Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития, общество вышло на новый уровень глобализации во всех сферах человеческой деятельности, экономики, техники и технологии, информации, политики и права. Процесс глобализации является отражением уровня развития современной цивилизации, так как оказывает влияние на формирование потребностей людей, одной из таких потребностей является потребность в появлении новых источников и видов информации и как следствие развитие информационного общества, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. В ходе данного процесса возникают вопросы, касающиеся основ существования демократического социума и отдельных людей, например, вопрос обеспечение государством права на получение информации человеком о деятельности органов власти различного уровня. Для правового и демократического государства 21 века вопрос информационной открытости власти является первостепенным.
Актуальность выбранной темы заключается в необходимости изучения вопроса обеспечения информационной открытости органов власти, что на прямую влияет на формирование адекватного мнения граждан на состояние общества и эффективности работы отдельных органов государственной власти.
Цель исследования, анализ и изучение нормативно-правовых и прикладных направлений обеспечения информационной открытости органов государственной власти.
Задачи исследования:
- Анализ нормативно-правовой базы обеспечения информационной открытости органов государственной власти в Российской федерации и мире;
- Анализ технологий и методов исследования обеспечения информационной открытости на примере официальных сайтов органов власти муниципального управления Волгоградской области.
Объектом исследования в данной работе являются официальные сайты органов власти муниципального управления Волгоградской области.
Предметом исследования являются технологии и методы исследования обеспечения информационной открытости на примере официальных сайтов органов власти муниципального управления Волгоградской области.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
XXI век примечателен интенсивным технологическим развитием глобального информационного общества, главным ресурсом которого является информация.
Слово «информация» происходит от лат. informatio, что в переводе обозначает: сведение, разъяснение, ознакомление.
Американский математик, один из основоположников кибернетики и теории искусственного интеллекта Норберт Винер дает следующее определение понятию «информация»: «Информация – это не материя и не энергия, информация – это информация».
В современном мире информация играет высокое и не сравнимое значение в жизни человека, а потому и институты, обладающие и передача которого. В этой области лидирует глобальная сети - интернет. И сегодня многомиллионный зритель, активно используя различные социальные сети, новости и другие информационные ресурсы, может пойти на совершенно другой уровень, поднимая вопрос о значительно более широком применении информационной техники, т.е. на уровне государственного, внутреннего, внешнего управления государством.
Роль и значение информационного обеспечения политического процесса, и что самое главное – совместно-доверительного взаимодействия возрастает в период осуществления социально-экономических и политических трансформаций в обществе, по средствам доведения полной и достоверной информации о целях и задачах проводимых реформ. Отсюда, информационная открытость органов государственной власти является важнейшим преимуществом и инструментом, позволяющим обеспечить себе поддержку от общества через Интернет-ресурсы, которые на сегодняшний день являются для него неотъемлемой частью жизни и неоспоримым авторитетом. Ведь недостаточная информированность общества о деятельности органов государственной власти представляет угрозу его отчуждения от проводимых реформ и самой власти, которое может вылиться в том числе в активное противостояние общества власти.
Давайте разберемся, что же понимается под термином «информационная открытость». Информационная открытость – это некий организационно-правовой режим предоставления достаточного и необходимого объёма общественно значимых сведений о деятельности органов государственной власти, базирующийся на конституционном праве граждан свободного доступа к информации, где прослеживается координационное взаимодействие общества со структурами власти.
Если сравнить характерные черты демократичности такие как: открытость и прозрачность государственных и муниципальных органов власти, становится понятно, что оба эти понятия не являются полностью синонимами. Давайте рассмотрим в чем же их различие.
Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса ЮИ СКФУ О.В. Ахрамеева трактует понятие открытости как: «беспрепятственный доступ граждан к информации о деятельности органа, к процессу принятия решений на всех этапах их приготовления, а в некоторых случаях – и к активному участию населения в принятии конкретного властного решения, в том числе связанного с обеспечением общественной безопасности» .
В свою очередь: советский и российский переводчик, филолог и философ В. В. Бибихин рассматривает открытость, как общекультурную концепцию, рассматривающуюся в философской системе с разных сторон. Фундаментальное значение открытости - искренность, прямость и честь.
С социальной точки зрения, по мнению советского российского психолога, публициста, прозаика, преподавателя, популяризатора практической психологии Н. И. Козлова, под открытостью понимается готовность пустить партнера в наш социальный мир, а также готовность легко пообщаться, познакомиться, дать свои координаты и контактную информацию.
Кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и социологии МПГУ А.Е. Чуклинов характеризует понятие «прозрачности» как предельно возможной доступности информации о деятельности управленческого аппарата иформирования жесткого механизма общественного воздействия на сферу частного и государственного администрирования посредством представительских институтов, что, в свою очередь, служит залогом нейтрализации коррупционных тенденций в этих областях.
То есть, из вышеизложенного, можно выяснить, что понятия открытости имеют более социальный и коммуникативный характер и понятия прозрачности – это в первую очередь функциональное значение, способствующие оптимизации регулярных процессов страны.
