Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, в условиях постоянных социокультурных трансформаций современного общества, проблемы, связанные с подготовкой людей к осознанному участию в жизни общества и с формированием социальной компетентности, выходит на передний план, т.к. современное общество остро нуждается в творческих и инициативных, ответственных, самостоятельных и сформированных личностях, активно принимающих участие в изучении окружающей социальной действительности.
Проблемы, связанные с социализацией детей и подростков постоянно находятся в центре внимания педагогов. В настоящее время эти вопросы приобрели особую актуальность в связи с неустойчивым состоянием общества, усугубляющимся социально-экономическим кризисом, «конфликтом ценностей», «социальным расколом общества». Такая ситуация особенно болезненно отражается на образовательном процессе. Задача успешной социализации школьников в этом процессе приобретает не только теоретическое, но и большое практическое значение на этапе перехода от подросткового возраста к юношескому. Одновременно, на наш взгляд, этот переходный возраст остается одним из наименее исследованных, в то время как жизнь ставит все новые вопросы, связанные именно с этим неустойчивым, переходным этапом развития от отрочества к юности.
Подростковый период развития человека характеризуется рядом специфических новообразований: развитием самосознания, проявлением чувства взрослости, выраженного в эмансипации, группировании со сверстниками, конформизмом, стремлением самоутвердиться и тому подобное, что ставит этот возраст в ранг "трудных" в образовательном процессе.
Вместе с тем процесс демократизации и гуманизации общественных отношений (в большей мере декларируемых, чем реализуемых) усилил стремление подростков к самостоятельности и независимости, потребность в свободе выбора сферы самоактуализации и самоутверждения. Не находя поддержки своих интересов в семье, в учебном заведении, они нередко попадают под влияние неформальных структур, в том числе и криминальной ориентации. В этих условиях проблема поиска пространства, содержания, способов организации жизнедеятельности подростков, условий их развития и социализации приобретает особую актуальность.
Базовыми в понимании процесса социализации личности явились подходы Андреевой Г.М., Гусельцевой М.С., Мудрика А.В., Ярцева Д.В.
Возрастные особенности подростков рассматриваются в исследованиях Выготского Л.С. Дубровиной И.В., Ремшмидта Х., Эльконина Д.В.
Проблема исследования. Проблема разработки методологических основ создания психолого-педагогических условий позитивной социализации подростков затрагивается в работах ряда отечественных и зарубежных педагогов, с одной стороны, фрагментарно и в других логиках, с другой - относительно общепризнанного решения этой проблемы обнаружить в имеющейся литературе не удалось.
Объект исследования – процесс позитивной социализации у подростков.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия позитивной социализации у подростков.
Целью работы является изучение психолого-педагогических условий позитивной социализации подростков.
В соответствии с целью исследования, мы ставим перед собой следующие задачи:
• изучить физиологические и психологические особенности детей старшего подросткового возраста;
• проанализировать структуру социализации человека;
• рассмотреть понятие «позитивная социализация»;
• выделить психолого-педагогические условия позитивной социализации подростков в образовательном учреждении, семье и в социокультурной и информационной среде.
Методы исследования, используемые в работе – теоретические (анализ, классификация, синтез, обобщение).
Данная работа состоит из введения, двух глав, теоретической и практической, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы изучения психолого-педагогических условий позитивной социализации подростков
1.1. Физиологические и психологические особенности детей старшего подросткового возраста
Подростковый период является периодом завершения детства и перехода к взрослой жизни. Мы взяли за основу возрастную периодизацию Д.В. Эльконина, по его мнению, старший подростковый возраст 15-18 лет. Ведущая деятельность в этом возрасте – учебно-профессиональная, в которой формируются такие новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы, активная деятельность в социальной сфере, самосознание, идеалы и мечты. Подросток сравнивает себя с взрослыми и с детьми и приходит к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый человек. Подросток начинает чувствовать себя взрослым человеком и ждет признания от родителей и сверстников, что он уже самостоятелен и значим в обществе. Основными психологическими потребностями старшего подростка считаются: стремление к самостоятельной жизни, стремление к общению со сверстниками и взрослыми, признание уважения со стороны других людей и эмансипация от взрослых [20, с. 138].
