Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Исследование муниципального уровня управления системой образования представляет интерес по нескольким причинам.
Во-первых, на уровне муниципального образования происходит непосредственное управление развитием образования в условиях городского и сельского административного районного подразделения. Именно здесь формируются основные направления конкретной образовательной политики.
Во-вторых, муниципальный уровень управления образованием представляет собой системный элемент регионального образовательного пространства, который, в свою очередь, входит в общеобразовательную систему страны. Т.е. муниципальный уровень завершает системный характер федерального образовательного пространства в нашей стране.
В-третьих, в условиях передачи властных полномочий на уровень муниципалитетов управление образованием, со всем организационным и финансово-экономическим обеспечением этого процесса, а также кадровая политика в этой области, переходят в соответствующую компетенцию. При этом образовательный процесс обязательно осуществляется в рамках общепринятых в стране образовательных стандартов. Наконец, в-четвертых, вступление нашей страны в мировое образовательное пространство, в том числе в Болонский европейский образовательный процесс, не только не снижает значение муниципального уровня развития образования, но и повышает требования к нему.
Рыночная конкуренция, возникшая в нашей стране, позволяет развиваться не только государственным и муниципальным структурам образования, но и создает возможность развития негосударственного образования, являющегося составной частью образования в целом, и ставшего объективной реальностью, которую невозможно игнорировать при осуществлении целенаправленной социальной политики российского государства. При этом, как показывает отечественная практика и зарубежный опыт, негосударственное образование является не случайным и не переходным, а закономерным структурным элементом всей системы образования. Во многом негосударственное среднее образование также нуждается в регулировании на уровне муниципального района.
Степень разработанности темы исследования. Своевременность и злободневность исследования проблемы управления образованием на муниципальном уровне определяется не только большой теоретической и общественной значимостью рассматриваемой темы, но и недостаточным уровнем его научной разработанности, что послужило основанием для выбора темы.
Объектом исследования является система образования в Хабаровском крае.
Предметом исследования является процедура управления системой образования.
Целью исследования является анализ программно-целевых и проектных методов в управлении.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить механизм государственного управления развитием образования;
представить характеристику государственной программы «Развитие образования» в Российской Федерации;
выявить взаимосвязь государственной программы и национального проекта «Образование»;
представить характеристику государственной программы развития образования в Хабаровском крае;
представить результаты реализации государственной программы и национального проекта по развитию образования в Хабаровском крае;
внести проектные предложения по совершенствованию государственной программы развития образования в Хабаровском крае.
Среди основных инструментов исследования можно выделить системный подход, методы сравнения, методы анализа.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1 Теоретические и нормативно-правовые основы применения программно-целевого и проектного методов в управлении образованием
1.1 Механизм государственного управления развитием образования
1 сентября 2013 г. в России вступил в действие новый закон «Об образовании» . Закон является федеральным нормативно-правовым документом, в котором изложены принципы государственной политики в области образования, система образования и порядок управления ею, экономические основы, социальные гарантии реализации прав граждан на образование, правовые основы международной деятельности образовательных учреждений.
Толковым словарем Д. Н. Ушакова образование определяется, как процесс усвоения знаний, обучение, просвещение. С точки зрения современной социологии это процесс или продукт формирования ума, характера и физических способностей личности. С технической точки зрения, образование — это процесс, посредством которого общество через специальные институты образования (дошкольные учреждения, школы, высшие образовательные учреждения и т.д.) целенаправленно передаёт своё культурное наследие — в том числе накопленное знание, ценности и навыки. Современная педагогическая наука определяет образование как процесс и результат усвоения обучающимися социально-исторического опыта, как объем систематизированных знаний, умений и навыков, а так же - как социальное явление.
Несмотря на некоторое, кажущееся различие, в определении сущности и метода образовательного процесса, в целом образование это целеустремленный процесс образования и воспитания в интересах человека, общества и государства. Несомненно, что образование-это широкое понятие, которое включает обучение и воспитание. В этом контексте, педагогику нужно рассмотреть как науку об образовании.
В структуре ориентированной на индивидуальность образовательной парадигмы образование может быть рассмотрено как процесс и результат развития индивидуальности посредством организованного с научной точки зрения обучения, образования и воспитания. В этом случае знание и навыки и формирование морально-этических норм поведения будут служить не в качестве цели изучения, а в качестве средства личного развития .
Организация, выполняющая образовательные действия, - это общеобразовательные организации и организации, осуществляющие обучение, и индивидуальные предприниматели, участвующие в образовательных действиях, то есть, организации, которые осуществляют одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающие обслуживание и воспитание обучающихся, воспитанников.
В российском законодательстве общеобразовательная организация – это некоммерческая организация, выступающая в соответствии с лицензией образовательных действий как основной вид деятельности в соответствии с целями для успеха, из которого такая организация создана.
