Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Количественные представления – это один из наиболее объемных разделов методики формирования математических представлений у дошкольников. В задачи данного раздела входит обучение прямому и обратному количественному и порядковому счету, действие отсчитывания, сравнение и преобразование количественных совокупностей и другие действия. Действием, которое формируется одним из первых, является действие количественного счета. У дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, у слабовидящих дошкольников, формирование действия прямого и количественного счета может происходить с трудностями в связи с ограничением зрительных функций.
Возможности формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста и пути их совершенствования изучены В.В. Даниловой, Е.А. Тархановой и др. В отечественной теории и практике дошкольного образования особое внимание проблеме формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста уделяли такие учѐные, как: В.В. Данилова, Т.И. Ерофеева, Г.А. Корнеева, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, Е.А. Носова, Е.В. Родина, А.А. Смоленцева, Е.И. Щербакова.
Изучение вопросов формирования количественных представлений занимались A.M. Леушина [1], Л.С. Метлина [2], Ф.А. Михайлова [3], А.А. Столяр [4] и многие другие педагоги, методисты и исследователи. Проблема формирования элементарных математических представлений у дошкольников исследуется в трудах А.В. Белошистой, Ф. Н. Блехер, Л. В. Глаголевой, В.В. Даниловой, Я.А. Каменского, А.М. Леушиной, Л.С. Метлиной, Р.Л. Непомнящей, И.Г. Песталоцци, Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяра, Г.В. Тарунтаевой, Е. И. Тихеевой, М. Фидлер, Л. К. Шлегер и многих других.
Исследования ведущих психологов и тифлопедагогов (Л.В.Плаксиной, Л.В.Рудаковой и других) показывают наличие определенных трудностей в развитии математических представлений у детей с нарушением зрения. У детей с нарушением зрения чувственный опыт беднее, поэтому они затрудняются в выделении существенных свойств предметов и явлений. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижена визуальная память и продуктивность запоминания (часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы, меняют последовательность заданий, ошибаются при описании предметов и картинок).
В литературе имеется достаточно информации о закономерностях формирования действия количественного счета у дошкольников без нарушений развития, однако информации об особенностях формирования данного действия у дошкольников с нарушениями зрения недостаточно. Между тем, такая информация позволит своевременно преодолеть трудности формирования этого математического действия у слабовидящих дошкольников и более успешно подготовить их к усвоению математических знаний и умений в школе. Вышеизложенное позволяет трактовать проблему как актуальную и сформулировать следующую тему исследования: «Влияние нарушений зрения на действия количественного счета у дошкольников».
Цель исследования: выявить уровень и особенности усвоения слабовидящими дошкольниками прямого и обратного количественного счета и влияние нарушений зрения на усвоение дошкольниками этого действия.
Объект исследования: количественные представления.
Предмет исследования: влияние нарушений зрения слабовидящих дошкольников на выполнение ими действия количественного счета.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что у слабовидящих дошкольников в связи с имеющимися нарушениями зрения наблюдаются следующие трудности в выполнении действия количественного счета:
1) более низкий уровень сформированности обратного количественного счета по сравнению с прямым;
2) увеличение ошибок в счете при увеличении количественной совокупности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аванесова, В.Н. Дидактические игры / В.Н.Аванесова // Сенсорное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1969. – С. 176-212
1 Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: кн. для учителя / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.],
2 Баряева, Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебнометодическое пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002
4. Белошистая, А. В. Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования / А.В. Белошистая // Начальная школа: плюс – минус. – 2002. – № 2. – С. 3-11.].
5. Блехер, Ф.Н. Счет и число в детском саду. Методическое письмо / Ф.Н. Блехер. - М.: 1945 г. С. 6-8.
6. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / А.К. Бондаренко. – Москва: Просвещение, 1991. – 160 с.
7. Богоуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада [Текст] / Богоуславская З.М., Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991. – 206 с.
8. Волошкина, М.И. Дидактическая игра в подготовке ребенка к обучению в школе. Учеб. для студентов пед. вузов. – 2-е изд., исправ. и доп – М.: Начальная школа, 2002. – 160
7 Воспитание детей в игре / под ред. Д.В. Менджерицкой. - М.: Просвещение, 1979. – 190 с.
8 Воскобович, В.В. Развивающие игры Воскобовича: сборник методических материалов/ В.В. Воскобович, Л.С. Вакуленко. – Москва: Сфера 2015 – 128 с.6, с. 34
9 Воспитание детей в игре / под ред. Д.В. Менджерицкой. - М.: Просвещение, 1979. – 190 с.
