Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Современный мир стремительно изменяется, растет темп жизни, педагогические технологии не отстают и также «идут в ногу со временем». В условиях современности возрастает ценность образования и, главное, самообразования. Вектор развития образовательных технологий сегодня — саморазвитие и самосовершенствование ученика через сознательное, активное и осмысленное усвоение нового социального опыта[6].
Очень часто, как современный учитель, работающий в поле реализации современных ФГОС, задает себе вопрос: «Как научить каждого ребенка учиться самостоятельно, направить его на то, чтобы он сам учитывал свои возможности и способности при усвоении иностранного языка, самостоятельно организовал свое время, но при этом не терял мотивации к обучению?» Хочется вооружить каждого ученика таким алгоритмом действий, который способствовал бы не только увеличению «багажа знаний», но и способствовал личностному развитию. Ведь одной из основных задач современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, самостоятельно определять цели своего дальнейшего развития [1].
Создание учащимся языкового портфеля или «языкового портфолио» поможет решить данную задачу.
Языковой портфель обычно состоит из языкового паспорта (личные данные, изучаемые языки, данные о языках общения в семье), языковой биографии (содержит контрольные листы самооценки основных коммуникативных умений в ситуациях речевого общения) и досье (раздел, в котором учащийся собирает весь материал, показывающий его успехи в овладении языками, подтверждающий достижения). В последние годы вопросы, касающиеся языкового портфеля, становятся все более актуальными. Многие школы нашей страны начинают практиковать использование языкового портфеля, во многих странах его уже активно используют и считают одним из главных образовательных тенденций нашего времени. На сегодняшний день, образовательная технология языковой портфель является одним из самых современных и многообещающих технологических средств и используется как инструмент оценки и самооценки учащегося при овладении иностранным языком. Актуальность данной работы заключается в том, что потребности современного общества вынуждают систему образования реформироваться, таким образом, изменяется процесс обучения. Возникают новые формы обучения, контроля, а также самоконтроля учащихся. Одним из них является языковой портфель, который позволяет оценить способность учеников выполнять задания в реальной ситуации, самостоятельно находить информацию и получать необходимые знания, а также повысить интерес к изучению иностранного языка.
Цель исследования: аргументировать основные идеи применения языкового портфеля при обучении английскому языку.
Продемонстрировать, что портфолио является инструментом организации самостоятельной работы по английскому языку.
Задачи исследования:
− дать характеристику понятия «языковой портфель»;
− рассмотреть использование языкового портфель на уроках иностранного языка;
− рассмотреть использование языкового портфеля на уроках английского языка как средства организации самостоятельной работы.
Объект исследования: процесс организации самостоятельной работы по английскому языку.
Предметом исследования является применение языкового портфеля на уроках английского языка в средней школе.
Материалом исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов по методике обучения иностранным языкам с помощью языкового портфеля.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью ее дальнейшего использования при обучении английскому языку учащихся среднего, и старшего школьного возраста.
Методы исследования - анализ теоретической литературы, наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, педагогический эксперимент.
Курсовая работа состоит из введения, двух частей, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. «Языковой портфель» как инновационная технология при обучении русскому языку
1.1 Языковой портфель как средство обучения иностранному языку в школе
Современные требования к качеству обучения в образовании смещают акценты от области знаний к области умений и овладения определенным набором компетенций. Для современной школы необходимы развитие критического мышления, учебное сотрудничество, особые педагогические технологии, в том числе контрольно-оценочная деятельность.
Для того чтобы обеспечить преемственность между контролем и оценкой универсальных учебных действий необходимо обучать учащихся планировать свою деятельность, производить на тех или иных этапах рефлексию, производить корректировку знаний. Одной из современных, перспективных технологий обучения иностранному языку в последние годы становится технология языковой портфель, которая стремительно распространяется в системе образования от раннего обучения до высшей школы [8, с. 36].
