Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Детский церебральный паралич (ДЦП) является тяжелым заболеванием, затрагивающим многие системы организма, в том числе нервную и мышечную системы (Семенова К.А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и детским церебральным параличом. М: «Закон и порядок», 2007. 98 с.). Проявления детского церебрального паралича мало примечательны в раннем детстве, но становятся более очевидными при созревании нервной системы ребенка. ДЦП в 100% случаев приводит к двигательным нарушениям, в 75% - к речевым и в 50% - психическим расстройствам.
Сегодня в мире насчитывается около пятнадцати с половиной миллионов человек, страдающих последствиями ДЦП. Только во второй половине двадцатого века появился ряд действенных методик для развития двигательного аппарата при церебральных параличах. Многочисленные исследования отмечают, что инвалиды с последствиями детского церебрального паралича нуждаются в мероприятиях направленных на укрепление опорно-двигательного аппарата и повышение уровня двигательной активности.
Проблема восстановления нарушенных функций у больных с последствиями детского церебрального паралича очень актуальна. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата у детей с диагнозом ДЦП в большинстве своем проявляются в снижении работоспособности верхних конечностей, опорной функции нижних конечностей, ограничении статокинетических возможностей позвоночника, что резко ограничивает бытовые возможности больного и затрудняет его социальную адаптацию. Вот почему физкультурно-оздоровительные занятия должны стать основным звеном в повышении физической подготовленности детей с диагнозом ДЦП.
Занятия по физическому воспитанию играют ведущую роль в комплексной реабилитации детей с ДЦП. Для поддержания эффективности функционирования органов больных церебральных параличом необходимо развивать выносливость.
При выполнении любого двигательного действия в той или иной мере участвуют разные виды выносливости, а такой вид, как координационная выносливость, реализуется в каждом из них. Координационная выносливость создает условия для выполнения скоростных действий, где требуется высокий темп и скорость (скоростная выносливость), упражнений с выраженными моментами силовых напряжений (силовая выносливость), упражнений, где одновременно проявляются и скорость, и мышечная сила (скоростно-силовая выносливость).
Изучив существующие литературные данные, мы пришли к выводу, что на данный момент не существует работ, посвященных развитию выносливости у детей со спастической диплегией, поэтому мы считаем актуальным проведение исследования в этом направлении.
Цель: Изучить особенности развития выносливости у детей с ДЦП (спастической диплегией) младшего школьного возраста.
Задачи:
1.Рассмотреть характеристику понятия «спастическая диплегия»;
2.Изучить особенности психического и физического развития у детей младшего школьного возраста со спастической гемиплегией;
3.Провести диагностику исходного уровня развития выносливости у детей младшего школьного возраста со спастической гемиплегией.
Объект: Проявления спастической диплегии у детей младшего школьного возраста.
Предмет: Выносливость у детей с ДЦП (спастической диплегией) младшего школьного возраста.
1. СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «СПАСТИЧЕСКАЯ ДИПЛЕГИЯ»
1.1. Понятие и причины спастической диплегии
Детский церебральный паралич (ДЦП) — это заболевание, при котором движения у ребёнка ограничены или отсутствуют, а поддержание вертикальной позы и ходьбы затруднено. Часто сопровождается сниженным интеллектом, задержкой речи и эпилепсией.
ДЦП формируется в результате пороков развития головного мозга до рождения или сразу после. Причины, которые мешают развиваться головному мозгу, патологически воздействуют на плод во время беременности или на мозг новорожденного ребёнка в первые недели жизни.
В России распространённость зарегистрированных случаев ДЦП составляет 2,2-3,3 случая на 1000 новорождённых. По данным ВОЗ распространенность в мире 1-2 случая на 1000 новорождённых.
Моторные нарушения при церебральных параличах часто сопровождаются:
• сенсорными дефектами: нарушением зрения, нарушением восприятия своего тела в пространстве (снижается или отсутствует понимание, где находится рука, нога), снижением или повышением реакции кожных рецепторов;
• нарушениями когнитивных и коммуникативных функций: когнитивный дефицит проявляется интеллектуальной недостаточностью от лёгких проявлений до тяжёлой умственной отсталости; проблемы с коммуникативными функциями проявляются трудностями с общением внутри семьи, в группе детского сада и школы. Затруднения могут быть связаны как с двигательным дефицитом, так и с отсутствием речи и её понимания.
• судорожными приступами и поведенческими нарушениями – как правило ДЦП характеризуется лёгкими поведенческими нарушениями, часто в виде аутоагрессии (ребёнок царапает себя, кусает, бьётся головой о стену). Физическая агрессия направленная на окружающих людей, порчу имущества. Присутствуют стереотипные движения — раскачивания, повторение одних и тех же действий руками, повторение одинаковых заученных фраз. [5]
Определяющим синдромом клинических нарушений при церебральном параличе является синдром двигательных расстройств.
Единой причины формирования ДЦП не существует. Как правило, это комплекс факторов, которые повлияли на развитие и созревание головного мозга плода и ребёнка. Условно все факторы можно разделить на три основные группы:
1. Пренатальные (или внутриутробные) — недоношенность плода, низкий вес при рождении, многоплодная беременность, тяжелый токсикоз, TORCH-инфекции: токсоплазмоз, сифилис, гонорея, ВИЧ-инфекция, гепатит, краснуха,цитомегаловирусная и герпетическая инфекция, которые протекают в скрытой форме у матери во время беременности. Также к пренатальным факторам относятся кровотечения, приём токсических лекарственных препаратов (некоторых антибиотиков и гормональных препаратов, цитостатиков, барбитуратов, сульфаниламидных препаратов), слабость шейки матки, эпилепсия у матери и обострение имеющихся хронических заболеваний.
