Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Школьная программа обучения иностранному языку предполагает овладение общением на изучаемом языке, т.е. умения говорить на иностранном языке, понимать иностранную речь на слух, излагать свои мысли письменно или читать и понимать иноязычный текст. Поэтому только овладение речевыми умениями в разных видах: чтении и понимании, говорении, понимании на слух, письме могут и должны быть основными объектами контроля [8]. Они свидетельствуют об умении общаться с партнером. Знание слов, грамматических форм или правила оперирования ими не могут вообще считаться объектами контроля, ибо такие знания не обеспечивают общения сами по себе.
Недооценка аспекта «Говорение» может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке школьников. Известно, что говорение – очень трудный вид речевой деятельности. Современные выпускники школ практически не владеют данным умением. Создание условий развития лексических навыков должно занимать важное место уже на начальном этапе.
Актуальность темы данной работы определяется проблемой неподготовленности российского среднего образования в теоретическом и практическом планах к сдаче введенного в 2015 году раздела «Говорение» в ЕГЭ по английскому языку. Процесс обучения говорению закладывается на сем этапе обучения в школе, но наибольшее внимание к нему привлечено в старших классах.
Сегодня повсеместно распространяется одна из самых актуальных концепций современного инновационного образования – модель смешанного обучения. Поколение информационного общества уже неспособно воспринимать традиционную систему обучения, у них другие запросы, они сами способны найти ту или иную информацию, для этого им уже не нужен учитель-лектор. Поэтому во всем мире применяется смешанное обучение.
Blended Learning, или cмешанное обучение – это образовательная технология, в рамках которой школьник получает знания и самостоятельно онлайн, и очно с учителем. Такой подход дает возможность контролировать время, место, темп и путь изучения материала. Смешанное образование позволяет совмещать традиционные методики и актуальные технологии [12].
В России такая модель образования только изучается и почти не реализуется. Количество школ, реализующих модель смешанного обучения в России, исчисляется единицами. Вследствие чего весь теоретический материал ссылается на зарубежный опыт, адаптированный к России.
Таким образом, вышесказанное позволило выявить противоречие между:
- необходимостью обучения говорению в старших классах основной школы и отсутствием эффективных практических методов обучения;
- дидактическим потенциалом Blended Learning в процессе обучения говорению в старших классах и отсутствием практического опыта использования инновационной технологии в условиях школы.
Структурированное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы возможности реализации Blended Learning при обучении говорению на старшем этапе основной школы?
Вышесказанное позволило определить тему исследования «Реализация концепции Blended Learning при обучении говорению на старшем этапе».
Цель исследования – теоретически обосновать реализацию Blended Learning при обучении говорению на старшем этапе.
Объект исследования: процесс обучения говорению в старших классах на уроках английского языка.
Предмет исследования: реализация Blended Learning при обучении говорению на старшем этапе.
Поставленная цель, объект и предмет позволили сформулировать задачи исследования:
1. Охарактеризовать говорение как вид речевой деятельности;
2. Описать цели и содержание обучения говорению на уроках английского языка;
3. Описать существующие методы обучения говорению;
4. Дать характеристику понятию Blended Learning;
5. Изучить виды моделей смешанного обучения;
6. Описать процесс реализации модели Blended Learning при обучении говорению учащихся 11 класса.
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды:
- в области изучения говорения как вида речевой деятельности и методов обучения в основной школе (И. А. Зимняя, Н. Д. Гальскова, А. А. Леонтьев и др.);
- изучение моделей смешанного обучения и их применение в условиях общеобразовательных школ (Ю. И. Капустин, М. Н. Мохова, В. Пурмина и др.).
Степень разработанности проблемы. В сущности, концепция Blended Learning появилась уже в шестидесятых годах двадцатого века, но как термин появился в 1999 году в пресс-релизе американского InteractiveLearningCenter (интерактивного учебного центра), который решил сменить название на EPIC Learning. В медиаматериалах говорилось: «… Мы начинаем предоставлять программное обеспечение для обучения через Интернет, используя собственную методологию Blended Learning». Значение термина сильно отличалосьдо того пока не вышла книга авторов Бонка и Грэхема [22], которые уточнили, что смешанное обучение подразумевает микс образования «лицом к лицу» и через компьютер. В наши под Blended Learning подразумевается объединение возможностей Интернета и цифровых медиа с образованием в классах [12].