По мнению Н. Д. Гальсковой, языковой портфель – это документ, в котором ученик фиксирует свои достижения и опыт в овладении неродным языком [12, с. 201]. О. Г. Поляков дает довольно общее определение языкового портфеля: «Языковой портфель представляет собой собрание работ учащегося, осуществляемое на протяжении определенного времени» [27, с. 296].
Наиболее точное определение находим у Н.Ф. Коряковцевой, «языковой портфель понимается как пакет рабочих материалов, которые представляют тот или иной результат учебной деятельности учащегося по овладению иностранным языком, дающий учащемуся и преподавателю возможность самостоятельно или совместно проанализировать и оценивать объем работы и спектр достижений учащегося в области изучения языка и 8 культуры, динамику овладения изучаемым языком в различных аспектах» [17, с. 45]. Для того чтобы понимать, откуда пришло к нам такое средство обучения иностранному языку, как языковой портфель нужно окунуться в историю. В 2018-2010 годах Отделом языковой политики при Совете Европы в Страсбурге был разработан и пилотирован Европейский языковой портфель как инструмент поддержки развития поликультурности и полиязычия.
В основе Европейского языкового портфеля лежит документ «Общеевропейская шкала уровней владения иностранным языком» («Common European Framework of Reference for Languages»), который был принят Советом Европы в 2016 году в Страсбурге. Цель его заключается в том, чтобы описывать уровни владения тем или иным языком в соответствии с существующими международными стандартами и облегчить сопоставление разных систем квалификаций [29, с. 8].
С апреля 2018 года по согласованию с Министерством образования РФ под эгидой Московского государственного лингвистического университета и при участии экспертов Совета Европы на территории России проводилась апробация проекта «Языковой портфель России», научным руководителем и координатором которого являлась ректор МГЛУ, доктор педагогических наук, профессор И. И. Халеева.
Следует отметить, что термин «портфолио» пришел к нам из области искусства: многие художники и в прежние времена, и сейчас создают портфолио творческих работ. В наш век высоких технологий портфолио художников, дизайнеров, творческих мастерских являются неотъемлемой частью профессионального имиджа, а также широко представлены в интернете [7].
В педагогике «Школьное портфолио» - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения [5].
В нашем случае, «языковое портфолио» или «языковой портфель»- это педагогическая технология, которая позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
В ряду инновационных технологий обучения иностранным языкам языковой портфель выделяется тем, что характеризуется методистами как альтернативная форма контроля, которая позволяет получить динамическую картину учебного и языкового развития обучаемых [2]. Таким образом, языковой портфель учащегося - это не только «собрание работ и достижений», но и инструмент рефлексии.
Другими словами, основная цель создания портфолио учащимися: рассказать о себе, показать все, на что ты способен, посмотреть на себя со стороны, проанализировать свои достижения с целью саморазвития.
То есть, языковой портфель призван помочь учащимся осознать и проанализировать свою успешность в изучении иностранного языка, определить те аспекты, которые нуждаются в целенаправленной доработке.
Языковые портфели могут различаться по содержанию и структуре [2].
В школьной практике можно встретить различные виды языковых портфелей: от портфеля, включающего лишь письменные работы учащегося и демонстрирующего формирование только одного коммуникативного умения – например, письма за время изучения курса [1], до портфеля, который в течение длительного времени отражает динамику роста, достижения и опыт обучающегося в овладении иностранным языком, на которой ученик находится.
С точки зрения, значимость последнего вида языкового портфеля определяется, во-первых, в повышении и поддержании мотивации изучения иностранного языка и придании ему систематического и непрерывного характера; во-вторых, в предоставлении администраторам учебных заведений убедительной и наглядной информации о достижениях учащихся в овладении языком в рамках образовательной программы данного учебного заведения; в-третьих, в обеспечении преемственности и последовательности в международных, национальных и региональных образовательных системах и во взаимосвязях их секторов [5].
