Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Существуют две основные группы общих методов научных исследований – теоретические и эмпирические методы, а также группа смешанных, эмпирико-теоретических методов.
Курс “История и методология науки и техники, применительно к научной дисциплине «Радиотехника»” является обязательной дисциплиной для студентов, имеющих степень бакалавра и занимающихся по программе подготовки магистров.
Дисциплина предусмотрена Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 210400 «Радиотехника».
Изучение данной дисциплины должно способствовать созданию у студентов целостного представления о пути развития науки в целом и, в частности, научной дисциплины «Радиотехника» (включая акустику, звукотехнику, видеотехнику) как одной из ветвей науки об электричестве и магнетизме, об эволюции представлений о существе этой науки на разных этапах её развития, об основных методах познания её законов, о путях развития и совершенствования производства радиотехнической аппаратуры.
Освоение дисциплины даёт следующие знания:
• как развивалась наука и, в частности, научная дисциплина «Радиотехника»; что явилось основой ее развития;
• работы каких ученых послужили ее созданию;
• какой вклад внесла и вносит радиотехника в развитие человеческой цивилизации;
• конкретные теоретические и эмпирические методы научного познания;
• как создавалось и развивалось современное производство радиотехнических компонентов и аппаратуры.
Вопросы истории и методологии рассматриваются не только применительно к радиотехнике в узком понимании (как науки, изучающей электромагнитные колебания и их использование), но и в более широком понимании – применительно к смежным наукам, изучающим механические и оптические колебания (акустика, оптика).
Радиотехника в узком понимании – наука об электромагнитных колебаниях и волнах радиодиапазона: о методах их генерации, усиления, излучения, приема и об их использовании; отрасль техники, осуществляющая применение электромагнитных колебаний и волн радиодиапазона для передачи информации в радиосвязи, радиовещании и телевидении, при контроле и управлении машинами, механизмами и технологическими процессами, в разнообразных научных исследованиях и т.д.
Радиодиапазон охватывает спектр электромагнитных волн длиной от нескольких десятков тысяч километров до десятых долей миллиметра.
Развитие радиотехники тесно связано с достижениями в области радиофизики, электроники, физики полупроводников, электроакустики, теории колебаний, теории информации, в различных разделах математики, измерительной техники, в производстве источников электропитания и др.
В радиотехнику входят ряд областей:
• генерирование электрических колебаний;
• усиление электрических колебаний;
• их преобразование, управление ими (модуляция);
• антенная техника;
• распространение радиоволн в свободном пространстве, в различных средах и направляющих системах (кабелях, волноводах);
• фильтрация электрических колебаний;
• демодуляция электрических колебаний;
• воспроизведение речи, музыки, изображений, данных и др. сигналов;
• контроль, управление и регулирование при помощи ЭВМ и радиоэлектронных систем.
1. Теоретические и эмпирические методы научных исследований
1.1. Методология системного подхода у научном исследовании
Человек и его деятельность представляют собой сложные объекты и рассмотрение данных объектов возможно на основании системного подхода.
Подход – это особый угол зрения на объект исследования. Системный подход представляет собой общенаучный уровень методологии исследования, определяя его логику. Маркарян Э.С. считает, что системный подход является одной из фундаментальных стратегий научного исследования, исторически вызванной необходимостью изучения сложноорганизованных систем адекватными познавательными средствами .
Идеи системности формировалась постепенно и были заявлены в середине 19 века при исследовании таких сложных объектов, как человеческое общество и биологический мир. Маркс К. рассматривал общество не как механическое объединение индивидов, а как организованную, упорядоченную систему, «социальный организм» со своей структурой. В рамках этой системы формируется человек, его потребности и способности, цели и задачи его деятельности. Постепенно формировалось осознание того, что практически в любой сфере человеческой деятельности люди имеют дело не с отдельными, изолированными объектами, а с их сложными, взаимосвязанными комплексами.
На философском уровне представлены основные понятия – категории системного исследования: система, элемент, структура. Рассмотрим некоторые трактовки данного понятия:
1. Система – это совокупность элементов, взаимосвязанность и упорядоченность которых позволяет рассматривать ее как целостность .
2. Система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией .
3. Система – упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство» .
4. Система – как средство достижения цели .
5. Система есть множество функциональных элементов и отношений между ними, выделяемое из внешней среды в соответствии с определенной целью, в рамках определенного временного интервала .
6. Система – множество объектов, на котором реализуется отношение с фиксированными свойствами .
7. Система – как множество взаимосвязанных элементов, выступающих средством достижения цели .
Данные определения показывают, что понятия системы предполагает такие понятия как элемент и структура.
Элемент – это наименьшая, неделимая часть, компонент при данном способе детализации, в данной системе, при данном способе рассмотрения.
В настоящее время в науке под элементами понимают любые объекты, связанные с другими объектами в сложный комплекс. Другими словами, «элемент» понятие относительное. В зависимости от способа рассмотрения в одном и том же сложном предмете могут выделяться в качестве его элементов самые разные «единицы».