Методы исследования:
теоретические методы: синтез, обоснование, выборочный метод, анализ документов и анализ теоретической литературы.
-эмпирические методы: составление маршрутных листов.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы на практических занятиях по обучению говорению в основной общеобразовательной школе, при подготовке к сдаче устной части ЕГЭ, для факультативных занятий по английскому языку в старших классах.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы обучения говорению в контексте традиционных методов обучения
1.1. Характеристика говорения как вида речевой деятельности
На сегодняшний день вопрос, связанный с проблемами обучения говорению, стоит на первом месте, в связи с тем, что во многих школах учителя английского языка недостаточно уделяют внимание говорению как одной из главных составляющих в обучении английскому языку.
Устная речь представляет собой речь в устной форме, состоящую из комплексного умения понимать звучащую речь (аудирование) и умения производить речь в звуковой форме (говорение). Устная речь осуществляется при непосредственном контакте собеседников (контактное общение) или может быть опосредована техническим средством (телефоном, магнитофоном, компьютером и т. д.), если общение происходит на большом расстоянии (дистантная речь).
Конечной целью обучения устной речи является выработка у учащихся умений неподготовленной спонтанной речи в рамках тем и ситуаций, предложенных в стандартах и примерных программах.
Говорение – продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием) осуществляется устное вербальное общение. Содержанием говорения является выражение мыслей в устной форме. Продуктом говорения является речевое, а в качестве единицы говорения выделяется речевое действие. Выделяют следующие формы говорения: монолог, диалог, полилог. Благодаря общению с помощью языка отражение мира в мозгу отдельного человека постоянно пополняется тем, что отражается или было отражено в мозгу других людей, — происходит обмен мыслями, передача информации [6].
Процесс говорения представляет собой выражение мыслей в устной форме. В основе говорения лежат лексические, произносительные, и грамматические навыки. В настоящее время в большинстве методов обучение говорению является одним из важнейших направлений преподавания.
С точки зрения психологии структура акта говорения включает четыре фазы [1]:
1) побудительно-мотивационную, при которой у человека проявляется потребность в выражении мысли. Это происходит под влиянием определенного мотива и при наличии определенной цели высказывания;
2) аналитико-синтетическую, представляющую собой свернутые умственные действия по программированию и формулированию мыслей (механизм внутреннего оформления высказывания обеспечивает выбор слов и грамматическое прогнозирование);
3) исполнительную – звуковое и интонационное оформление мысли (на начальном этапе обучения переход программы высказывания к исполнению происходит через родной язык;
4) контролирующую, призванную сообщать о возможных ошибках и способствовать их исправлению; предполагает наличие у говорящего эталона, сформированного в результате языковой практики и сличения собственной речи с ним.
Говорение характеризуется наличием сложной мыслительной деятельности с опорой на речевой слух, память, прогнозирование и внимание. Оно может обладать различной сложностью, начиная от выражения аффектного состояния с помощью простого восклицания, названия предмета, ответа на вопрос и кончая самостоятельным развернутым высказыванием [7]. Этот переход от слова и фразы к целому высказыванию связан с разной степенью участия мышления и памяти.
Сложный процесс вербального общения основывается на действии последовательного включения обеспечивающих его механизмов. Первым этапом является программирование речи — построение смыслового костяка речевого высказывания, того, что человек хочет сказать. Для этого отбирается информация, которую он считает важной, и отсеивается ненужная, второстепенная. Второй этап — построение синтаксической структуры предложения [10]. Прогнозируется общая конструкция фразы, ее грамматическая форма, включаются механизмы, обеспечивающие поиск нужного слова, выбор звуков, наиболее точно его воспроизводящих. Наконец осуществляется проговаривание, реальное звучание речи.
