Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Курсовая работа посвящена исследованию применения дистанционных технологий в образовательном процессе средней школы при обучении иностранному языку.
Актуальность темы связана с проблемой разрешения противоречия между возрастающими предпосылками на современной стадии развития общества для внедрения дистанционных технологий в образовательный процесс и отсутствием целостной методической системы применения данного средства в обучении английскому языку в средней школе.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирует образовательные организации на переход к более гибкому, динамичному и персонализированному обучению. Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» [URL:https://rg.ru/2018/12/28/obrazovaniye-dok.html] в редакции от 25 декабря 2018 года, общее образование должно быть направлено «на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе». В документе указано, что успешная реализация образовательных программ возможна на основе внедрения дистанционных образовательных технологий.
Изменения, происходящие в обществе, отражаются в сфере образования, в том числе и в учебной деятельности по английскому языку, что выражается в разработке новых методов, технологий и средств обучения для решения проблемы наиболее эффективного обучения английскому языку в средней школе.
В настоящей работе мы видим необходимым выяснить, можно ли добиться наибольшей эффективности в обучении английскому языку, используя дистанционные технологии.
Дистанционные образовательные технологии не только облегчают доступ к информации и открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой обучающийся был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности [Джусубалиева, 2015, с. 132].
Одним из знаковых направлений реформирования современного российского образования является введение профильного обучения в старших классах, рассматриваемого как средство оптимизации, прагматизации обучения, как шаг в направлении реализации личностно ориентированного учебно-воспитательного процесса. Под профильной школой в данной работе, мы будем понимать систему организации обучения на старшем этапе с углубленным изучением и преобладанием предметов по определенному профилю, в нашем случае - это иностранный язык.
Цель исследования состоит в выявлении методических подходов к применению дистанционных технологий при обучении иностранному языку в профильных классах и составление плана урока английского языка с применением дистанционных технологий.
Объект исследования – методика преподавания английскому зыку в старших классах профильной школы.
Предмет исследования – методы и средства дистанционного обучения английскому языку старшеклассников в профильных классах.
В соответствии с целью исследования мы ставили перед собой следующие задачи:
1. Провести анализ научной литературы с целью определения взглядов ученых насущность дистанционных образовательных технологий;
2. Выявить достоинства и недостатки дистанционного обучения;
3. Описать психофизиологические особенности обучающихся профильной школы;
4. Рассмотреть особенности дистанционного обучения английскому языку и его дидактические возможности и специфику планирования и организации уроков;
5. Разработать план-конспект урока для учащихся 11 класса профильной школы с применением дистанционных технологий
В работе были использованы следующие методы исследования: сбор и анализ литературы по теме исследования, её обобщение в виде глав и параграфов работы; методическая разработка плана урока.
Практическая значимость заключается в анализе подходов к использованию дистанционных технологий на уроках английского языка, предложенных методических рекомендациях по организации и обеспечению успешного образовательного процесса в условиях дистанционного образования с учетом специфики обучения иностранному языку.
Работа состоит из трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе раскрывается сущность понятия дистанционные технологии, приведены различные классификации методов и средств дистанционных технологий. Описаны достоинства и недостатки применения дистанционных технологий в образовательном процессе.
Во второй главе охарактеризованы особенности обучения английскому языку в профильном классе. Описаны психофизиологические особенности обучающихся профильных классов и раскрыты особенности построения учебного процесса обучения иностранному языку в профильных классах.
В третьей главе рассмотрены дидактические условия организации обучения иностранному языку в профильных классах с применением дистанционных технологий. Приведены методические рекомендации, позволяющие реализовать обучения иностранному языку в условиях дистанционного обучения с максимальным эффектом. Описаны основные функциональные и дидактические возможности нескольких интернет площадок, применяемых в практике школьного обучения. Разработан план-конспект урока английского языка в 11 классе с применением дистанционных технологий.
В заключение приведены основные выводы и дальнейшие перспективы в области темы исследования.