Структура такого языкового портфеля может варьироваться в зависимости от целей учителя или ступени образования, на которой находится ученик. Например, языковое портфолио может включать в себя следующие разделы:
языковой паспорт, в котором содержится информация о том, где и когда изучался иностранный язык (языки), приводится оценка уровня владения им через определенные промежутки времени;
языковую биографию, которая представляет собой краткое описание истории изучения языка, включая самооценку коммуникативных умений –чтения, слушания, говорения и письма – с использованием международной шестиуровневой шкалы (или ее адаптированного российского аналога, в котором учтена национальная специфика и отечественные традиции в данной области),постановку целей и планирование своей учебной деятельности; а также специальных контрольных листов (вопросников), призванных указать обучающемуся, на его языковой уровень;
досье, которое составляют документальные свидетельства языкового и личностного развития, изучающего иностранный язык (языки), а именно: сочинения, статьи, доклады, рефераты, а также сертификаты о сдаче всевозможных экзаменов, дипломы, свидетельства об успешном окончании курсов или участии в международной программе и пр. [2].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гальперин П.Я., Запорожец А.В, Эльконин Д.Б. Приемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе. – «Вопросы психологии»; 2013. 184 c.
2. Гальскова И.В. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся в системе модульного обучения: диссертации кандидата педагогических наук / И. В. Гальскова. – СПб., 2016. –168 с.
3. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя – М.: АРКТИ, 2017. 216 c.
4. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика / Н.Д Гальскова, Н.И. Гез Н.И – Москва: Издательский центр «Академия», 2018. – 165 с.
5. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Портфолио в системе педагогической диагностики // Педагогическая диагностика. – 2016. – № 3 – С.56-81
6. Денисов А. Г. Об итоговом контроле обученности иностранному языку / А. Г. Денисов, В. Н. Симкин // Иностранные языки в школе – 2015. – №2. – С. 15-21.
7. Европейский языковой портфель // Мир русского слова. – 2018. – № 1. – С.21-34.
8. Захарова А.В. Развитие контроля и оценки в процессе формирования учебной деятельности // Формирование учебной деятельности школьников. – М., 2012. – С. 107-153.
9. Зимняя И.А. Проектная методика обучения английскому языку / И.А. Зимняя, Т.Е. Сахарова // Иностранные языки в высшей школе. – 2011. – № 3. – С.9-15.
10. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. – М.: Просвещение, 2011.-123 с.
11. Зуевская И. Модель профилизации образовательного пространства // Управление школой. – 2015. № 15. – С. 8-17
12. Иванченко Т.Ю. Языковой портфолио как стратегия изучения иностранного языка в течение всей жизни / Т. Ю. Иванченко // Молодой ученый. – 2013. – №5. – С. 704-707.
13. Ирисханова К.М. Европейский языковой портфель ("European Portfolio"), для филологов, аккредитованная модель / К.М. Ирисханова, Г.В.Стрелкова. – М.: МГЛУ, 2012. – 168 с.
14. Камелина А.В. Управление качеством образования в гимназии на основе педагогического мониторинга: Диссертация кандидата педагогических наук. – Йошкар-Ола, 2013.
15. Караулов Ю.Н. Лингвокультурное сознание русской языковой личности. Моделирование состояния и функционирования. Москва, 1989.
16. Ковалёва Г.С. Совершенствование системы оценки образовательных достижений учащихся В России и за рубежом // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2018. – №8. – С. 41-48.
17. Колкер Я.М. и др. Практическая методика обучения иностранным языкам: – М.: Издательский центр «Академия»,2018. 306 стр.
18. Концепция многоязычия и европейские компетенции владения иностранным языком: Материалы монографии «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка». URL: http//www.linguanet.ru
19. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2010 – 132 с.
20. Кукуев А.И. Педагогический мониторинг личностно-ориентированного образовательного процесса: Диссертация кандидата педагогических наук. – Ростов на Дону, 2018.
21. Лабазина Л.Н. Европейский языковый портфель – средство оценки и самооценки знаний студентов по иностранным языкам // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 2 (35).
22. Лаврухина, Е.А. Социальный спрос и заказ в образовании//Сгес1о new. – 2012. – №1. – С.81-102.