К средствам невербальной коммуникации принадлежат жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации — слова [11]. Соответствие используемых средств невербальной коммуникации целям и содержанию словесной передачи информации является одним из элементов культуры общения.
Это соответствие особо важно для педагога, для которого средства как вербальной, так и невербальной коммуникации являются инструментом его профессиональной деятельности.
На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы:
1. Говорение как вид речевой деятельности опирается на язык как средство общения.
2. В основе говорения лежит осознание значения лексической единицы языка.
3. Речь, как говорение — это вербальная коммуникация, т.е. вербальный процесс общения с помощью языка.
4. Различают следующие виды устной речи: диалогическую монологическую.
5. Для разговорной речи (диалога) характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий.
6. Монологическая речь имеет большую композиционную сложность,
требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алхазишвили, А. А. Психологические основы обучения устной речи / А. А. Алхазишвили. – Тбилиси, 1974 – С.118-120.
2. Английский язык. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка / Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В., Мильруд Р.П., Эванс В. - Москва, Express Publishing: «Просвещение», 2011. – 200 с.
3. Андреева, Н. В. Шаг школы к смешенному обучению / Н. В. Андреева, Л. В. Рождественская, Б. Б. Ярмахов. - Москва. 2016 – 282 С.
4. Артемов, В. А. Психология обучения иностранному языку / В. А. Артемов. – М.: Просвещение. – 1996 – 180 с.
5. Гез, Н. И. Развитие коммуникативной компетенции в ситуациях ролевого обучения / Н. И. Гез // Тезисы докл. На Всесоюзной научной конференции «Коммуникативные единицы языка». М: МГПИИЯ им. М.Тореза. – 1984 – с. 124.
6. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова. – М.: Академия. – 2008 – 366 с.
7. Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии / М. Н. Гуслова. – М.: Академия. – 2010.
8. Зимняя. И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. – М. – 1991 – 263 с.
9. Капустин, Ю. И. Педагогические и организационные условия эффективного сочетания очного обучения и применения технологий дистанционного образования / Ю. И. Капустин. - Москва, 2007.
10. Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А. А. Леонтьев. – М.: Просвещение. – 2001.
11. Мильруд, Р. П. Курс методики преподавания английского языка. / Р.П. Мильруд. – М.: Дрофа. – 2007.
12. Мохова, М. Н. Активные методы в смешенном обучении в системе дополнительного педагогического образования / М. Н. Мохова. - Москва, 2005.–155 с.
13. Образовательная платформа «Moodle» [Электронный ресурс]: URL: https://moodle.org/ (дата обращения 03.01.2022).
14. Пассов, Е. И. Современные направления в методике обучения иностранным языкам / Е. И. Пассов. – Воронеж, 2002 – №22.
15. Пурнима. В. Смешанное обучение. Модели / В. Пурнима //ASTD. 2012. – 213 с.
16. Сайт Blended Learning Universe [Электронный ресурс]: URL:https://www.blendedlearning.org/directory/ (дата обращения 03.01.2022).
17. Сайт смешанного обучения в России [Электронный ресурс] // Российские конференции URL: http://blendedlearning.pro/ (дата обращения: 03.01.2022).
18. Санитарно - эпидемиологические нормы и правила для школ (СанПиН: 2.4.2.2821-10). 2018. –37 с.
19. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций / Е. Н. Соловова. – М.: Просвещение. – 2005.
20. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. - М.: Просвещение. – 2003 – С. 124-139.
21. Щукин, А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учеб. пособие для препод. и студ. 2-е изд. / А. Н. Щукин. – М.: Филоматис. –2006. – 480 с.
22. Bonk C. J., Graham C. R. 200 Handbook of blended learning: Global perspectives, local designs. San Francisco, CA: Pfeiffer Publishing.
23. Moskal P., Dziuban Ch., Hartman J. 2013 Blended learning: A dangerous idea? Internet and Higher Education, Vol. 18, 15-23. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.uws.edu.au/__data/assets/pdf_file/0020/530336/Reading7_Ble ndedLearning-ADangerousIdea.pdf (дата обращения: 03.01.2022).