Список используемой литературы состоит из 28 литературных источников, 3 из которых на иностранном языке.
Глава 1 Дистанционное обучение в системе образования
В данной главе раскрывается сущность понятия «дистанционные технологии», приведены различные классификации методов и средств дистанционных технологий. Описаны достоинства и недостатки применения дистанционных технологий в образовательном процессе.
1.1 Понятие дистанционного обучения, его модели и технологии
На сегодняшний день не существует единого определения дистанционного обучения. Исследователи и специалисты в данной области, говоря о дистанционном обучении, очень часто вкладывают разный смысл в это понятие. Для того чтобы разобраться и глубже понять сущность определения «дистанционное обучение», необходимо рассмотреть трактовки данного определения, предлагаемые различными учеными.
И.В. Роберт считает, что дистанционное обучение – это процесс передачи знаний, формирования умений и навыков при интерактивном взаимодействии как между обучающим и обучающимся, так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса, отражающий все присущие учебному процессу компоненты (средства обучения, содержание, цели, организационные формы, методы), осуществляемый в условиях реализации средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) [Роберт, 2012, с. 103].
Похожее определение этому понятию дает Е.С. Полат. Она утверждает, что дистанционное обучение – это система обучения, основанная на взаимодействии преподавателя и студента, студентов между собой на расстоянии, отражающая все присущие учебному процессу компоненты (средства обучения, содержание, цели, организационные формы, методы) специфичными средствами ИКТ и Internet-технологий [Полат и др., 2014, с. 214].
Особняком стоит трактовка данного понятия A.M. Бершадским и И.Г. Кревским. По их мнению, дистанционное обучение – это метод, который может использоваться как в рамках новой формы получения образования, так и в рамках традиционных форм - очной и заочной, а также при обучении, не имеющем целью получение систематического образования [Бершадский, 2013, с. 42].
Таким образом, исследовав различные взгляды ученых, мы соглашаемся с мнением Е.С. Полат, и придерживаемся точки зрения, что дистанционное обучение – это новая форма обучения, которая существует в настоящее время наряду с другими формами обучения – очной, заочной, экстернатом в системе непрерывного образования; дистанционное обучение – это система и процесс обучения, в котором преподаватель и студент находятся на расстоянии друг от друга, и потому опираются на электронные средства и печатные пособия для организации учебного процесса. Дистанционное обучение включает дистанционное преподавание и дистанционное учение.
Формы дистанционного обучения включают в себя [Кондек, 2006, с. 28]:
− Дистанционные эвристические олимпиады.
− Дистанционные проекты творческого типа.
− Дистанционные курсы для обучающихся и учителей
− Соревнования на лучшего дистанционного учителя, студента, ученика, школы, университета.
− Телеконференции.
− Научные исследования в области дистанционного обучения, помощь образовательным учреждениям, использующим телекоммуникации в организации экспериментальной работы учителей, помощь в подготовке диссертаций, консультирование кандидатов по научным степеням.
− Публикация тематических списков электронной рассылки, публикация электронного учебного журнала.
В настоящее время существуют различные классификации типов технологий дистанционного обучения. Большинство авторов представляют и описывают следующие типы технологий, используемых в учебном процессе современной школы:
− интернет-сетевые технологии, основанные на использовании сети Интернет для обучения и предоставления учащимся образовательных материалов;
− локально ‒ сетевая технология, которая предполагает использование локальных сетей;
− информационная технология спутниковой сети, которая осуществляет вещание образования, а также пополняет и обновляет информацию в локальных сетях по каналам спутниковой связи [Поздняк и др., 2007.URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/3591/1/Vozmozn_ Moodle.pdf];
− кейс технология, основанная на составлении наборов (тематических кейсов) учебных материалов (на бумаге и CD-ROM) и отправки их ученикам для самостоятельного изучения (case, suitcasebriefcase). Кейсовая технология использует методы ситуационного обучения (тематические ситуации);
− телевизионная технология основана на обучении с использованием телевизионных средств массовой информации;
− учебно-вахтовая технология предусматривает выезд учителей в учебные центры для обучения. Технология аттестационной смены включает в себя выезд аттестационных комиссий в учебные центры для аттестации обучаемых.