Структура – это относительно устойчивый способ связи элементов того или иного сложного целого. Само слово структура в переводе с латинского означает строение, взаиморасположение. Приведем некоторые трактовки понятия «структура»:
1. Конфигурация и характер связей внутри системы и является ее структурой .
2. Структура – совокупность элементов и внутренних связей между ними .
3. Структура определяется как совокупность элементов и внутренних связей между ними .
4. Структура системы задается инвариантным аспектом рассмотрения системы и отражает единство отношений, связей и элементов, выделяемое на основании принципов сохранности и инвариантности .
Структура отражает упорядоченность внутренних и внешних связей объектов, определяет их пространственное расположение, следование во времени, субординацию. Изменение структуры может привести к изменению системы в целом. Структура представляется в виде структурной схемы, которая отражает все элементы, связи и отношения, все входы и выходы системы.
Сложная система должна быть рассмотрена как в статике (остановке), так и в динамике. Только тогда можно описать, рассмотреть и смоделировать состав и строение данной системы, в движении увидеть ее функционирование, ее деятельность, ее развитие, становление, преобразование.
При системном подходе, согласно М.С. Каган, объект необходимо рассматривать в трех плоскостях: предметном, функциональном, историческом .
Предметный аспект системного исследования позволяет выяснить: из каких компонентов состоит изучаемая система и как эти компоненты взаимосвязаны между собой. Система представляет собой целостность, состоящую из компонентов, число которых является необходимым и достаточным для существования данной системы. Для определения достаточности компонентов, необходимо рассматривать данную систему как часть большей метасистемы, как среды, в которую она вписана. Следовательно, идя при исследовании от целого к частям, можно выявить их необходимость и достаточность, обусловленную отношением каждой из них к целому, и к друг к другу. Но как определить неделимость элемента? Это достаточно субъективно. Мы будем исходить из того, что элемент – это предел членения системы с точки зрения решения конкретной задачи или поставленной цели.
Характер структуры системы зависит от характера образующих ее элементов. Структурный анализ позволяет:
• выявить закономерности взаимосвязей компонентов системы.
• определить степень сложности данной системы, т.е. на каких уровнях находятся элементы относительно друг друга, равны ли они по значению друг другу или носят субординационный характер.
• сравнить данную систему с другими.
Функционирование системы рассматривается также в двух плоскостях: внутренней и внешней. Внутреннее функционирование системы обусловлено взаимодействием ее элементов. Существование системы определяется ее функцией. «Любая система может быть правильно понята, как единство структуры и функций. От природы системы как целого зависят не только функции ее как целого, но и функции каждого их элементов системы», считает А.М. Данилов . Афанасьев В.Г. полагает, что при исследовании системы необходимо прежде всего провести анализ ее функций, так как функция имеет целевой характер . Таким образом, функция задает целевое назначение системы, тем самым определяя ее поведение. Система может быть понята как нечто целое лишь в сопоставлении со средой: внутренней и внешней. Среда воздействует на систему, которая воспроизводит и перерабатывает это воздействие в соответствии со своей внутренней природой и, в свою очередь, оказывает воздействие на среду. Другими словами, речь идет о взаимной детерминации и рецептивности.
Системный подход к анализу объектов требует рассмотрение его в генетическом и прогностическом плоскостях. Генетический анализ позволяет выявить происхождение, развитие, процесс формирования объекта. Прогностический анализ рассматривает перспективы его дальнейшего развития, ожидаемого поведения. «Будущее – это продолжение прошлого: если известны законы развития в прошлом, то можно определить и будущее» .
Основными принципами реализации системного подхода, уточняющими его сущность, являются:
• принцип целостности, который отражает специфику свойств системы, зависимость каждого элемента, свойства и отношения внутри системы от их места и функций внутри целого;
• принцип структурности, позволяющий описывать системы как структуры через раскрытие совокупности связей и отношений между ее элементами;
• принцип взаимозависимости внешних и внутренних факторов системы;
• принцип иерархичности, предполагающий рассмотрение объекта в трех аспектах: как самостоятельной системы, как элемента системы более высокого уровня, как системы более высокого иерархического уровня по отношению к ее элементам, рассматриваемых, в свою очередь, как системы;
• принцип множественности представления системы, означающий необходимость создания множества моделей для описания системного объекта; принцип историзма, требующий изучения системы и ее элементов не только как статических, но и как динамичных, имеющих историю своего развития.
Под педагогической системой понимается «социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности» . Педагогическая система представлена целым рядом подсистем: образовательное учреждение, образовательный процесс, процесс обучения, учебное занятие. Таким образом, исследуя объект как подсистему в системе педагогического процесса, системный подход позволяет нам рассмотреть объект в его историческом развитии, на основании его динамики прогнозировать его будущее, выявить его компонентный состав, взаимосвязь и функционирование его элементов, таких как цели, содержание, формы и методы, средства реализации данного содержания, субъекты системы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Анкудинов И.Г., Митрофанов А.М., Соколов О.Л. Основы научных исследований: Учебное пособие. – СПб.: СЗТУ, 2002. - 67 с.