Так, например, И.В. Дубровина считает, что в старшем подростковом возрасте появляются проблемы в воспитательном процессе, и она связывает трудности этого возраста с половым созреванием и становлением личности ребенка. Основным изменением в старшем подростковом возрасте становится формирование у ребенка чувства взрослости, он начинает смотреть на вещи с другой стороны, со стороны взрослого человека. Также у подростка появляется физическое возмужание и это тоже дает ему чувство взрослости, но социальный статус в семье и в своем окружении остается неизменным. И тогда он начинает борьбу за свои права, самостоятельность и за признание, что приводит к конфликту между ним и взрослыми людьми. В этом возрасте происходят изменения и в духовной жизни человека, и в воспитательной работе становится труднее находить общий язык с подопечными. Многие факторы становятся труднопонимаемыми, такие, как изменения в познании подростка, занятия умственной деятельностью, взаимоотношения с товарищами, эмоциональное поведение, этническое и моральное познания. Даже опытным педагогам не просто работать с подростками. Дети в этом возрасте, не замечают чужих проблем, они сконцентрированы только на собственных переживаниях. Одна из главных особенностей этого возраста является смена авторитетных и значимых лиц, а также меняются отношения между взрослыми и детьми [6, с. 124-125].
Главным фактором в воспитании подростка, является возможность дать ему подумать самостоятельно, как воспитать себя, как стать лучше, как преодолеть трудности. Из-за противоречий присущих подростковому возрасту, дети сталкиваются с трудностями саморазвития и самовоспитания.
В старшем подростковом возрасте наиболее сложными становятся отношения с учителями и родителями. Старшеклассники равняются в знаниях на своих учителей, ведь учителя для них являются авторитетами. Учитель, который хорошо знает свой предмет и может держать аудиторию весь урок во внимании, пользуется уважением. Для старшего подростка важно встретить в лице учителя наставника и друга, ведь учителя готовят старшие классы к поступлению в вузы. В старшем подростковом возрасте часто встречаются противоречия и их невозможно проигнорировать и обойти. У старшего подростка возникают вопросы в ведении здорового образа жизни и правильного понимания действительности, в выборе дальнейшего пути во взрослой жизни. Подросток находит в неопределенном состоянии, так как он уже не маленький ребенок, на него возлагаются ответственные дела, но он еще не взрослый человек не всегда может отвечать за свои поступки в полной мере. Поэтому это самый подходящий возраст для воздействия на социальное самоопределение ребенка. К концу старшего подросткового возраста у ребенка накапливается большой объем информации. Он учится структурировать информацию, относится к ней с критической точки зрения, выделять главное и прослеживать причинно-следственные связи. Накапливается жизненный опыт, возникает высокий уровень самосознания, внешние качества уходят на второй план, а главную роль играет духовный мир и нравственные идеалы. Таким образом, подростковый и старший подростковый возраст наиболее подходит для формирования идеального образа у ребенка [11, с. 74-75].
Для старших подростков очень важно мнение взрослых и сверстников и оценка, а также важно проявлять свою силу воли. Происходит воспитание таких черт как целеустремленность, самостоятельность, выносливость, инициативность, мужество, решительность, смелость, интерес к наукам. Важно не пропустить формирование этих черт и корректировать их, а иначе они могут быть направлены не в положительную сторону, а на разрушение личности. Ребенок начинает сравнивать свой внутренний мир с внутренним миром других людей, происходит нравственно-этическое формирование. Формируется понятийное мышление, ребенок начинает анализировать происхождение поступков людей, которые зависят от качества личности, это подталкивает его к самоусовершенствованию. В процессе накопления жизненного опыта, старшие подростки все чаще обращаются к изучению литературы, просмотрам фильмов, обращают свой взор на смысл жизни, человеческое счастье, справедливость, честь, достоинство. Подростки обращают свое внимание на собственную роль в формировании нравственно-этической среды в его окружении. Нравственно-этические нормы подростка формируются осознанно и самостоятельно, но этот процесс может быть нестабильным и фрагментарным. Значительно больших усилий требуется для занятий учебной деятельностью, трудовой и общественной, требуется больше самостоятельности и ответственности.
