Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Развитие гибкости занимает важное место в деятельности любого спортсмена. Особенно велико значение гибкости в сложнокоординационных видах спорта, а также в боевых искусствах, поскольку освоение разнообразных упражнений в них требуют огромного мастерства. Видами спорта, требующими хорошего развития гибкости, являются спортивная и художественная гимнастика. Но на учебно-тренировочных занятиях по данному виду спорта не всегда тренерами уделяется пристальное внимание развитию и совершенствованию гибкости. Многие исследователи стали говорить о специальной гибкости гимнастов 5-6 лет и необходимости дифференцированного подхода к её развитию. Большинство ученых, практиков и авторов признают важность развития гибкости в этой возрастной категории, поскольку она не только влияет на быстрое и качественное овладение новыми квалифицированными движениями, но также улучшают память, мышление, производительность.
В практике спортивной деятельности осуществляется поиск различных путей повышения технического мастерства, эффективностью обучения двигательным действиям. Процесс развития гибкости является успешным, если ребенок заинтересован в этом и хочет чего-либо достичь в будущем.
Российские спортсмены, специализирующиеся в гимнастике, имеют значимые спортивные достижения в мировом рейтинге. Но растет спортивная конкуренция иностранных спортсменов. Следовательно, российским спортсменам необходимо повышать конкурентоспособность, чтобы сохранить за собой лидерство. Для этого необходимо уделять внимание физической подготовке, важным компонентом которой является развитие гибкости.
Чем выше уровень гибкости гимнастов, тем выше результат в соревнованиях. При этом данное качество необходимо активно развивать уже на начальном этапе подготовки, как как в этом возрасте имеются хорошие предпосылки для формирования данного качества.
Проблема исследования: каким образом наиболее эффективно развивать гибкость гимнастов 5-6 лет?
На этот важный научно-практический факт указывают теоретики физической культуры и спорта (В.Е. Андреева, 2010; Е.А. Короткова, 2012; В.М. Зациорский, 2013; Е.С. Крючек, 2012). В то же время, базовая подготовка является недостаточно решенной проблемой в теории и методике гимнастики, поэтому необходимы новые исследования в данном направлении.
Целью исследования стало определение возможностей развития гибкости спортсменов 5-6 лет, занимающихся гимнастикой.
В связи с данной целью в работе решались следующие задачи:
1. Охарактеризовать сущность и особенности качества гибкости
2. Провести обзор методов развития гибкости
3. Провести диагностику развития гибкости спортсменов 5-6 лет, занимающихся гимнастикой
4. Разработать рекомендации по развитию гибкости гимнастов 5-6 лет
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс по гимнастике.
Предмет исследования – развитие гибкости спортсменов 5-6 лет, занимающихся гимнастикой.
Гипотеза исследования состоит в том, что разработанный в данном исследовании специальный комплекс на основе результатов тестирования является эффективным для развития гибкости гимнастов 5-6 лет.
Для решения поставленных задач нами применялись следующие методы исследования:
1. Анализ теоретической и научно-методической литературы.
2. Анализ опыта работы тренеров.
3. Педагогическое наблюдение.
4. Контрольные испытания гимнастов 5-6 лет.
Новизна исследования: разработан комплекс упражнений, направленный на развитие гибкости спортсменов 5-6 лет, занимающихся гимнастикой.
Научая новизна работы заключается в том, обосновано влияние занятий гимнастикой на развитие гибкости у детей 5-6 лет. Разработана методика для развития гибкости гимнастов.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что она вносит некоторый вклад в теорию и методику физического воспитания представление о роли занятий гимнастикой в развитии физических качеств у детей 5-6 лет, в том числе гибкости.