2. Арутюнова Н. Д. Дискурс / Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 136 - 137
3. Афанасьев В.Г. Системность и общество. – М., 1980. – с. 89
4. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / пер. с фр. М.: Прогресс, 1994.
5. Большая советская энциклопедия, 3 издание.- М.: БСЭ, 1970-1978, тт. 1-30.
6. Борисов В.П., Сретенский В.Н. Опыты, теории и открытия, предшествовавшие эпохе радио. / Радиотехника, 1995. Вып. 4-5.
7. Бургов В.А., Маньковский В.С., Проворнов С.М. Страницы летописи. (К 70-летию ЛИКИ). // Техника кино и телевидения. – 1988. - №12.
8. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследо- вания: моногр. [Текст]/ И.Р. Гальперин М.: Наука, 1981
9. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники. М.: ИНФРА-М, 2000. – с. 14
10. Гринев–Гриневич, С.В., Сорокина, Э.А. К вопросу о методах лингвистических исследований [Электронный ресурс]// Электронный журнал «Вестник Московского государственного областного института» http://evestnik–mgou.ru/Articles/Doc/121
11. Гринев–Гриневич, С.В., Сорокина, Э.А. Полисемия в обще- употребительной и в специальной лексике [Текст]/ С.В. Гринев– Гриневич, Э.А. Сорокина// Вестник МГОУ. – 2015, № 4. – С. 51–64
12. Данилов М.А. Основные проблемы методологии и методики педагогических исследований. – М., 1969. – с. 32
13. Денисов А. А. Колесников В.Н. Теория больших систем управления. – Л.: Энергоиздат, 1982
14. История и методология науки: Межвузовский сборник. - Пермь: Высш. Школа. 1994 -1998. Вып. 1-5.
15. Каган М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). – М.: Политиздат, 1974
16. Капица П.Л. Эксперимент, теория, практика - М., 1981.
17. Карамова, А.А. Текст и дискурс: соотношение понятий. [Текст]/ А.А. Карамова// Вестник ЮрГУ. – 2013. – Т. 10, № 2. – С. 19– 23.
18. Кориков А.М., Сафьянова Е.Н. Основы системного анализа и теории систем. – Томск: Из-во ТГУ, 1989
19. Краткий психологический словарь. – М.: Политиздат, 1985
20. Кривошейкин А.В., Нурмухамедов Л.Х. Методы анализа и синтеза аудиовизуальных устройств и систем: Учебное пособие.- СПб.: Изд. СПбГУКиТ, 2005. - 96с.
21. Кривошейкин А.В., Нурмухамедов Л.Х. Основы компьютерного проектирования и моделирования радиоэлектронных средств: Учебное пособие. – СПб.: СПГУКиТ, 2006. – 116 с.
22. Кротков Е. Научный дискурс: философско - методологический анализ. / Журнальный клуб Интелрос «Credo new», 2014, №3. Электронный ресурс: http: // www.intelros.ru / readroom
23. Мартынюк, А.П. Разграничение дискурса и текста с позиций интеграционного подхода. [Электронный ресурс]// А.П. Мартынюк URL http://dspace.univer.kharkov.ua/bitstream/123456789/4924/2/Martyn yuk. pdf
24. Никифоров А.Л. Философия науки: Учебное пособие. - М.: Дом интеллектуальной книги”, 1998. -276 с.
25. Нурмухамедов Л.Х., Кривошейкин А.В. История и методология науки и производства: Учебное пособие.- СПб.: СПбГУКиТ, 2006. -100 с.
26. Панов А.И. Системно-деятельностный подход в образовании. Методические рекомендации. – Томск, 2002
27. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. – М.: Высш. шк., 1989.
28. Поносов Ф.Н. Современные философские проблемы техники и технических наук: Учебное пособие. Ижевск: Ижевская ГСХА, 2013. – с. 55
29. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М.: Прогресс. 1983. -606 с.
30. Рузавин Г. И. Методология научного познания. М., 2012. – с. 17
31. Садовский В.Н. Основания общей теории систем: Логико-методологический анализ. – М.: Наука, 1974
32. Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. – М., 1988
33. Современная радиоэлектроника. - М.: Наука, 1993, -288 с.
34. Социальное управление: Словарь / Под ред. В.И. Добренькова, И.В. Слепенкова. – М.: Изд-во МГУ, 1994
35. Спиркин А.Г. Философия. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2003
36. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. – М., Мысль, 1978.
37. Факультету аудиовизуальной техники – 75 лет. – СПб.: Изд. СПбГУКиТ, 2005. – 164 с.
38. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. - М., 1986.
39. Философия и методология науки: Учебное пособие / Под ред. В.И. Купцова. - М.: Аспект-пресс. 1996. -550 с.
40. Философский словарь http://enc-dic.com/philosophy
41. Шестаков А.А., Стоцкая Т.Г., Мингулов Х.И. Проблема эмпирического и теоретического в контексте становления теоретической биологии // Вестник Тверского государственного университета. Сер. «Философия». 2014. № 2. С.50-57
42. Foucault M. Archeologie des Wissens. Frankfurt am Main. 1973.