Информационная открытость власти позволяет обществу думать о полученных данных, критиковать сложившуюся ситуацию, следить за результатами и контролировать деятельность властей. Прозрачность интерпретируется также как непрерывное освещение деятельности власти, объяснение содержание, цели и механизм исполнения публичных политик.
Советский и российский лингвист-англист, доктор филологических наук, профессор О.В. Александрова трактует понятие информационной открытости следующим образом: «Информационная открытость как правовой режим информации, содержащийся в информационных системах, предусматривает обязанность государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивать реализацию конституционного права каждого на информацию».
Делая вывод из вышесказанного, мы разделяем мнение С. В. Калашниковой, которая дает определение понятию «Информационная открытость» как полноразмерному использованию Интернет-ресурсов в работе и деятельности муниципальных и государственных структур, что по сути считается основой развития демократии в обществе, увеличивает вовлеченность граждан в управление государством, представляет собой одну из форм контроля деятельности данных органов власти, а также привлечения квалифицированных специалистов на службу.
Значительная часть ученых склонна считать, что информационная открытость власти возникает и укрепляется благодаря большому количеству обстоятельств, среди которых отмечается, в том числе, наличие среди населения спроса на нее.
Многие ученые склонны полагать, что информационная открытость власти появляется и усиливается благодаря многочисленным обстоятельствам, среди них отмечается, например, наличие спроса на неё среди людей.
Сейчас ученые отмечают три важнейших уровня информационного открытия органов власти:
Первым и самым простым является доступ к социальной и политической информации. Информационная открытость определяется как возможность получать и систематизировать данные о деятельности государственных органов путем совершенного доступа к прямому источнику информации, укрепляющему решение общественно значимым вопросам.
Вторая ступень - предоставление обществу права, позволяющего получать его не только как таковую информацию, но также координировать процесс решения, его причины и ожидаемые результаты. Это ведение необходимо для
Фрагмент для ознакомления
3
1. «Конвенция о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» (Заключена в г. Страсбурге 28.01.1981) (вместе с Поправками к Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (СДСЕ N 108), позволяющими присоединение европейских сообществ, принятыми Комитетом Министров в Страсбурге 15.06.1999)
2. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
3. Федеральный закон РФ от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», 2021 г. – 19 с.
4. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (последняя редакция)
5. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2021)
6. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ (последняя редакция)
7. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ (последняя редакция)
8. Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ (последняя редакция)
9. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ (последняя редакция)
10. Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)» (с изменениями и дополнениями)
11. Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями и дополнениями) (утратило силу)
12. Постановление Правительства РФ от 04.03.2011 № 149 (ред. от 17.06.2015) «О федеральной государственной информационной системе «Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров» утратил силу.
13. Указ Президента РФ от 08.07.2013 № 613 (ред. от 10.12.2020) «Вопросы противодействия коррупции»
14. Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 г. № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (с изменениями и дополнениями)
15. Распоряжение Правительства РФ от 30.01.2014 № 93-р «Об утверждении Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти»
16. Приказ Минфина России от 22.09.2015 № 145н (ред. от 15.10.2020) «Об утверждении Методических рекомендаций по представлению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме»
17. Приказ Минтруда России от 07.10.2013 № 530н (ред. от 26.07.2018) «О требованиях к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов»
18. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 7 февраля 2008 г. № Пр-212)
19. Ахрамеева, О. В., «Реализация принципа открытости в деятельности органов власти: общие положения». Научный вестник Государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» 1: 6–11, 2017
20. Калашникова С. В., Хамирзова С. К. Влияние уровня информационной открытости региона на формирование его имиджа (на материалах Республики Адыгея) // Новые технологии. 2010. № 2. С. 117.
21. Козлов Н. И. Открытость // Психологос : [сайт]. URL: http://www. psychologos.ru/articles/view/otkrytost (дата обращения: 25.12.2017).
22. Корченкова Н. Ю. Принцип информационной открытости как требование современной демократии / Н. Ю. Корченкова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Право. – 2000. – № 1, с. 214.
23. Резер Т.М. Информационная открытость органов государственного и муниципального управления: учеб. пособие / Резер Т.М. – М.: «Уральский федеральный университет», 2018 г. – 158 с.
24. Чуклинов А. Е. «Прозрачная» государственная политика: некоторые проблемы теории и практики». Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология 8: 44– 50, 2006
25. Сайт администрации МО г. Волгоград: [Электронный ресурс]. — URL: http://www.volgadmin.ru.
26. Сайт администрации МО г. Волжский: [Электронный ресурс]. — URL: http://www.admvol.ru.
27. Сайт администрации МО г. Камышин: [Электронный ресурс]. — URL: https://admkamyshin.info.
28. Сайт администрации МО г. Михайловка: [Электронный ресурс]. — URL: https://mihadm.com.
29. Сайт администрации МО г. Урюпинск: [Электронный ресурс]. — URL: ttps://urupinsk.net.
30. Сайт администрации МО г. Жирновск: [Электронный ресурс]. — URL: https://admzhirn.ru.