Практическая значимость работы. Материалы исследования могут представлять интерес для тренеров-преподавателей отделения гимнастики, работающих с начинающими спортсменами. Одновременно материалы исследования могут использоваться в практической работе учителями физической культуры и тренеров-преподавателей, работающих в учреждениях основного и дополнительного образования.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, содержит 5 таблиц, список используемой(ых) литературы (источников). Основной текст работы изложен на 33 страницах.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ГИМНАСТИКОЙ
1.1. Гибкость как физическое качество
Есть пять основных физических качеств, которые нацелены на совершенствование физической подготовки. Степень внимания, уделяемого каждому из пяти качеств - силы, скорости, гибкости, координации и выносливости, является спортивной спецификой. Все это должно быть адресовано любому спортсмену для повышения работоспособности [21].
Общепринятое определение гибкости - это диапазон движения, который доступен в определенном суставе, пока тело находится в состоянии покоя. Однако во время спортивной деятельности фигуриста тело спортсмена не находится в состоянии покоя, и это может изменить диапазон движения сустава [7].
Гибкость во время движения следует рассматривать как динамическое контролирующее качество: она позволяет суставу проходить через широкий диапазон движения, которым можно управлять. Контролирующая природа гибкости управляет двумя областями: диапазоном движения, используемым при выполнении бега, и длиной движения, доступной для создания и уменьшения силы [14].
Возможно, причина, по которой гибкость в основном рассматривается как статическое качество, заключается в том, что она часто измеряется статически такими факторами, как тест на изгиб и растяжение. Однако исследования неоднократно показывали, что нет никакой связи между статической гибкостью и динамическими характеристиками. Показано, что динамический диапазон движения, выраженный в максимальном и почти максимальном беге, значительно больше, чем может быть выражен статически. Это связано с эластичностью вовлеченной ткани и взаимным торможением, которое позволяет противоположной группе расслабиться. Вот почему бегун может внешне вращаться в бедрах, бегая почти в гоночном темпе, превышающем то, что он способен достичь статически [17].
Гибкость означает достижение необходимого или максимального суставного диапазона за счет сокращения мышц или за счет действия внешних сил. Каждая спортивная дисциплина требует определенного диапазона гибкости, необходимого для оптимального выполнения двигательных навыков. Гимнастам требуется гораздо больший диапазон гибкости тазобедренного сустава, чем футболистам. Точно так же существуют различия в диапазонах гибкости у отдельного спортсмена в разных суставах или в одних и тех же суставах парных органов. К основным факторам, влияющим на гибкость, относятся:
1. Строение суставов (форма сустава, гипертрофия мышц, расположение мышечной ткани, тип мышц).
2. Достаточная сила мышц, выполняющих движение в точке.
3. Двигательный контроль (сотрудничество агонистов, антагонистов и синергистов).
4. Индивидуальное состояние спортсмена (возраст, пол, психическое состояние, состояние здоровья, усталость).
5. Внешние условия (температура окружающей среды, время суток, качество растяжки) [3].
Согласно исследованиям, гибкость у женщин на 20-30% выше, чем у мужчин. Вызвано это гормональными особенностями и строением соединительных тканей. Однако во многих случаях, этот фактор не имеет особого значения и мужчины достигают выдающихся успехов в развитии гибкости. Достаточно посмотреть, кто именно достигает наилучших результатов в йоге. Практически все гуру – мужчины, и обладают они потрясающей растяжкой [12].
Развитие гибкости, особенно в раннем детстве, будь то танцы, спорт, гимнастика, - позволяет человеку значительно развить свои способности. Причем то, что закладывается в детстве – в период становления и роста организма, имеет неоценимый вклад. Доказано, что даже если человек с возрастом по каким-то причинам перестает тренировать свое тело с целью развития и поддержания гибкости, в будущем таким людям (кто практиковался в детстве) гораздо легче «восстановить» форму, чем начинать с нуля.
Образ жизни оказывается значимым фактором формирования гибкости. Современные удобства, малоподвижный образ жизни часто негативно сказываются на нашем организме. И даже если человек поддерживает состояние тела с помощью регулярных физических нагрузок, необходимо включать в комплекс упражнений элементы стретчинга.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агишев Р.Х. Как пружина: методика развития гибкости / Р.Х.Агишев // Физическая культура в школе. –2011. – № 10.–С. 30-32.