Х. Ремшмидт выделил следующие задачи развития в старшем подростковом возрасте [13, с. 57-58]:
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Аберкромби, Н. Социологический словарь : Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. С. Тернер ; пер. с англ. И. Г. Ясавеева ; под ред. С. А. Ерофеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Экономика, 2004. - 619, [1] с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению с специальности "Психология" / Г. М. Андреева. - Изд. 5-е, испр. и доп. - Москва : Аспект Пресс, 2009. - 362, [1] с.
3. Бонкало, С. В. Жизненная позиция подростков как основа их саморазвития и самореализации / С.В. Бонкало. – М., 2018. – 280с.
4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Лев Выготский. - М. : АСТ [и др.], 2005. – 670 с.
5. Гусельцева, М. С. Позитивная социализация детей и подростков [Текст] : методология и эмпирика / М. С. Гусельцева, Е. И. Изотова ; Психологический институт Российской академии образования. - Москва : Смысл, 2016. - 319 с.
6. Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая психология : Хрестоматия : Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Сост. И. В. Дубровина и др. - М. : Academia, 1998. – 312 с.
7. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / И. А. Зимняя. - Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. - Москва : Университетская книга; Логос, 2008. – 382 с.
8. Мудрик, А. В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Мудрик — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2011.- 736 c.
9. Нургалиева, А. К. Ответственность подростков и ее формирование в воспитательном процессе школы / А.К. Нургалиева. – Павлодар.: ПГПИ, 2019. – 220 с.
10. Педагогический терминологический словарь. - URL: https://pedagogical_dictionary.academic.ru/ (дата обращения 02.11.2021).
11. Психология развивающейся личности / [А. В. Петровский, В. В. Абраменкова, Т. М. Горбатенко и др.]; Под ред. А. В. Петровского; НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. - М. : Педагогика, 1987. – 238 с.
12. Путятина, О. В. Позитивная социализация обучающихся в условиях общественно-ориентированного образования [электронный ресурс]: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/pozitivnaya-sotsializatsiya/ (дата обращения 02.11.2021).
13. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст : Пробл. становления личности / Х. Ремшмидт; Пер. с нем. Г. И. Лойдиной; Под ред. Т. А. Гудковой. - М. : Мир, 1994. - 319 с. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. акад. РАН Г.В. Осипова. – М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА – М, 1998. 672 с.
14. Сапожкова, Е.С. Роль семьи в социализации подростка. - URL: http://pedagog.pspu.ru/conference/novoselova/digest/section-2/125-rol-semi-v-sotsializatsii-podrostka (дата обращения 03.11.2021.).
15. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] : учебник по дисциплине "Педагогика" для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - 8-е изд., стер. - Москва : Академия, 2008. - 566, [1] с.
16. Технология формирования социальных навыков : Метод. пособие для психологов и соц. педагогов ИТУ / Сам. гос. ун-т [и др.]; [С. В. Березин и др.]. - Самара : Сам. ун-т, 2001. - 209 с.
17. Толстых, Т. И. Становление социальной зрелости школьников на разных этапах развития / Т.И. Толстых. – М., 2016. – 173 с.
18. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. - 2012. - №53 (ч. 1).
19. Фельдштейн, Д. И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста / Д.И. Фельдштейн. – М: Институт практической психологии, 2010. – 304 с.
20. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. Пособие для студентов высш. учеб. Заведений. / Под ред. Эльконина Б.Д.; 4-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 194 с.
21. Ярцев Д. В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. - №6 - 2003. С. 56-59.