1.2. Достоинства и недостатки дистанционной формы обучения
Большинство авторов к плюсам дистанционного образования относят следующие параметры – показатели [Кузьмина, 2012.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preimuschestva-i-nedostatki-distantsionnogo-obucheniya]:
- обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 497-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета - Федеральный выпуск № 294(7757). URL: https://rg.ru/2018/12/28/obrazovaniye-dok.html (дата обращения 20.10.2021). – Текст: электронный;
2. Алешкина, О. В. Дистанционные образовательные технологии – ключ к массовому образованию ХХI века / О. В. Алешина, М. А. Миналиева, Н. А. Рачителева // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). – Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. – С. 63- 65. – Текст: непосредственный;
3. Ахметова, Д. З. Дистанционное обучение: от идеи до реализации / Д. З. Ахметова. – Казань : Издательство «Познание» Института экономики, управления и права, 2011. – 176 с. - ISBN 978-5-8399-0307-4. - Текст: непосредственный;
4. Бершадский, А. М. Актуальные проблемы контроля знаний / А. М. Бершадский, А. А. Белов, Р. И. Вергазов // Вестник компьютерных и информационных технологий № 1, 2013. – С. 40-48. - Текст: непосредственный;
5. Бим, И. Л. Профильное обучение иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школы: проблемы и перспективы / И. Л. Бим / М.: Просвещение, 2007. — 168 с. - ISBN 978-5-09-017251-6. – Текст: непосредственный;
6. Васина, Е. В.Особенности психофизиологического развития и адаптации старшеклассников к разным профилям обучения : автореферат дис. ... кандидата биологических наук : 03.03.01 / Васина Евгения Владимировна; [Место защиты: Том.гос. ун-т]. - Томск, 2010. - 22 с. – Текст: непосредственный;
7. Джусубалиева, Д. М. Электронное и дистанционное обучение его реализация в языковом вузе / Д. М. Джусубалиева // «Достижения и перспективы экономической науки нового столетия: практико-ориентированный аспект»: материалы Международной научно-практическая конференция преподавателей, аспирантов и студентов, посвященной 70-летию Великой Победы. – 30 октября 2015. – Астрахань: Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2015. – С. 130-144. - Текст: непосредственный;
8. Изюмова, С. А. Виды мнемических способностей и их связь с двумя психофизиологическими симптомокомплексами / С. А. Изюмова // Индивидуальность человека: условия проявления и развития. - Пермь, 1988. - С. 77 – 78. - Текст: непосредственный;
9. Использование информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании. Проект «Информатизация системы образования». - URL: http://www.ido.rudn.ru/nfpk/ikt/ikt7.html (дата обращения 22.10.2021). – Текст: электронный;
10. Калимуллина, О.В. Современные цифровые образовательные инструменты и цифроваякомпетентость: анализ существующих проблем и тенденций / О.В. Калимуллина, И. В Троценко // Открытое образование. - 2018. -№ 3. - С. 61-73. - Текст: непосредственный;
11. Красильникова, В. А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В. А. Красильникова. – М.: Дом педагогики, 2006. — 231 с. - ISBN 5-89382-108-4 . - Текст: непосредственный;
12. Кондик, Л. А. Использование информационно-коммуникативных технологий во внеклассной работе по английскому языку / Л. А. Кондик // Использование Интернет в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы / Под ред. А.А. Шаталова. – Орехово-Зуево, 2006. - С.26 – 30. - Текст: непосредственный;
13. Коваленко, Н. С. Использование современных интернет-ресурсов при обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей / Н. С. Коваленко // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2010. – № 3. – С. 90-93. - Текст: непосредственный;