Организация, обеспечивающая образование, юридическое лицо в соответствии с лицензией наряду с основным видом деятельности образовательная деятельность как дополнительная деятельность.
Место образования в государстве в основном определено ролью, которую играют в социальном развитии людей, их опыта, способностей, навыков, возможностей для развития их профессиональных и личных качеств. Как отрасль социальной сферы образования - процесс и результат, система учреждения и государственная политика в области конституционно гарантируемого образования. Образование всегда было и остается составной и важной сферой деятельности человека. В этой области занятое в то же время почти один миллиард пятьдесят миллионов студентов и учителей. Как фактор социально-экономического прогресса, образование - приоритетный аспект государственной политики. Человек как предмет процесса, говоря как производительная сила в социальном производстве, должен качества, чтобы соответствовать стандартам современного социально-экономического развития государства, в котором он живет и работает.
Уровень образования подразумевает законченный образовательный цикл с определенным единым набором требований.
В соответствии с законодательством Российской Федерации образовательные действия выполнены юридическими лицами и отдельными предпринимателями.
Общеобразовательные организации могут быть основаны не только в форме учреждения, как это было перед принятием Федерального закона «Об образовании», но в любой другой форме, предписанной законом для некоммерческих организаций .
Образовательные организации могут быть:
государственными (созданными Российской Федерации и субъектами федерации):
федеральное государственное образовательное учреждение, созданное Российской Федерацией или федеральным органом власти
государственное образовательное учреждение, созданное субъектом федерации
муниципальными (муниципальные образовательные организации),
частными (негосударственными, созданными общественными и религиозными организациями, коммерческими организациями, частными лицами).
Образовательную деятельность могут осуществлять:
некоммерческие образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность как основной вид деятельности (образовательные организации);
иные организации, осуществляющие обучение как дополнительный к основной вид деятельности (организации, осуществляющие обучение);
индивидуальные предприниматели как лично, так и с привлечением педагогических работников.
С 1 сентября 2013 г. в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
дошкольное образование;
начальное общее образование;
основное общее образование;
среднее общее образование .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 53 (часть I). - ст. 7598.
1. Авершин, В.И. Стандартизация образования на региональном уровне / В.И. Авершин, П.Л. Галаев. - М.: ИНФА, 2020. – 186 с.
2. Антропова, Т.Ю. Закон об образовании - что нового? / Т.Ю. Антропова // Руководитель бюджетной организации. – 2017. - № 4. – С. 15.
3. Воробьева, С.В. Основы управления образовательными системами / С.В. Воробьева. - М.: Академия, 2017. - 208 с.
4. Гаврилов, Е. Образование в регионах по новым правилам / Е. Гаврилов // эж-ЮРИСТ. - 2017. - № 33. – С. 10-12.
5. Гаврилова, М.В. Управление системой образования региона / М.В. Гаврилова, Н.В. Данилова // Вестник Российского Университета Кооперации / Российский университет кооперации. – Мытищи, 2020. – №1. – С. 35 – 41.
6. Герман, В. Ступени познания. Современная модель учебного заведения непрерывного профессионального образования / В. Герман, М. Герман // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2019. - № 7. - С. 8-10.
7. Головина, А.Д. Раздельный учет в сфере образования / А.Д. Головина // Советник в сфере образования. – 2017. - № 2. – С. 6-12.
8. Горбунова, И.Б. Разработка системы оценивания качества деятельности преподавателей вуза / И.Б. Горбунова, М.А. Лямзин, А.С. Кузнецова // Врач скорой помощи. – 2017. - № 8. – С. 18-20.
9. Горовой, А.А. Пространственное распределение образовательной системы в условиях кризисной экономики: региональные аспекты / А.А. Горовой. – СПб.: Астерион, 2020. – 136 с.
10. Мотова, Г.Н. Методология управления региональной системой образования. / Г.Н. Мотова, И.В. Гуськова. – Н. Новгород: НИМБ, 2017. – 352 с.
11. Мухаметзянова, Г.В. Образование: системный взгляд на проблему / Г.В. Мухаметзянова. – Казань: Идел–пресс, 2019. – 608 с.
12. Никандров, Н.Д. Перспективы развития образования в регионах России / Н.Д. Никандров, В.А. Зернова. – СПб.: СПбГУП, 2018. – 280 с.
13. Никитин, Э.М. Оптимизация региональных структур управления / Э.М. Никитин, Б.С. Одегов // Университетское управление: практика и анализ. – М.: Знание, 2017. – 144 с.
14. Новиков, Д.А. Модели и механизмы управления развитием региональных образовательных систем / Д.А. Новиков. – М.: Современник, 2019. – 83 с.
15. Федеральная служба государственной статистики. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.
16. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Минобрнауки.рф.