2. Андреева, В. Е. Сопряженное развитие гибкости и скоростно-силовых качеств на этапе базовой подготовки в художественной гимнастике : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Андреева Вера Евгеньевна. – Санкт-Петербург, 2010. - 170 с.
3. Баршай, В.М. Гимнастика. Учебник / В.М. Баршай, В.Н. Курысь, И.Б. Павлов. – 3-е изд., перераб. и доп. Глава 8. Методика преподавания гимнастических упражнений в школе. – М.: КНОРУС, 2016. – С. 114-167.
4. Блеер А.Н, Ф.П Суслов, Д.А Тышлер. Терминология спорта. Толковый словарь-справочник.- М: Издательский центр «Академия»,2010.- 464 с.
5. Гавердовский, Ю.К. Теория и методика спортивной гимнастики. -Учебник в 2-х томах. Гриф УМО. – М.: Советский спорт, 2014.– С.24-25.
6. Галдаева, Ю.О. Игровой стретчинг как средство физического развития детей. Электронный ресурс. Режим доступа: http://doshkolnik.ru/sport-trenirovki/16504.html. Дата обращения: 20.04.2016.
7. Гуторова, Г.А. и др. Стретчинг в учебно-тренировочном процессе как средство развития гибкости у акробаток младшего школьного возраста / А.Г. Гуторова, Ю.А. Украинцева, С.А. Дайнеко, С.Н. Сясина // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2 (часть 10) – С. 2236-2238.
8. Ермоленко, Е.К. Возрастная морфология: учебник. / Е.К. Ермоленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 464 стр.
9. Загревский, О.И. Методы силовой подготовки гимнастов / О.И. Загревский // Вестник Томского государственного университета. – 2013. – 377. С. 136–139.
10. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. М.: Советский спорт, 2013. - 200 с.
11. Исмаилова, А.С. Развитие гибкости у детей школьного возраста / А.С. Исмаилова, А.В. Менхин, Л.А. Новикова // Физическая культура, воспитание, образование, тренировка. – 2012. – № 1. – С. 72-74.
12. Исмаилова, А.С. Средства и особенности методики развития гибкости у спортсменок на этапе начальной специализированной подготовки в художественной гимнастике : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Айан Санан кызы Исмаилова. – Москва, 2013. – 143 с.
13. Кадыров, Р.М. Теория и методика физической культуры: учебное пособие / Р.М. Кадыров, Д.В. Морщинина. – М.: КНОРУС, 2016. – 119-123 с.
14. Карпенко Л.А. Теория и методика физической подготовки в художественной и эстетической гимнастике. Учебное пособие / Л.А. Карпенко. –М.: Советский Спорт, 2014. – 264 с
15. Короткова, Е.А. Теория и методика физической культуры / Е.А.Короткова, Т.П. Завьялова, Л.А Архипова, Е.В. Хромин: учебно-методическое пособие. – Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2014. – 120 с.
16. Крючек, Е. С. Теория и методика обучения базовым видам спорта: Гимнастика: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования / Е.С. Крючек. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – С. 223
17. Кудрявцев, А. Растяжки для всех видов спорта. Книга-инструктор. – М.: Эксмо, 2012. – 288 с
18. Кузьмина Л.И. Особенности методики развития гибкости у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры / Л.И. Кузьмина // Вестник запорожкого национального университета. –2012. - № 1(7). – С. 63-67.
19. Лях, В.И. Гибкость: основы измерения // Физическая культура в школе. – 2013. – № 1. – С. 29-35
20. Менхин, А. В. Гибкость и особенность её проявления в художественной гимнастике / А.В. Менхин, Л.А. Новикова, А.С. Исмаилова // Теория и практика физической культуры . – 2011. - № 8. – С. 11-15.
21. Назарова, И.С. Фигурное катание как вид спорта и как искусство / И.С. Назарова // Актуальные проблемы и перспективы теории и практики физической культуры, спорта, туризма и двигательной рекреации в современном мире. материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 2 частях. Челябинский государственный университет; Под редакцией С. А. Ярушина, В. Д. Иванова. – 2015. – С. 102-105.