2. Интранатальные (проявляющиеся в процессе родов) — гипоксия плода (нехватка кислорода в тканях и органах), обвитие пуповиной, затяжные роды, длительный безводный период, родовая травма, наложение акушерских щипцов.
3. Постнатальные (первые два года жизни) — искусственная вентиляция лёгких после рождения, эпилептические приступы, инфекции центральной нервной системы, затянувшаяся желтуха, черепно-мозговая травма.
Резус-конфликт также может стать причиной ДЦП, но только если помимо него были другие причины развития патологии.
Чем больше неблагоприятных факторов воздействовало на плод во время беременности и на ребёнка после рождения, тем выше риск формирования ДЦП. Например, гипоксия мозга плода на протяжении всей беременности может привести к недостаточному развитию головного мозга как структурно, так и функционально. К моменту рождения в головном мозге могут сформироваться кисты, которые в последующем будут играть роль очага, провоцирующего эпилепсию. Недоразвитость двигательных путей (нервов, которые отвечают за совершение движений) приводит к патологии двигательной функции. [7]
В процесс могут быть вовлечены зоны мозга, которые отвечают за речь. Формируется системное недоразвитие речи в виде моторной или сенсомоторной дисфазии — нарушения речи с поражением корковых центров. Если повреждены моторные зоны, ребёнок понимает обращённую речь, но не может говорить (дизартрия). Если повреждены сенсорные зоны, ребёнок не понимает обращённую речь, проговаривает случайные слова. При смешанных формах может отсутствовать как способность воспринимать речь, так и разговаривать.
Патогенез формирования ДЦП — это сложный процесс внутриутробного и родового поражения мозга, который влечет за собой и многообразие клинических проявлений. Патоморфологические изменения в нервной системе многообразны. У 30–40 % детей имеются аномалии развития мозга:
• микрогирия — аномалия развития головного мозга, характеризующаяся малыми размерами мозговых извилин при увеличенном их числе;
• пахигирия — редкий порок развития центральной нервной системы, характеризующийся наличием относительно небольшого количества широких и плоских извилин в коре больших полушарий головного мозга;
• гетеротопии — атипичная локализация тканей или частей органов;
• недоразвитие различных отделов. [11]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бадалян, Л. О. Детские церебральные параличи / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина. - М.: Здоровье, 2011. - 328 c.
2. Бадалян, Л.О. Детские церебральные параличи / Л.О. Бадалян. - М.: ЁЁ Медиа, 2015. - 983 c.
3. Детские церебральные параличи. - Москва: РГГУ, 2011. - 132 c.
4. Детский церебральный паралич. - М.: Дидактика Плюс, 2012. - 520 c.
5. Детский церебральный паралич: диагностика и коррекция когнитивных нарушений. Учебно-методическое пособие / Коллектив авторов. - Москва: Высшая школа, 2012. - 874 c.
6. Клочкова, Е. В. Введение в физическую терапию. Реабилитация детей с церебральным параличом и другими двигательными нарушениями неврологической природы / Е.В. Клочкова. - М.: Теревинф, 2014. - 288 c
7. Клочкова, Е. В. Введение в физическую терапию. Реабилитация детей с церебральным параличом и другими двигательными нарушениями неврологической природы / Е.В. Клочкова. - М.: Теревинф, 2015. - 169 c.
8. Клочкова, Екатарина Викторовна Введение в физическую терапию. Реабилитация детей с церебральным параличем и другими двигательными нарушениями неврологической природы. Руководство / Клочкова Екатарина Викторовна. - М.: Теревинф, 2016. - 475 c.
9. Комплексная оценка двигательных функций у пациентов с детским церебральным параличом. Учебно-методическое пособие: моногр. / Коллектив авторов. - Москва: РГГУ, 2014. - 832 c.
10. Левченко, И. Ю. Детский церебральный паралич. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками: моногр. / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, А.А. Гусейнова. - М.: Книголюб, 2017. - 176 c.
11. Малюкова, И.Б. Реабилитация детей с церебральными параличами. Массаж и самомассаж / И.Б. Малюкова. - М.: ГНОМ и Д, 2018. - 565 c.
12. Малюкова, И.Б. Реабилитация детей с церебральными параличами. Формирование движений. Комплексные упражнения творческого характера / И.Б. Малюкова. - М.: ГНОМ и Д, 2018. - 616 c.
13. Немкова, С. А. Когнитивные нарушения при детском церебральном параличе / С.А. Немкова. - М.: Триада-X, 2013. - 446 c.
14. Немкова, Светлана Александровна Детский церебральный паралич. Современные технологии в комплексной диагностике и реабилитации когнитивных расстройств / Немкова Светлана Александровна. - М.: Медпрактика-М, 2013. - 586 c.
15. Никитина, М.Н. Детский церебральный паралич / М.Н. Никитина. - М.: Медицина, 2017. - 120 c.
16. Семёнова, К.А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей / К.А. Семёнова. - М.: ЁЁ Медиа, 2011. - 397 c
17. Шипицына, Л.М. Детский церебральный паралич. Хрестоматия / Л.М. Шипицына. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2015. - 616 c.
18. Юнусов, Ф. А. Реабилитация детей с церебральным параличом и его синдромами. Практическое руководство / Ф.А. Юнусов, А.П. Ефимов. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 144 c.
19. Юнусов, Ф.А. Реабилитация детей с церебральным параличом и его синдромами: Практическое руководство / Ф.А. Юнусов. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 382 c.