10 Выготский Л. С. Мышление и речь: М. Лабиринт, 1996. – 242 с. 8, с.171].
11 Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, Эксмо, 2004. – 512 с.
12 Гороховцева, Л. А. Дидактическая игра как средство развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 13. – С. 127–132
13 Григорьева, Ю.С. Теоретические основы использования дидактической игры в процессе полового воспитания детей старшего дошкольного возраста: моногр. / Ю.С. Григорьева; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 69 с.],
14 Давидчук, А.Н. Дидактическая игра – средство развития дошкольников 3-7 лет / А.Н. Давидчук, Л.Г. Селихова; под ред. Т.В. Цветковой. – М.: Сфера, 2013. – 176 с. 18. Дошкольная педагогика с]
15 Данилова, В.В. Количественные представления / В.В. Данилова // Воспитание детей раннего возраста / под ред. Г.М. Ляминой. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1976. – С. 139-145.5].
16 Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2015. – 464 с.
17 Защиринская, О. В. Хрестоматия Психология детей с ЗПР [Текст] / О. В. Защиринская. – М.: Изд.: Спб.: Речь, 2003. – 432 с.].
18 История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / под ред. А. И. Пискунова. – М.: Сфера, 2001. – 512 с
19 Каравка, А.А. Философские и психологические аспекты дидактических игр в математике / А.А. Каравка // Философия образования. – 2012. - № 5. – с. 122-127.
20 Касицына, М.А. Дошкольная математика. 1-й год обучения. Учебнопрактическое пособие для педагогов и родителей / М.А. Касицына, В.Д. Смирнова. – М.: Гном-Пресс, 1999. – 96 с.
21 Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I – М.: Педагогика, 1983. – 392 с.
22 Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М. Леушина. - М.: Просвещение, 1974. – 368 с
23 Менчинская, Н.А. Диалектика возникновения числовых представлений / Н.А. Менчинская // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М.: МГУ, 1980
24 Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования: учебник. / Л.В. Коломийченко, Ю.С. Григорьева, М.В. Грибанова, Н.А. Зорина, Л.С. Половодова, О.В. Прозументик, Т.Э. Токаева ; под ред. О.В. Прозументик, Н.А. Зориной. – Пермь, 2013. – 208 с.
25 Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / Е. В. Соловьева и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001.– 157 с
26 Михайленко, Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – 4-е изд. – М.: Академический Проект, 2002. – 162 с
27 Михайлова, 3.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова, Е.А. Носова, А.А. Столяр, М.Н. Полякова, А.М. Вербенец и др. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 378 с
28 Монтессори, М. Математика по методу Монтессори для детей 5-8 лет [Текст] / М. Монтессори, Ю. И. Фаусек. – Народная книга, 2013. – 300 с.
29 Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. - 1997. - № 3.
30 Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду. (Старшие группы.) - М.: Просвещение, 1982.
31 Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И. Удальцова. – Мн.: Народная асвета, 1976. – 128 с.
32 Усова, А.П. К вопросу о характере творческих игр детей в дошкольном возрасте и правилах руководства ими // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. – 1947. – Т. 56.
33 Павлова, Л.Ю. Дидактические игры как средство экологоэстетического воспитания детей 5-7 лет: моногр. канд. пед. наук/ Л.Ю. Павлова. – М., 2002. – 48 с.
34 Песталоцци, И. Г. Избранные педагогические сочинения [Текст]: в 2-х т. / И. Г. Песталоцци. – М.: Педагогика, 1981. – Т.2. – 416
35 Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селеко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
36 Смирнова, Е.О. Игры с правилами / Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова // Психолог в детском саду. – 2011. – № 1. – С. 19-26.
37 Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием / А.А. Смоленцева. – Москва: Просвещение, 1987. – 97 с.
38 Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. – М.: Просвещение, 1982. – 96 с.
39 Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. – М.: Просвещение, 1982. – 96 с.].
40 Сударенко, Е.С. Занимательная математика в развитии логического мышления дошкольников / Е.С. Сударенко // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2010. - №10 (40). – С. 112-119.].
41 Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И. Удальцова. – Минск, 1976. – 128 с.
42 Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения.: Т. 1. / К. Д. Ушинский; под ред. А. И. Пискунова (отв. ред), [и др.] – М.: «Педагогика», 1974. – 584с., Т.2 – С. 360.
43 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»., с.7]
44 Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53. Ст. 7598; 2013. № 19. Ст. 2326., с.30
45 Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с.