14. Коротенков, Ю. Г. Информационная образовательная среда основной школы / Ю. Г. Коротенков. — М. : Академия АйТи., 2013. - URL: http://eor.it.ru/file.php/1/metod_material/Uchebnoe_posobie_IOS.pdf. (дата обращения: 22.10.2021). – Текст: электронный;
15. Кузьмина, Л. В. Преимущества и недостатки дистанционного обучения / Л. В. Кузьмина // Вестник Московского университета МВД России. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preimuschestva-i-nedostatki-distantsionnogo-obucheniya (дата обращения: 20.11.2021). – Текст: электронный;
16. Кураев, Г. А. Психофизиологические особенности школьников, обучающихся в условиях вариативного образования: сообщение I. Психофизиологические особенности мальчиков физико-математического класса лицея и общеобразовательной школы / Г. А. Кураев, М. В. Хватова, Л. В. Сорокина // Валеология. - 2005. - № 1. - С 46 – 58. - Текст: непосредственный;
17. Макаревич, И. Г. Первые шаги в Интернете / И. Г. Макаревич // Иностранные языки в школе. - М. : Просвещение, 2007. - № 6. - С. 26. - Текст: непосредственный;
18. Полат, Е. С. Теория и практика дистанционного обучения : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Буханкина, М. В. Моисеева / под ред. Е.С. Полат. – М. : Академия, 2014. – 416 с. - ISBN 5-7695-1533-3 . - Текст: непосредственный;
19. Позняк, Ю. В. Возможности системы Moodle и актуальность ее применения в сфере образования/ Ю. В. Поздяк, А. С. Гаркун, А. А. Царева Инновационные технологии в образовании, науке и производстве. – 2007. – С. 99-103 URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/3591/1/Vozmozn_ Moodle.pdf (дата обращения: 23.10.2021). – Текст: электронный;
20. Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования / И, В. Роберт. – М. : ИИО РАО, 2012. – 140 с. – Текст: непосредственный;
21. Романова, Н.Л. Онлайн-курсы как инновационная форма дистанционного обучения / Н.Л. Романова // Педагогика высшей школы. - 2018. -№ 2. - С. 5-8. - Текст: непосредственный;
22. Садыкова, Т. Р. Сущность профильного обучения в старшей школе (иностранный язык) / Т. Р. Садыкова // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 291-295. — URL: https://moluch.ru/archive/280/63157/ (дата обращения: 23.10.2021). - Текст: электронный;
23. Сетко, Н. П. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга как индикатор выбора программы обучения ребенка / Н. П. Сетко, Е. А. Володина, А. И. Сафронова // Гигиена и санитария. - 2009. - № 4. - С. 61 – 63. – Текст: непосредственный;
24. Сухомлин, В. А. ИТ-образование / В. А. Сухомлин. – М. : Горячая линия - Телеком, 2005. — 175 с. - ISBN 5-93517-145-7. – Текст: непосредственный;
25. Chute, A. G. Learning from Teletraining / A.G.Chute, L.B. Balthazar C.O. Poston // The American Journal of Distance Education, 2 (3), 1988. - p. 55-63. - Текст: непосредственный;
26. Dudeney, G. How to teach English with technology / G.Dudeney ,N.Hockly // Pearson Education Limited, 2008. - 292 с. - Текст: непосредственный;
27. Stanley, G. Language Learning with Technology: Ideas for Integrating Technology in the Classroom / G. Stanley. - Cambridge: Cambridge Handbooks for Language Teachers, 2013. - 264 с. - Текст: непосредственный.
Материалы для заданий
28. Английский язык. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка / Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В., Мильруд Р.П., Эванс В. - Москва, Express Publishing: «Просвещение», 2011. – 200 с.;
29. Ролик тур-агентстваURL:http://www.youtube.com/watch?v=5T1laVHFR4Y;
30. 7 новых чудес света URL: http://www.youtube.com/watch?v=Lka9A7IRYz8.