нового опыта, способной делать осознанный и ответственный выбор в разных жизненных ситуациях. Именно достижение человеческого качества гуманистическая педагогика провозглашает главную цель образования, в отличие от формализованной передачи знаний и социальных норм ученику в традиционной педагогике. Сторонники этого подхода видят свою цель в продвижении обучения и личного прогресса. По их мнению, педагогическое воздействие должно уступить место взаимодействию (с точки зрения традиции национальной деятельности субъект-субъектный процесс заменяется субъект-субъектным процессом). В то же время методы педагогического взаимодействия аналогичны тем, которые практикуются в гуманистической психотерапии. Гуманистическая педагогика требует от учителя принять ребенка таким, какой он есть, постараться поставить себя на его место, почувствовать его чувства и переживания, проявить искренность и открытость. В такой атмосфере становится возможным использовать любую форму воспитательной работы-от спонтанной и гибкой до формализованной (если последняя удовлетворяет потребности и выбор детей). [11]
Во всем мире этот подход в первую очередь связан с американской теорией педиатра Б. Спока, сформулированной почти независимо от гуманистической психологии, но поразительно, что его основная сборка. Спок изложил свои идеи о развитии здоровой и счастливой личности, о характере отношений между родителями и детьми. Его главная идея-признать уникальность и неповторимость личности ребенка. Спок советовал родителям избегать крайностей в воспитании, быть чуткими, учитывать желания и волю ребенка. В то же время (что часто упускается из виду) он указал на роль родительской власти в воспитании, которая, по его мнению, не имеет ничего общего с авторитаризмом и диктатурой. Спок назвал «метод терпения» самым важным методом воспитания; твердость родителей выражается не в желании настаивать на своих потребностях в это время и любой ценой, а в том, чтобы избежать горечи, позволяя ребенку проявить независимость и вернуться к своим потребностям в удобное время.
Спок посоветовал родителям стремиться к таким отношениям со своими детьми, когда нет необходимости в наказании.
Некоторые восприняли идеи Спока (как это часто бывает с любой гуманистической идеей) как проповедь попустительства и вседозволенности. Они были склонны приписывать нежелание и безответственность своих растущих детей теоретическим ошибкам Спока. Его предупреждение о том, что бездумно следовать педагогической концепции, может принести больше вреда, чем пользы, было оправдано. Определенная острота этих аспектов отражала эволюцию идей Спока, но на самом деле это не противоречило его первоначальной концепции и было его логическим развитием – это основа дисциплины. [3]
Спок, как и прежде, видел во взаимной привязанности и любви родителей и детей. Возможно, в этом и заключается суть истинного гуманизма-сочетание любви и ответственности.
Такой подход вообще характерен для современного состояния развития проблемы психолого-педагогического воспитания. Очевидное противоречие крайностей, доведенных до абсурда, приводит к поиску новых способов избежать ошибок прошлого. Парадокс в том, что мыслители прошлого не были провидцами, каждый из них выражал множество здравых, хотя и противоречивых идей. Сегодня у нас есть богатый опыт блестящих идей и опасных заблуждений. Без преувеличения, судьба нового поколения зависит от того, что мы используем. [5]
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Бодалев А.А. Концепция воспитания учащейся молодёжи в современном обществе // А.А. Бодалев, З.А. Малькова, Л.И. Новикова, Е.С. Караковский – СПБ: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005
2. Бордовская Н.В. Педагогика: Учебник для вузов // Н.В. Бордовская, А.А. Реан – М.: Питер, 2006
3. Гозман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // О.С. Гозман – М.: 2004
4. Кудишина А.А. Процедуры гуманистического воспитания // А.А. Кудишина – М.: 2006
5. Лунина Г.В. Гуманистические идеи русской народной педагогики в воспитании оптимистического мироощущения у дошкольников // Г.В. Лунина – М.: 2007
6. Пидкасистый П.И. Педагогика: учебник // П.И. Пидкасистый – М.: 2008
7. Попов Е.Б. Гуманистическая педагогика: история, реальность, перспективы // Е.Б. Попов - СПб: НОУ «Экспресс», 2005
8. Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования. Основания реформы гуманитарного образования // Н.С. Розов - М.: 2004
9. Романюк Л.В. Гуманистическая традиция как феномен отечественного педагогического наследия второй половины 19 века // Л.В. Романюк - М. 2002
10. Сергеичева Г.Г. Гуманистическое воспитание старших дошкольников // Г.Г. Сергеичева - М.: УРАО, 2003
11. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений // В.А. Сластенин – М.: Академия, 2002, 576 с.
12. Столяренко Н.Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах // Н.Д. Столяренко, С.И. Самыгин – М.: Феникс, 2002
13. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений // Н.Ф. Талызина – М.: Академия, 2006