23. Лобода Ю.А. Метод портфолио как метод оценивания результатов обучения // Педагогическая диагностика. – 2015. – № 4. – С. 71-79.
24. Мильруд Р.П. Современный методический стандарт обучения иностранным языкам в школе// Иностранные языки в школе. – 2016. –№ 1. – С. 5-12.
25. Миролюбов А.А. История отечественной методики обучения иностранным языкам / А.А. Миролюбов. – М.: СТУПЕНИ; ИНФРА-М, 2012. – 448 с.
26. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения / Под редакцией А.Г.Каспржака, Л.Ф. Ивановой. – Москва: Просвещение, 2018. – 416 с.
27. Новикова Т.Г. Анализ разработки портфолио на основе зарубежного опыта./Развитие образовательных систем в контексте модернизации образования. – M.: ACADEMIA, АПК и ПРО, 2013. – 70 с.
28. Новикова Т.Г. Папка индивидуальных учебных достижений – "Портфолио" – Профильная подготовка: начало эксперимента. – Москва, Издательский дом «Альянс-пресс", 2018. – С. 177-208.
29. Новикова Т.Г., Пинская Т.Г., Прутченков А.С. Модернизация оценки в системе школьного образования. Портфолио как средство оценивания//Модернизация образовательных систем: от стратегии до реализации. Сб. научных трудов. М.: Академия, АПК и ПРО, 2018. – С.9-19.
30. Новикова Т.Г., Пинская Т.Г., Прутченков А.С. Построение различных моделей портфолио/Методист, 2015 г. – №3. – С.39-42.
31. Новикова Т.Г., Пинская Т.Г., Прутченков А.С. Рекомендации по построению различных моделей и использованию портфолио учащихся основной и полной средней школы/Вестник образования. Профильное обучение. Часть 1. – 2018. – № 4. – С. 98-112.
32. Образовательная политика России на современном этапе: Справка Госсовета России/официальные документы в образовании. – 2012. – № 2. – С. 2-49.
33. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. – М.: Сентябрь, 2018. –240с.
34. Панов Е.И. Цель обучения иностранным языкам на современном этапе развития общества / Е.И. Панов, В.П. Кузовлев, B.C. Коростелев // Иностранные языки в школе. – 1987. – № 6. – С. 28-34.
35. Пейп С.ДЖ., Чошанов М.А. Учебные портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащихся//Директор школы, 2018. – №1. – С.76-82
36. Полат Е.С. Портфель ученика // Иностранные языки в школе. – 2012. – № 1. – С.22-27.
37. Поляков О.Г. Самоконтроль как основной вид контроля в профильно-ориентированном обучении английскому языку // Современные подходы к контролю иноязычных умений: материалы Всероссийской научно-практической конференции – Тамбов, 2015 – С.62-64.
38. Пронина Г.В. Оценочная деятельность учителя/Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учёта их индивидуальных достижений. – Выпуск 2. – Под ред. Л.Е.Курнешовой. – Москва, Центр «Школьная книга», 2015. – С.31-35.
39. Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся. Портфолио [Электронный ресурс]. – URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=449
40. Савонько Е.И. Учебная мотивация при обучении иностранным языкам \\ Сборник научных трудов. Вопросы психолингвистического обоснования обучения иностранным языкам. – М. – 1982. – Выпуск №187. – С. 88- 96.
41. Слободчиков В.И. Инновации в образовании: основания и смысл//Исследовательская работа школьников. – 2018. – № 2. – С. 9 – 18.
42. Соловова Е.Н. Подготовка учителя иностранного языка с учетом современных тенденций обновления содержания образования // Иностранные языки в школе. – 2019. – № 4. – С.8-11.
43. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе / под ред. А. Д. Климентенко, А. А. Миролюбова. – М., 1981. –245 с.
44. Тряпицына Н.П., Родионова. Модернизация общего образования: оценка образовательного результата. – СП, 2012. – 225 с.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. – URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588